Разобраться • 16 ноября 2024
В офисе хорошо, а дома лучше: можно ли стать сильным специалистом на удаленке
В офисе хорошо, а дома лучше: можно ли стать сильным специалистом на удаленке
Текст: Евгений Шеленков, руководитель проекта «Битрикс24//Университет»
Фото: Justin DoCanto, Unsplash
С 2020 года многие компании перешли на удаленный формат работы. Плюсы такого подхода очевидны — сотрудник не тратит время на дорогу, может работать в привычной обстановке и путешествовать чаще, чем раз в год в отпуске. Однако есть неочевидные минусы. Например, исследования компании Alliance Virtual Offices показали, что удаленщики на 38% реже получают бонусы, при том что работают сверхурочно они чаще. Всегда ли удаленка хороший вариант, какой формат работы выбрать специалисту и как это повлияет на его карьерное развитие, разобрался для Inc. руководитель образовательного проекта «Битрикс24//Университет» Евгений Шеленков.
После пандемии удаленный формат работы стал необходимым условием выживания бизнеса. Так что с 2020 года сотрудники научились эффективно планировать время, искать баланс между трудом и отдыхом, а компании — перестраивать процессы под новую реальность и развивать корпоративную культуру без встреч в офисе.
Особенно модель «домашнего офиса» распространилась в сфере IT — по понятным причинам. Переход на «ремоут» в итоге прижился не везде: очевидно, что этого не произошло на производствах в госсекторе, где эффективность работы во многом зависит от личного присутствия и решения вопросов здесь и сейчас.
Несмотря на популярность и удобства удаленки, постепенно люди возвращаются в офисы, а работодатели все больше настаивают на гибридном или очном формате работы. Однако проблема в том, что сотрудники уже привыкли трудиться в уютной домашней обстановке. Согласно исследованиям сервиса «Работа.ру», треть россиян хотела бы перейти на дистанционный формат или продолжить работать удаленно. Тренд подтверждает и опрос платформы «Суперджоб»: 40% респондентов даже готовы получать меньшую зарплату за возможность работать вне офиса.
И их можно понять: удаленка открыла новые возможности для жителей регионов, семей с маленькими детьми, людей с ограниченными возможностями. С другой стороны, у удаленного формата есть разрушительные для карьеры стороны. Но сначала подробнее о хорошем.
Так почему же работники стремятся перейти на удаленку и для некоторых это становится критичным фактором при принятии оффера? Этому способствует целый ряд причин.
Есть и обратная сторона медали: удаленный формат работы не так идеален, как это может показаться с первого взгляда. Теперь о минусах удаленки, и речь идет не только о невозможности воспользоваться корпоративным спортзалом или игровой зоной.
«В наше время есть искушение считать, что все проекты могут разрабатываться в электронных письмах и чатах. Но это безумие. Идеи рождаются во время случайных встреч и отвлеченных разговоров. Натыкаешься на кого-нибудь, спрашиваешь, как дела, восторгаешься — и вскоре уже бурлишь миллионом идей», — говорил сооснователь корпорации Apple.
Если опытные сотрудники готовы принимать риски и минусы удаленного формата, адаптируясь под заданные компанией условия, то для начинающих специалистов офис или гибрид — важнейший инструмент адаптации и погружения в профессию. В «Битрикс24» считают, что джунов невозможно развить в полностью удаленном формате.
Первая работа не может быть вне офиса, поскольку у вчерашних студентов или тех, кто еще учится, нет как представления о процессах и эффективной самоорганизации, так и опыта выполнения задач. Из-за этого страдают и компания, и сотрудник. Начинающие специалисты не всегда понимают, что работа не игра и здесь нужен высокий уровень мотивации и самоконтроля: на удаленке им сложно не поддаться соблазну посмотреть очередную серию любимого сериала. Офис в этом плане дисциплинирует и позволяет убрать отвлекающие факторы, потому что у работника возникает четкое понимание «здесь работаем, дома отдыхаем».
Компаниям важно иметь не только систему онбординга для начинающих специалистов, но и наставника, который поможет новому сотруднику погрузиться в задачи. Зная, что рядом опытный коллега, готовый ответить на вопрос и поддержать, джуны не чувствуют себя брошенными в рабочий поток, быстрее проникаются корпоративной культурой и ценностями и показывают отличные результаты.
Конечно, совсем отказаться от удаленки не получится. Так что хорошим компромиссом будет схема, где в течение года молодой специалист проводит 95% времени в офисе, а дальше компания дает ему выбор: остаться или перейти на «ремоут».
Эффективность дистанционного работника не всегда получается объективно оценивать и контролировать, даже если используются сервисы оценки времени, — можно выставить одни часы, а фактически отработать меньше. Поэтому лучшая метрика — это выполненные в срок задачи. Ежедневные видеоконференции также помогают понимать, что происходит в компании и чем занят каждый из сотрудников.
Кроме того, с удаленщиками компаниям труднее выстраивать систему оценивания и обратной связи. Асинхронное общение в команде приводит к тому, что моментальная обратная связь по задаче или процессам приходит реже, необходимо все фиксировать до запланированной встречи один на один, — в итоге сотрудник получает более сухой, формальный отклик на свою работу. Этому стоит уделять больше внимания: молодым специалистам особенно важно, когда их вклад оценивают, — а одновременно с этим они нуждаются в конструктивной критике и наставничестве. Лучше проводить сессии по видеосвязи: так руководителю будет проще считать реакцию, а сотрудник не сможет неверно истолковать сказанное.
Сложности есть и в построении процесса онбординга и обучения. Новичков в компании обычно поддерживают первые три месяца, особую роль в их погружении играют старшие наставники. Важно чувство плеча, поддержки и защищенности. По этой причине молодых сотрудников лучше переводить на офлайн-формат, а если это невозможно — создавать максимально доверительную, теплую коммуникацию онлайн.