• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

Как компания из Калининграда покорила мир и заработала миллиарды на бесплатной CRM. История «Битрикс24»

«Битрикс24»: как покорить мир и заработать миллиарды на бесплатной CRM

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

Дневник предпринимателя: как разработчикам пришлось стать курьерами, чтобы «подсадить» столовые на фудтех

Дневник предпринимателя: как разработчикам пришлось стать курьерами, чтобы «подсадить» столовые на фудтех
Иллюстрация: Анастасия Пожидаева

Ситуация: вы — айтишник и потратили с коллегами полгода на разработку единой онлайн-платформы для служб доставки еды, а она им не «зашла». Первая мысль: куча времени, нервов и денег потрачена зря, подсчитываем убытки и расходимся. Но команда «Сытого офиса» решила поступить иначе — развозить обеды самостоятельно. Вот что из этого вышло.


Нестандартный клиент


Последние несколько лет моя тольяттинская компания «Бизнес-Софт» специализировалась на разработке приложений по доставке еды для ресторанов и кафе. Сделали их более 100, пока очередной клиент не поставил перед нами нестандартную задачу. Владельцу столовой из Омска понадобилось приложение для регулярного заказа обедов в офисы. При этом традиционные мобильные решения для пиццерий и суши-баров нашего нового клиента не устраивали из-за особенностей его заведения:

  • меню столовой меняется каждый день (но известно на неделю вперед);
  • днем заведение работает в своем обычном режиме — с линией раздачи, разносами и т. д.;
  • все заказы на доставку обедов в офисы должны приниматься до 10 утра (чтобы успеть их упаковать и доставить).

Мы учли все пожелания клиента и разработали совершенно новое приложение, которым он остался доволен. Но эта история подтолкнула нас глубже изучить рынок доставки обедов в офисы. В результате родилась идея проекта «Сытый Офис» — единого приложения для заказа еды на каждый день. Для себя мы сразу решили, что это должен быть маркетплейс, чем-то напоминающий Delivery Club.


«А может будем доставлять?!»


Мы с жаром приступили к работе над новым проектом и через полгода «выкатили» новую онлайн-платформу. С ее помощью клиенты могли легко и просто заказывать себе еду на каждый день, а доставщики — принимать заказы (вместо звонков по телефону и Excel-файлов, вложенных в электронную почту).

В успехе мы были уверены и надеялись услышать Shut up and take my money — ведь ничего подобного на рынке доставки обедов в офисы еще не было. Вопреки нашим ожиданиям, никто особо идеей не проникся: «Да, это интересно, возможно, клиентам так будет удобнее, но менять привычную нам модель работы не хотим».

Полгода мучений — и ни-че-го! Я был крайне разочарован, как и коллега, которого пригласил на работу исключительно под этот проект. Именно от него в один прекрасный день я услышал фразу, которая поменяла формат «Сытого Офиса»: «Максим, а может будем доставлять?! У меня машина всё равно пока на гарантии :-)».

Признаюсь, никогда особо не хотел заниматься чем-то оффлайн, но тут всё сошлось! Ведь у нас было всё готово для запуска собственной службы доставки.

Проект переформатировали буквально за месяц — в состоянии бешеного драйва и ощущения чего-то нового и неизвестного впереди. Мы еще не понимали, как это всё будет работать, но верили в успех. Технической работы предстояло немного: программисты слегка изменили приложение и сделали «на коленке» первую версию сайта. Но возникли сложности: по нужному нам адресу — сытыйофис.рф — располагался заброшенный сайт какой-то провинциальной столовой. Но дня за два до отправки в типографию первого рекламного макета случилось чудо! Я решил ещё раз проверить — и он оказался свободен. Зарегистрировали его в тот же день — 11 сентября 2018 года.


«Крафт» из столовой


Параллельно с техническими работами начались поиски поставщиков еды. Важный нюанс: мы решили сотрудничать не с компаниями, специализирующимися на доставке обедов, а со столовыми.

Первые же встречи с потенциальными партнерами вселили в меня уверенность. Во-первых, некоторые директора столовых уже подумывали о доставке, но заниматься непрофильным делом не хотели. Во-вторых, мы предложили им бесплатно войти в наш маркетплейс: договор, меню — и начинаем работу. В-третьих, столовым достаточно было тратить на сбор заказа только час своего рабочего времени — с 10 до 11 утра, когда блюда уже приготовлены, а большого потока людей нет.

Нам пришлось придумать с нуля, описать и строго регламентировать все рабочие процессы партнеров. В отличие от большинства ресторанов, столовые никогда не занимались доставкой, — для них всё было в новинку (впрочем, как и для нас). Мы учили их — и параллельно учились сами.

Например, ни в одной столовой не нашлось нормальной одноразовой тары. То, что они использовали на раздаче для самовыноса, нам категорически не подходило: выглядит дешево, тепло не держит, герметичность отсутствует. Мы детально изучили предложения на рынке и настояли на приобретении качественной посуды. То же самое с пакетами — партнерам пришлось раскошелиться на качественный «крафт». Нам очень хотелось дотянуть уровень упаковки еды из столовых до привычного для большинства ресторанов.


Суета на «буфере»


Первый месяц после запуска я сейчас вспоминаю с улыбкой, а тогда всем нам было не до смеха. Происходил полный треш: столовые в спешке укладывали продукты криво, посуда протекала, а курьеры путали заказы… Чтобы обнаружить узкие места, нам самим приходилось упаковывать еду вместе с работниками столовых и ездить по маршрутному листу к заказчикам.

Каждый день приносил новые проблемы, которые приходилось быстро решать в ручном режиме. Например, курьеры поначалу регулярно путались с заказами и увозили чужие пакеты — из-за того что наш сервис сотрудничает с несколькими столовыми. Вот как это работает: в 11 часов каждый курьер приезжает в «свою» столовую и забирает все заказы (в том числе те, которые доставят клиентам его коллеги). Затем все встречаются в специальной точке (мы называем её «буфер») и обмениваются пакетами, — со стороны это похоже на беспорядочную суету (но на самом деле — нет).

Чтобы исключить путаницу, мы присвоили каждому курьеру номер — его еще на этапе сборки заказа в столовой указывают прямо на пакете с едой. Теперь весь процесс обмена заказами на «буфере» происходит очень четко, быстро и безошибочно. На всё про всё — 3 — 4 минуты. Уже в 11:20 курьеры разъезжаются по своим маршрутам с горячей едой для клиентов.

У каждого участника нашей системы (курьера, столовой, администратора) есть собственное мобильное приложение. Вообще, доставка еды — это история больше про IT и логистику. Чем выше уровень автоматизации — тем мощнее КПД и производительность.


Что дальше?


Еще когда появилась идея «Сытого Офиса», было понятно: этот проект потребует сторонних инвестиций. На собственные средства я смогу сделать только информационную систему и проверить ряд гипотез. С этой задачей мы успешно справились: продукт оказался востребован и работает без сбоев. Но для развития проекта вглубь и вширь нужны деньги.

Мои попытки представить проект на некоторых инвестиционных площадках успехом не увенчались. Тогда я решил зайти с другой стороны: стал стучаться в Facebook к тем, кто имеет отношение к фудтеху. В итоге через трех — четырех «друзей друзей» познакомился с Александром Горным — он тогда только-только запустил с коллегами площадку United Investors, где любой стартапер может разместить свой проект и представить его на суд инвесторов.

Что я и сделал. Проектом заинтересовались сразу несколько инвесторов, мы провели ряд встреч — и аллилуйя, в нас поверили и вложили деньги! Появился шанс сделать из небольшой местной доставки большой федеральный сервис корпоративного питания. А значит, у придуманного нами проекта — большой потенциал, — и это уже не только мое мнение. Как сказал один из заинтересовавшихся проектом инвесторов: «Люди едва ли в ближайшее время перестанут есть и ходить на работу».