Анатолий Конухов, Дмитрий Кравцов и Антон Бакулев основали компанию Coda Devices в 2015 году. Она разрабатывает раман-спектрометры — устройства для анализа и определения химических веществ. В августе 2019 года Coda Devices купил американский производитель оптического оборудования Thorlabs. К моменту продажи на базе технологии Coda уже работали более 250 устройств в 10 странах мира. На конференции Russian Startups Go Global Анатолий Конухов рассказал, как его стартап выходил на полицейских и как его готовили к продаже.
Выбрать красный океан
В 2015 году мы получили от Университета Дьюка (Северная Каролина) эксклюзивную лицензию на технологии спектрометрии, а также базу для создания продукта — спектрометра. По технологии Университета Дьюка он работает быстрее и точнее — и доступен по цене.
Рынок спектрометров — классика красного океана, абсолютная конкуренция. Спектрометрия начала развиваться еще в первые десятилетия 20 века. Сегодня на рынке более 20 крупных игроков, которые уже больше полувека занимаются разработкой спектрометров. Это максимально готовый продукт, который активно использует индустрия.
Мы пошли в нишу и выбрали рынок полиции, потому что именно полицейским свойства нашего прибора подходили больше всего. У нашего спектрометра высокая скорость анализа: когда сотрудники на задании, им нужно быстро принять решение, задерживать человека или нет. Прибор обладает высокой точностью: в Штатах, чтобы задержать человека, нужны веские доказательства и задержание по ошибке чревато большим штрафом. Ко всему этому добавляется доступность, так как в США полиция может испытывать проблемы с бюджетированием.
Мы изучили своего клиента от и до. Например, знали, что в большинстве случаев полиция работает в перчатках, — в нашем спектрометре физическая клавиатура, тогда как у классического продукта на рынке тачскрин. У полицейских, которые часто работают на заданиях, бывает дальнозоркость из-за возраста, — у нашего прибора большой экран.
Привлечь к продажам полицейских
Создать продукт — хорошо, сделать его качественным — вдвойне круто. Теперь его нужно донести до конечного потребителя. У нас была следующая конфигурация: два продавца и один лидогенератор на восточном побережье — и два продавца и один руководитель на западном. Это позволяло вести продажи эффективно: мы охватывали все регионы.
Нашими продавцами были бывшие сотрудники полиции: свой продавал своим. Работало на «ура». Через некоторое время мы перевели всех продавцов полностью на бонусную оплату.
Дальше мы пошли в сторону партнерских сетей, дистрибьюторов. Большинство из них уже были закрыты договорами с крупными производителями. Процесс выхода в партнерские сети занял много времени, и даже в момент продажи компании он продолжался.
Вдобавок мы попробовали лоббирование. Если потратить два месяца на поиск контактов, то можно выйти на достаточно интересных людей. Мы были в одном рукопожатии от генерала Келли (экс-министра внутренней безопасности США), что мне, мальчику из Кишинева, казалось чем-то нереальным.
На момент продажи у нас были проверенное устройство, которым пользовались в 10 странах мира, налаженные бизнес-процессы, эксклюзивные технологии и профессиональная команда.
Многие спрашивают, не жалко ли было продавать компанию: «Ведь это же твой ребенок!» Да, но ребенка важно вовремя отпустить.
Дальнейшее масштабирование не принесло бы увеличения маржи. Мы рассмотрели различные варианты, пообщались с инвесторами и решили, что пора продавать.
Что нужно, чтобы построить успешную компанию в США?
Продукт, который удовлетворяет потребности пользователей и за который готовы платить.
Эксклюзивные технологии, которые позволяют снизить влияние конкуренции на компанию.
Команда, которая реализует, с одной стороны, бизнес, с другой — техническую часть продукта.
Продать за пять годовых выручек
Вы можете самостоятельно продавать компанию: искать контакты, находить покупателей, вести с ними переговоры. Мы пошли по более простому пути и выбрали себе инвестиционного банкира — человека, который сводит продавца с покупателем, в нашем случае — торгует своими контактами. Он помог нам найти потенциальных покупателей, подготовить презентацию и провести переговоры.
Чтобы правильно выбрать инвестбанкира, надо узнать, какие контакты у него есть, подходят ли они вам, были ли похожие сделки. На базе предыдущих историй понять, сколько в среднем длится сделка, есть ли у инвестбанкира достаточно ресурсов, чтобы провернуть ее, будет ли она интересна ему самому. Будете ли вы в топ-5 клиентов, с которыми инвестбанкир работает постоянно, или окажетесь где-то внизу, куда он возвращается по остаточному принципу.
С принятия решения о продаже компании до закрытия сделки прошло полтора года. Мы рассмотрели 100 потенциальных покупателей. Из них активно общались с 20, а близкие переговоры вели с 10. Провели 5 демонстраций. Из всего этого получилась одна продажа.
Цена компании может определяться по нижней и верхней оценке, по материальным и нематериальным активам, по оценке рынка, технологии — вариантов много. В нашем случае все сводилось к пятикратному доходу компании за год.