Разобраться • 11 июля 2023
Сливки европейского edtech: как меняется европейский рынок образовательных технологий
Сливки европейского edtech: как меняется европейский рынок образовательных технологий
Текст: Наталья Покровская
Фото: svetikd / Getty Images
2022 год скорректировал инвестиционные ожидания edtech-проектов: по сравнению с прошлым годом мировой объем венчурных инвестиций сократился почти в два раза и составил $10,6 млрд против рекордных $20,8 млрд годом ранее. Сокращение венчурного финансирования — не единственный тренд изменений индустрии. Inc. разобрался на примере финалистов международной премии Bold, как меняется фокус образовательных технологий.
По итогам 2022 года европейский edtech-рынок оказался самым стабильным: в то время как глобальные венчурные инвестиции в edtech сократились на 49%, финансирование в Европе снизилось только на 28% — в разы меньше, чем в США, Китае и Индии. В России инвестиции в edtech-проекты после ковидного бума венчурного интереса 2020–2021 годов упали до 4 млрд руб., хотя в целом российский рынок показал неплохие результаты и за год вырос на 18%.
В Европе крупнейшей сделкой стал раунд австрийской компании GoStudent, которая привлекла $340 млн. На российском рынке в тройку попали покупка компанией «МТС» сервиса Webinar, инвестиции фонда ВЭБ.РФ в «Профилум» и раунд образовательного холдинга Ultimate Education.
Во время того как падает инвестиционный интерес, фокус внимания смещается в сторону гуманистической и социальной ценности образовательных проектов. На первый план выходит влияние на человека, улучшение качества жизни и прозрачность. Так, международная премия Bold, которая присуждается проектам в сфере цифровой индустрии, ориентируется не только на ценность проектов для рынка, но и на H-Factor — человекоцентричность.
Пример финалистов премии отражает изменения edtech-рынка в Европе и России. Все они — социально значимые компании, некоторые из которых закрыли в прошлом году инвестиционные раунды.
Young Finance — проект итальянской экономико-политической газеты Il Sole 24 Ore. Это контент-платформа по обучению финансовой грамотности для подростков. Платформа состоит из серии видеороликов, учебника и школьного тура.
В видеороликах редактор Il Sole 24 Ore беседует с экспертами на различные темы: от базовых финансовых терминов до криптовалют. Подробнее эти темы раскрываются в учебнике, который дает подросткам более прикладные знания — в частности, как инвестировать, строить прогнозы, использовать различные финансовые инструменты.
Третья составляющая платформы — школьный тур: создатели проекта проводят в учебных заведениях офлайн-уроки с интерактивными элементами, опросами и дискуссиями. 10 этапов тура проходят в городах Италии, и еще три — онлайн.
Проект позиционирует себя как инструмент для создания учебной программы по финансовой грамотности — если Сенат примет закон об изучении этой дисциплины в школах.
«Профилум» — российский EdTech на стыке профориентации и аналитики рынка труда. Компания разрабатывает цифровые методы профдиагностики, карьерной навигации и предиктивной аналитики рынка труда на основе больших данных и искусственного интеллекта. С помощью такого анализа «Профилум» может прогнозировать, какие профессии будут востребованы в горизонте нескольких лет и как изменится карьерный ландшафт в целом.
Методы профдиагностики, которые использует компания, опираются на интерактивное психометрическое тестирование. Тест состоит из вопросов, которые дают возможность определить интересы ребенка, его способности, особенности личности, ценности и мотивационные паттерны. Система индивидуально подбирает для школьника профессиональные области, где он с большей долей вероятности сможет раскрыть свой потенциал.
«Профилум» запустила одноименный продукт для школ, который с конца прошлого года внедрили уже несколько регионов. На протяжении двух лет ученики седьмых-девятых классов обучаются карьерной грамотности в гибридном формате — на цифровой платформе и очно, в школе.
В 2022 году компания привлекла 520 млн руб. от венчурного фонда ВЭБ.РФ.
Еще один финалист премии — международная платформа Labster со штаб-квартирой в Дании. Проект создает «виртуальные лаборатории» для школ — иммерсивные 3D-симуляции по инженерным и естественнонаучным предметам.
Цель проекта — повысить мотивацию учащихся и вызвать интерес к школьным дисциплинам через игровое интерактивное обучение. Каждая лабораторий Labster (их более 300) — это отдельный сюжет со своей задачей: ученикам нужно нейтрализовать кислотное озеро, провести эксперименты с бактериями, помочь сделать биопсию или исследовать поверхность Луны. Для обучения не нужно закупать дорогостоящее оборудование: симуляции работают в обычном браузере.
В прошлом году компания закрыла раунд С на $47 млн. За время своего существования Labster привлек $150 млн.
Ling — мобильный чат-бот, который помогает иностранным студентам (прежде всего азиатским) выявлять и предотвращать случаи дискриминации. Предпосылкой запуска проекта стала волна дискриминации в отношении студентов из Азии, которая началась во время пандемии. Как показывает статистика 2021 года, число случаев физического и психологического насилия по отношению к азиатам в США увеличилось на 339%.
Чат-бот Ling помогает иностранным студентам, столкнувшимся с дискриминацией. Чат-бот помогает пережить трудный момент и связывает студента с EDI-департаментом учебного заведения.
YADA Campus — SaaS-платформа для университетов, с помощью которой они могут следить за психологическим благополучием студентов и вовремя помочь тем, кто готов бросить учебу.
Платформа состоит из мобильного приложения для учащихся и аналитического алгоритма, который работает на основе искусственного интеллекта. Студенты используют приложение, чтобы отметиться в классе и получить доступ к учебным сервисам и мероприятиям. Параллельно система агрегирует данные о каждом пользователе и анализирует их с помощью ML-алгоритмов. YADA Campus изучает действия студента, делает сравнительные измерения среди учащихся и ищет признаки, показывающие, что студенту может понадобиться поддержка.
По подсчетам создателей платформы, ее использование в университете может снизить средний показатель отсева студентов на 10–20%.
Человекоцентричные тенденции в европейском edtech не снижают роли финансовых показателей. Крупные компании с высокой рыночной оценкой по-прежнему имеют больше возможностей для привлечения клиентов и повышения влияния на отрасль. Но чем больше социально значимые проекты попадают в фокус участников рынка, тем сильнее они привлекают интерес инвесторов. Так что есть все основания считать, что рыночные тренды в ближайшее время изменятся.