Как открыть свою dark kitchen

Как открыть свою dark kitchen
Фото: Unsplash

«Темная кухня» — это ресторанная кухня без самого ресторана, работающая на онлайн-клиентах в радиусе полутора-двух километров. Эта бизнес-модель сейчас активно развивается в мире, в России тоже запустилось несколько подобных проектов. Основатель одного из них, Михаил Рейдер, рассказал, с какими трудностями придется столкнуться, если вы решили открыть свою собственную «темную кухню».

Найти звезду

Сразу думайте о том, как обеспечить себя заказами в выбранной локации. Если открыть Яндекс.Еду на Покровке, то там вы увидите 250 ресторанов, и скорее всего, у второй сотни продажи нулевые. Здесь нельзя добыть нефть, просто воткнув палку. Чтобы клиент выбрал dark kitchen, а не известный оффлайн ресторан, надо сильно выделиться и уметь донести отличие. Это задача не из простых — вам придется придумать сильную виральную историю для своего проекта.

Сравните себя с офлайн-ресторанами схожей концепции: просто спросите в заведении, сколько у них в день заказов онлайн или посчитайте курьеров. Когда мы открывали «Варламов Есть», мы знали, что есть механизм, с помощью которого мы сможем привлекать людей извне, — собственно, Илья Варламов и его аудитория. Для теста мы неделю поработали без каких-либо анонсов от него — и не получили ни одного заказа. После первых тестов и первой тысячи людей, испытавших вау-эффект, задача упрощается — нужно сохранять качество.

Промоутеры и трюфели

Dark kitchen может привлекать клиентов множеством способов: это могут быть селебрити со своими соцсетями, реклама в Facebook и даже обычные промоутеры, раздающие листовки. Или промо в системе доставки вроде «купи один, второй бесплатно» — какое-то время будете болтаться наверху, и можно заработать постоянных клиентов, если продукт крутой. В центре Москвы есть риск, что платформа доставки (Яндекс.Еда или Delivery Club) не будет делать с вами акцию просто потому, что им неинтересно. Да и вообще — сейчас там берут только знаковые проекты: рынок перенасыщен предложением. Но все может измениться, так как спрос растет.

Еще одной фишкой может стать доступ к источнику дорогого продукта по оптовой цене — какому-нибудь трюфелю, крабу. В Лондоне есть офлайн проект бургеров с лобстерами. У российских, кстати, ребят была идея — низвести лобстеров из категории лакшери до еды для обычных людей. И это получилось, при этом они стали крупнейшим импортером лобстера.

Шашлычная «на районе»

Сейчас, когда выделиться из 250 ресторанов в округе сложно, риски довольно высоки: возможно, заказов будет мало или не будет совсем. Поэтому стоит начать с комбинации офлайн и онлайн продаж. Если вы открываетесь не за инвестиционные, а за свои деньги и не можете ждать, пока рынок созреет, лучше параллельно встать на фудкорт или поставить фудтрак — и сравнивать. Если 80% прибыли будет приносить онлайн, то следующую локацию можно сделать чисто в онлайн.

В открытии Dark Kitchen «на районе» есть проблема курицы и яйца. В условном Бутове была всегда только «Шашлычная у Петра» и «Мак» на заправке. Люди привыкли к такой ситуации, и им не придет в голову открывать там приложение. А если и придет, то они не увидят там ничего и закроют его надолго. Открываясь на окраине, ты прокладываешь дорогу для остальных, а это всегда тяжело.

Как и в любом бизнесе, концепция — самое важное, и тут можно полагаться только на чутье. В Uber Eats поке (сырая рыба или морепродукты с рисом и овощами) был топ трендом еды в Америке и в Европе. Я это увидел и понял, что это сработает и у нас. Большой ассортимент, кстати, приводит к увеличению отходов, так что моно-кухня — отличный вариант для начала.

Ошибаться — нормально: мы пробовали элементы индийской кухни, которые, как я был уверен, зайдут, но чутье меня подвело. Еще мы решили делать настоящий бефстроганов из мраморной говядины, класть много мяса. Люди это не оценили — в этом блюде обычно некачественность мяса забивается соусом, они не почувствовали разницы, несмотря на все наши рассказы о том, что у нас единственный в своем роде, настоящий бефстроганов. Сейчас мы планируем тестировать аранчини — сицилийские рисовые шарики с фаршем, которые почти никто в Москве не делает. Что из этого получится — пока неясно.

Экономия и масштабирование

Основная экономия при открытии dark kitchen — на ремонте зала. Может, повезет и попадется готовая кухня, из которой кто-то съехал, тогда затраты на открытие минимальны,  от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. На полноценный ремонт помещения — пол, потолок, стены, сигнализация — уйдет несколько миллионов. Арендовать чьи-то мощности не получится — такие кухни заточены под редкие заказы, кейтеринг, поэтому время там очень дорогое, да и находятся они в промзонах. Холодный цех и узкий ассортимент снижают стоимость и требования к помещениям. Кроме того, затраты отличаются, если у тебя фабрика и несколько кухонь или все производство на одной кухне. Во втором случае себестоимость производства будет, конечно, выше.

Регионы сильно отстают от столицы, а в Москве dark kitchen только появились. Нужно больше спроса, но я не исключаю, что у кого-то получится открыться в других городах.