Разобраться Партнерский материал

Что происходит в рекламном бизнесе: 5 вопросов к рынку

Что происходит в рекламном бизнесе: 5 вопросов к рынку
Фото: Chesnot/Getty Images

Рынок рекламы в последние годы переживает революционные изменения. Программатик, дополненная реальность, искусственный интеллект, big data — эти и другие технологии активно используют как рекламные агентства, так и их клиенты. Участники рынка поделились своими мнениями о происходящей на нем трансформации и назвали главные тренды и антитренды 2018 года.


№1.

Какие технологии сегодня наиболее востребованы на рекламно-коммуникационном рынке?



Андрей Чернышов

вице-президент по стратегическому развитию, Dentsu Aegis Network, управляющий партнер People&Screens

Прежде всего, технологии, связанные с автоматизацией, машинным обучением и искусственным интеллектом, — без них на рынке уже невозможно конкурировать. Переход от рекламы широковещательной к персонализированной до уровня конкретного человека требует отработки сотен и тысяч сценариев в медиа, креативе и аналитике. Человек уже не способен справиться с таким объемом — на помощь приходят машинное обучение и искусственный интеллект. Вполне вероятно, уже в ближайшее десятилетие созданием и оптимизацией рекламы займутся роботы — на основе базовых сценариев, пока еще разработанных людьми. Автоматизация части функций позволит высвободить время и сэкономить средства.



Сергей Ивакин,

директор по интегрированным маркетинговым коммуникациям, Сбербанк

«Цифровизация» — все больше и больше информации о потребителях, медиа, эффективности. Количество цифр растет экспоненциально — становится все труднее их «переварить». Технологии работы с данными (а клиенты и агентства пока научились использовать только их часть) меняют коммуникационный рынок. Еще года два все будут осваивать новые возможности и адаптироваться к новым реалиям.



Дмитрий Сергеев,

первый заместитель генерального директора, Mail.Ru Group

Все без исключения рынки меняются под воздействием новых технологических стандартов — это полная мобильность и коннективити. Но основная технология, конечно, AI.


№2

С роботами все понятно — а что насчет людей? Какой должна быть современная эффективная команда?



Андрей Чернышов,

вице-президент по стратегическому развитию, Dentsu Aegis Network, управляющий партнер People&Screens

Коммуникационный рынок активно рос в разных направлениях и глубоко ушел в различные специализации. Сейчас он представляет собой очаги знаний, довольно разрозненные и местами дезинтегрированные. Поэтому в современную команду должны входить специалисты, которые глубоко разбираются в своем узком предмете и при этом хорошо понимают рынок в целом. Их совместная работа и обмен знаниями позволяют стыковать различные идеи и технологии, таким образом получая новые продукты и подходы.



Сергей Ивакин,

директор по интегрированным маркетинговым коммуникациям, Сбербанк

Мы наблюдаем трансформацию требований к команде. Ранее клиент должен был иметь project-менеджеров с экспертизой в медиа — этаких «квалифицированных заказчиков». Теперь к ним прибавились T-shaped-специалисты — кроме знаний в узких вопросах, у них должен быть потенциал и желание пробовать новое. Рынок очень быстро меняется — если мы сфокусируемся только на важных сейчас областях, то упустим кучу возможностей.



Дмитрий Сергеев,

первый заместитель генерального директора, Mail.Ru Group

Эффективная команда должна быть умной, открытой, «плоской».


№3.

Весь год звучит слово «трансформация».

Что для вас и вашего бизнеса значат происходящие на рынке перемены?



Андрей Чернышов,

вице-президент по стратегическому развитию, Dentsu Aegis Network, управляющий партнер People&Screens

Бизнес коммуникационных агентств строится на уровне экспертизы более высоком, чем в среднем по рынку. Ее заказчик может купить и тем самым избавить себя от необходимости создавать дорогостоящий ресурс внутри своей компании. В периоды трансформации рынка такая внешняя экспертиза всегда более востребована. Поэтому для нас как для группы сегодняшние рыночные перемены — возможность еще более быстрого роста.



Сергей Ивакин,

директор по интегрированным маркетинговым коммуникациям, Сбербанк

Для нас это «Business as usual» — Сбербанк постоянно трансформируется быстрее рынка. Это в том числе вызвано низкой стартовой точкой — сейчас уже мало кто помнит про обеденные перерывы (а прошло лишь 10 лет), а сейчас у нас более 30 млн пользователей мобильного приложения. Каждый год мы меняемся достаточно сильно. Мы становимся технологической компанией и начинаем рекламировать не только финансовые услуги. С каждым годом появляются все новые компетенции, а старые становятся ненужными. Поэтому перемены рынка органично вписываются в нашу деятельность — это просто еще один фактор, который мы учитываем в нашем плане изменений.



Дмитрий Сергеев,

первый заместитель генерального директора, Mail.Ru Group

Мы эту трансформацию во многом и совершаем. Но и нам нужно постоянно находиться в тонусе и следить за изменениями. Основной тренд — наличие всех факторов для рывка на рынке электронной коммерции.


№4

Назовите главные тренды этого года



Андрей Чернышов,

вице-президент по стратегическому развитию, Dentsu Aegis Network, управляющий партнер People&Screens

Главный тренд этого года — бурный рост интернет-рынка и интернет-бизнесов (как органический, так и через слияния и поглощения). Наибольшее число новых проектов и сделок происходит в секторе электронной коммерции и в сфере создания и дистрибуции контента (прежде всего видео). Благодаря этому интернет стал медиа №1 по объемам рекламы, а интернет-бизнесы вошли в число крупнейших рекламодателей во всех медиа.



Сергей Ивакин,

директор по интегрированным маркетинговым коммуникациям, Сбербанк

Адресация: коммуникация становится очень адресной. Это хорошо заметно в Digital и программатике. Мы сделали адресуемую наружку в этом году и ждем, когда ipTV принесет адресность в телевизоры всех россиян.



Дмитрий Сергеев,

первый заместитель генерального директора, Mail.Ru Group

ML везде и во всем. Большой тренд на приватность и регулирование по всему миру.


№5

А что, напротив, устарело, не работает — и даже вредит?



Андрей Чернышов

вице-президент по стратегическому развитию, Dentsu Aegis Network, управляющий партнер People&Screens

Основной антитренд — устаревший менталитет заказчиков услуг коммуникационного рынка. Для некоторых ценовая составляющая всё еще важнее экспертизы. В условиях повышающейся прозрачности и развития открытых рекламных платформ рынок практически избавился от «телефонных байеров». Эффективные решения создаются не за счет цены, а благодаря высокой экспертизе людей, которая не может стоить дешево. Теперь отделы procurement, все еще выбирающие подрядчиков по самой низкой цене за медиа, не помогают собственному бизнесу, а стреляют ему в колено. К счастью, эта ситуация понемногу меняется. И мы рады видеть тому подтверждение в лице крупнейших клиентов Dentsu Aegis Network.



Сергей Ивакин,

директор по интегрированным маркетинговым коммуникациям, Сбербанк

Традиционный SMM (посты в пабликах собственных соцсетей), конечно, не вредит, но пугающе неэффективен. Требования к контенту и каналам его распространения изменились очень сильно. Поэтому SMM настоящего не ограничивается «постами» — это огромное разнообразие форматов (и далеко не только работа с собственными пабликами). Мы в Сбербанке развиваем Media Hub — это часть команды интегрированных коммуникаций, которая комплексно подходит к работе с социальными медиа, может производить подходящий контент и распространять его через многие каналы.



Дмитрий Сергеев,

первый заместитель генерального директора, Mail.Ru Group

Кликбейт.