Разобраться • 16 ноября 2024

В офисе хорошо, а дома лучше: можно ли стать сильным специалистом на удаленке

В офисе хорошо, а дома лучше: можно ли стать сильным специалистом на удаленке

Текст: Евгений Шеленков, руководитель проекта «Битрикс24//Университет»

Фото: Justin DoCanto, Unsplash


С 2020 года многие компании перешли на удаленный формат работы. Плюсы такого подхода очевидны — сотрудник не тратит время на дорогу, может работать в привычной обстановке и путешествовать чаще, чем раз в год в отпуске. Однако есть неочевидные минусы. Например, исследования компании Alliance Virtual Offices показали, что удаленщики на 38% реже получают бонусы, при том что работают сверхурочно они чаще. Всегда ли удаленка хороший вариант, какой формат работы выбрать специалисту и как это повлияет на его карьерное развитие, разобрался для Inc. руководитель образовательного проекта «Битрикс24//Университет» Евгений Шеленков.

Отношение к дистанционке

После пандемии удаленный формат работы стал необходимым условием выживания бизнеса. Так что с 2020 года сотрудники научились эффективно планировать время, искать баланс между трудом и отдыхом, а компании — перестраивать процессы под новую реальность и развивать корпоративную культуру без встреч в офисе.

Особенно модель «домашнего офиса» распространилась в сфере IT — по понятным причинам. Переход на «ремоут» в итоге прижился не везде: очевидно, что этого не произошло на производствах в госсекторе, где эффективность работы во многом зависит от личного присутствия и решения вопросов здесь и сейчас.

Несмотря на популярность и удобства удаленки, постепенно люди возвращаются в офисы, а работодатели все больше настаивают на гибридном или очном формате работы. Однако проблема в том, что сотрудники уже привыкли трудиться в уютной домашней обстановке. Согласно исследованиям сервиса «Работа.ру», треть россиян хотела бы перейти на дистанционный формат или продолжить работать удаленно. Тренд подтверждает и опрос платформы «Суперджоб»: 40% респондентов даже готовы получать меньшую зарплату за возможность работать вне офиса.

И их можно понять: удаленка открыла новые возможности для жителей регионов, семей с маленькими детьми, людей с ограниченными возможностями. С другой стороны, у удаленного формата есть разрушительные для карьеры стороны. Но сначала подробнее о хорошем.

Большие преимущества

Так почему же работники стремятся перейти на удаленку и для некоторых это становится критичным фактором при принятии оффера? Этому способствует целый ряд причин.

  • Больше времени на личные дела. Очевидное — вы можете организовать график так, чтобы оставалось больше времени для занятий помимо работы. На удаленке сотрудник не тратит время на дорогу до офиса, а значит, появляются свободные часы, чтобы сходить в спортзал, заняться хобби или встретиться с друзьями. А еще их можно потратить на дополнительное обучение и повышение квалификации — что в перспективе сделает сотрудника более конкурентоспособным на рынке труда.
  • Возможность работать по гибкому графику. Зачастую компании не против, если удаленный сотрудник отлучается на несколько часов, чтобы посетить врача или поменять счетчики в доме, если работник может контролировать свое время и закрыть задачи раньше или позже. Работа становится интегрирована в жизнь, а не наоборот (когда личные дела подстраиваются под рабочие).
  • Контроль вовлеченности в коммьюнити. Удаленка — спасение для интровертов, которым не нужно постоянное окружение. Таким работникам коллектив даже мешает сосредоточиться на задачах и комфортно выполнять их. В случае с работой из дома сотрудники сами выбирают объем коммуникаций, который им необходим, — и это плюс.
  • Возможность остаться в родном городе, работая в крупной компании. Удаленная работа позволяет стать частью крупной компании и получать зарплату выше регионального рынка, при этом оставаясь рядом с близкими.
  • Инклюзивность. Удаленный формат дает людям с ограниченными возможностями здоровья право жить и работать с большим комфортом для себя, оставаясь при этом включенными в процессы и ежедневную коммуникацию, а также имея достойную оплата труда и равную возможность проявить себя.

Не все так гладко

Есть и обратная сторона медали: удаленный формат работы не так идеален, как это может показаться с первого взгляда. Теперь о минусах удаленки, и речь идет не только о невозможности воспользоваться корпоративным спортзалом или игровой зоной.

  • Оторванность от комьюнити. Вне офиса теряются важные для команды и бизнеса в целом «коридорные митинги» — случайные встречи на кухне или возле кулера, во время которых зачастую можно решить вопрос быстрее и качественнее, чем в течение многочасовых звонков. Во время бесед с журналистом Уолтером Айзексоном Стив Джобс объяснял, почему Apple, Disney и другие крупные корпорации не отказываются от офисов и специально проектируют рабочие пространства так, чтобы создавать больше пересечений сотрудников:

«В наше время есть искушение считать, что все проекты могут разрабатываться в электронных письмах и чатах. Но это безумие. Идеи рождаются во время случайных встреч и отвлеченных разговоров. Натыкаешься на кого-нибудь, спрашиваешь, как дела, восторгаешься — и вскоре уже бурлишь миллионом идей», — говорил сооснователь корпорации Apple.

  • Снижение продуктивности. Исследование Чикагского университета показало, что со времен пандемии COVID-19 продолжительность рабочего дня удаленных сотрудников увеличилась, при этом производительность снизилась, а продуктивность упала по разным оценкам на 8–19%. Это объясняется сложностью выполнения некоторых задач в виртуальной среде, когда сложно получить быстрый ответ или собраться на срочное совещание, не пытаясь найти удобный слот в календарях всех участников. Также снижают эффективность кадров и частые онлайн-встречи.
  • Невозможность продемонстрировать личные качества. В формате удаленки сложнее показать софт-скилы, на которые обращают внимание 72% работодателей. В личном общении сотрудники ярче демонстрируют инициативность, нестандартное мышление или эмпатию, получают более открытую и быструю обратную связь, а значит — имеют больше шансов на карьерное развитие в этой компании.
  • Сложность продвижения личного бренда. Выступления на офлайн-ивентах — одни из важнейших для продвижения личного бренда. Если для сотрудника важно развивать экспертизу и совершенствоваться в публичных выступлениях, офис помогает тренировать эти навыки.
  • Отсутствие личного контакта с коллегами и лицами, принимающими решения. Доверие и личное знакомство может быть решающим фактором при принятии решения о повышении сотрудника или расширении зон ответственности, что опять же влияет на развитие карьеры. Также не стоит забывать о неформальном общении с коллегами, которое сложно организовать в условиях удаленки.

Карьерные перспективы

Если опытные сотрудники готовы принимать риски и минусы удаленного формата, адаптируясь под заданные компанией условия, то для начинающих специалистов офис или гибрид — важнейший инструмент адаптации и погружения в профессию. В «Битрикс24» считают, что джунов невозможно развить в полностью удаленном формате.

Первая работа не может быть вне офиса, поскольку у вчерашних студентов или тех, кто еще учится, нет как представления о процессах и эффективной самоорганизации, так и опыта выполнения задач. Из-за этого страдают и компания, и сотрудник. Начинающие специалисты не всегда понимают, что работа не игра и здесь нужен высокий уровень мотивации и самоконтроля: на удаленке им сложно не поддаться соблазну посмотреть очередную серию любимого сериала. Офис в этом плане дисциплинирует и позволяет убрать отвлекающие факторы, потому что у работника возникает четкое понимание «здесь работаем, дома отдыхаем».

Компаниям важно иметь не только систему онбординга для начинающих специалистов, но и наставника, который поможет новому сотруднику погрузиться в задачи. Зная, что рядом опытный коллега, готовый ответить на вопрос и поддержать, джуны не чувствуют себя брошенными в рабочий поток, быстрее проникаются корпоративной культурой и ценностями и показывают отличные результаты.

Конечно, совсем отказаться от удаленки не получится. Так что хорошим компромиссом будет схема, где в течение года молодой специалист проводит 95% времени в офисе, а дальше компания дает ему выбор: остаться или перейти на «ремоут».

Обучить, мотивировать, оценить

Эффективность дистанционного работника не всегда получается объективно оценивать и контролировать, даже если используются сервисы оценки времени, — можно выставить одни часы, а фактически отработать меньше. Поэтому лучшая метрика — это выполненные в срок задачи. Ежедневные видеоконференции также помогают понимать, что происходит в компании и чем занят каждый из сотрудников.

Кроме того, с удаленщиками компаниям труднее выстраивать систему оценивания и обратной связи. Асинхронное общение в команде приводит к тому, что моментальная обратная связь по задаче или процессам приходит реже, необходимо все фиксировать до запланированной встречи один на один, — в итоге сотрудник получает более сухой, формальный отклик на свою работу. Этому стоит уделять больше внимания: молодым специалистам особенно важно, когда их вклад оценивают, — а одновременно с этим они нуждаются в конструктивной критике и наставничестве. Лучше проводить сессии по видеосвязи: так руководителю будет проще считать реакцию, а сотрудник не сможет неверно истолковать сказанное.

Сложности есть и в построении процесса онбординга и обучения. Новичков в компании обычно поддерживают первые три месяца, особую роль в их погружении играют старшие наставники. Важно чувство плеча, поддержки и защищенности. По этой причине молодых сотрудников лучше переводить на офлайн-формат, а если это невозможно — создавать максимально доверительную, теплую коммуникацию онлайн.