Дизайн-стратег Мэттью Манос: в будущем мы увидим Facebook для сантехников

Дизайн-стратег Мэттью Манос: в будущем мы увидим Facebook для сантехников
Мэттью Манос / Фото: Катя Туркина/Inc.
Международное дизайн-агентство Verynice делает половину заказов бесплатно. Основатель агентства Мэттью Манос считает, что такой подход позволяет бизнесу не только зарабатывать деньги, но и менять мир к лучшему. Среди клиентов агентства — Google, NASA, UNICEF и Amnesty International. Известность Маносу принесла изобретенная им методика Models of Impact (интегрирована в курс MBA Калифорнийского колледжа искусств). С ее помощью любой человек может за 10 минут придумать бизнес-идею, основываясь на случайных параметрах. 17 апреля Мэттью Манос, эксперт онлайн-школы городских предпринимателей Vector, прочитал лекцию о бизнесе и изменениях городской среды в рамках Недели Института «Стрелка» и рассказал в интервью Inc., как с помощью игральных костей придумать стартап, почему не стоит обращать слишком много внимания на тренды и как взросление миллениалов повлияет на бизнес.

«На смену технологиям может прийти отказ от них»

Мне потребовалось 70 долларов для запуска Verynice. На эти деньги я купил домен и оплатил хостинг. У меня на компьютере уже были дизайнерские программы, так что оставалось только найти клиентов, которые и финансировали наш дальнейший рост. Да, мы росли гораздо медленнее, чем большинство бизнесов, но у меня — 100% компании, потому что мы добились всего самостоятельно и без чужих денег.

У всех стартапов есть похожая проблема. Возьмем, например, Instagram. Они продались Facebook за 1 млрд долларов, при этом не заработав ни доллара. Стартапы слишком рассчитывают на венчурные капиталы и не думают, как будут зарабатывать. Что хорошо в такой модели — она помогает людям быстро запуститься.  Но она не учит их экономической независимости, и это плохо.

Бизнес-мир становится многоотраслевым. Honda и Ford никогда бы не подумали, что поисковый сервис Google будет их конкурентом в автомобильном бизнесе, со своими беспилотными автомобилями. В этом наше будущее: любая компания может прийти в любую отрасль. Думайте о своем бизнесе в этом ключе. Ваша компания тоже может стать многоотраслевой.

Мэттью Манос

Фото: Катя Туркина/Inc.

Очевидный тренд — бизнес в области здравоохранения. У американцев, например, есть глубокая неудовлетворенность нынешним состоянием дел в этой сфере. Кроме того, миллениалы, запускающие сегодня стартапы, становятся старше, обзаводятся детьми —  и начинают активнее пользоваться услугами сферы здравоохранения.

Все циклично: на смену технологиям может прийти отказ от них. Во времена промышленной революции буйным цветом расцвели ремесла и искусство, люди делали книги своими руками. Людям свойственна ностальгия. Отчасти поэтому Трампа и выбрали… Новое поколение стартаперов либо выйдет на какой-то совершенно новый уровень (например, нас сделают киборгами), либо вообще отвергнет технологии (и уйдет в лес).

Нишевость — вот что станет трендом. Второго Facebook не будет, хотя попытки его создать предпринимаются регулярно. В будущем мы увидим очень специализированные сообщества: «Facebook» для сантехников, для фермеров и т. д.

Рост — не всегда показатель успеха. Во многих случая попытки превратить свое дело в большое предприятие с тысячами сотрудников отдаляют от настоящей цели, для которой этот бизнес начинался. Мы сознательно остаемся небольшой компанией — чтобы делать то, ради чего все это затевалось.

Мой совет — не отвлекайтесь на тренды. Когда, вместо того чтобы сосредоточиться на нуждах покупателей, вы концентрируетесь на трендах, то создаете временный бизнес.

«Люблю использовать для выбора моделей кости»

Наша методика Models of impact позволяет любому человеку за короткий срок придумать бизнес-идею, основываясь на случайных параметрах. Благодаря ей, еще на этапе зарождения бизнеса можно соблюсти баланс между помощью другим и зарабатыванием денег.

Как работает Models of impact

Представьте, что перед вами три списка. В первом — 20 бизнес-моделей (например, B2 °C, e-commerce, мобильное приложение и т. д.). Во втором — 20 способов сделать бизнес социальным (привлекать к работе определенные группы населения, перечислять часть дохода на благотворительность и т д.). Наконец, в третьем списке — 20 сфер, трендов, технологий, мировых проблем, потенциальных аудиторий, ваших лучших качеств, — в общем, чего угодно.

Теперь подбросьте игральные кости и получите три цифры — по одной для каждого списка. В результате получится три параметра. Теперь самое интересное: подумайте о бизнесе, который идеально объединил бы все три. Слишком просто? Возьмите по два (а то и три) пункта из каждого списка. В результате можно не только придумать новый бизнес с нуля, но и понять, как сделать его социально-ответственным или монетизировать каким-то неожиданным способом.

Для выбора моделей люблю использовать кости. Но вместо них можно использовать шляпу с цифрами или мобильное приложение с виртуальными костями, а можно просто попросить друга выбрать любые цифры от 1 до 20.

Рандомизация позволяет выйти за пределы зоны комфорта. А упорядоченность приводит к необъективности. Если тебе предложат выдвинуть какую-то идею и не дадут ограничений, то, скорее всего, ты предложишь что-то знакомое. А если дадут кости и ограничат случайными факторами, которые придется комбинировать, может появиться на свет неожиданная для тебя концепция. Например, на нашем воркшопе в Институте «Стрелка» возникла идея создать машины без водителей, которые используют мусор, чтобы генерировать еду.

Фото: Катя Туркина/Inc.

После воркшопов люди часто хотят добавить в свой бизнес социальную составляющую. Например, Ольга, владелица турагентства, специализирующегося на маяках, передает часть своей прибыли на реставрацию и защиту маяков, — это помогло ей найти новую мотивацию в работе.

Многие прогорают из-за того, что начинают с идеи и пытаются найти бизнес-модель, которая к ней подойдет. Мы учим прямо противоположному: использовать модели как катализаторы идей. У бизнес-модели очень устойчивая основа, а когда строишь идею вокруг чего-то устойчивого, больше шансов преуспеть.

«Подписание договора вносит истинную ценность в работу»

Компания Verynice использует модель 50/50. Половина нашей работы направлена на то, что мы на самом деле хотим делать, — влиять на этот мир. Это неотъемлемая часть нашей деятельности, которую мы всегда держим в голове. Мы выбрали эту модель не из стратегических, а из философских соображений. То, что ты посвящаешь половину своего времени изменению мира, определяет и тебя самого.

Работать безвозмездно нужно ради какого-то важного повода или для человека, в которого ты веришь.
Тогда у тебя возникнет желание сделать проект максимально хорошо.

Своим клиентам и волонтерам мы отправляем договоры на безвозмездную работу, где устанавливаем временные рамки, подходящие обеим сторонам. После того как договор подписан, проект внезапно становится точно таким же, как и любой другой, за который платят. Подписание договора — момент, когда мы вносим истинную ценность в работу, вешаем на нее ценник.

В Verynice мы делаем безвозмездную работу только для некоммерческих организаций. Каждый их доллар, который мы экономим, может быть реинвестирован в какое-то полезное дело.

В Verynice около 500 фрилансеров и волонтеров (дизайнеры, арт-директора, редакторы). Всем новичкам мы отправляем опросники об их опыте работы, интересах и примерной загруженности. Когда у нас появляется проект, мы просто находим в нашей базе идеально подходящего человека. Тот, чьи интересы совпадают с интересами заказчика, скорее всего, будет работать над проектом с удовольствием.

Чтобы быть успешным и счастливым одновременно, нужен баланс. Если ты только зарабатываешь деньги, то не чувствуешь удовлетворенность жизнью. Если только отдаешь, то не сможешь выжить.

Мэттью Манос

Фото: Катя Туркина/Inc.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.