Несмотря на экономические санкции, сфера экспорта в России по-прежнему актуальна. Главное — правильно выбрать направление, делать ставку на перспективные проекты, а также учитывать возможные форс-мажоры и риски, сопряженные с выходом на международный рынок. Inc. выяснил, как российскому бизнесу продвигаться за рубежом в условиях санкций и выгодно ли это (спойлер — да).
С марта 2022 года нацеленные на экспорт российские предприниматели переживали разные стадии — от отчаяния до принятия новых условий, к которым пришлось адаптироваться. Уход крупных иностранных перевозчиков вынудил искать новые пути транспортировки грузов — логисты не были готовы к таким испытаниям даже после пережитой пандемии (тогда приходилось решать похожие проблемы). Тем не менее остались страны, готовые сотрудничать с Россией и отечественная продукция все так же находит своего потребителя в рамках внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Ключевым экспортным партнером для России уже много лет подряд остается Китай.
В начале 2023 года ввоз отечественной продукции в Поднебесную вырос на 32,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Развивается и товарооборот — рост составил почти 40%.
В свою очередь Китай воспользовался уходом многих зарубежных компаний из России и также увеличил свой экспорт в нашу страну. Особой популярностью в Поднебесной пользуются российские морепродукты, сладости и хлопок. Китайцы также высоко ценят растительное волокно, например хлопок из Узбекистана, который обрабатывают в России. Экспортные контракты в Китае наиболее привлекательны для представителей агробизнеса.
Почти половина текущего российского экспорта поставляется в страны Евразийского экономического союза — Белоруссию, Армению, Киргизию и Казахстан.
Облегчение торговых взаимоотношений является одной из причин создания альянса в 2015 году. Государства — члены ЕАЭС пользуются множеством преимуществ: освобождением от таможенных пошлин, свободным переходом через границы, пониженными тарифами за транспортировку грузов и многими другими.
В странах Таможенного союза спросом пользуются удобрения, автозапчасти, кондитерские изделия и декоративная косметика.
Немалую роль в развитии экспорта из России играют и арабские государства, в частности — ОАЭ, Йемен, Алжир, Египет, Саудовская Аравия, Оман и Судан.
В 2022 году объем поставок в страны арабского мира вырос почти в два раза.
Россия давно развивает экономическую дружбу с арабами: в 2005 году наша страна вступила в Организацию исламского сотрудничества (ОИС), а с 2009 года в Казани проводят форум «Россия — Исламский мир: KazanForum», который стал ключевой площадкой экономического взаимодействия РФ с Востоком.
Еще одним перспективным направлением для российских экспортеров остается Латинская Америка.
Ни одна из стран региона (кроме Багамских Островов) не поддержала антироссийские санкции.
Способы минимизирования издержек от логистических ограничений обсудили в ходе бизнес-диалога «Россия — Латинская Америка» на Петербургском международном экономическом форуме в 2022 году. Лидерами по объему экспорта остаются Бразилия, Мексика и Аргентина, которые охотно приобретают российскую мебель, одежду и товары для интерьера.
И, конечно, Африка. Экспортеры из России делают ставку на Кению, Марокко, Тунис, Нигерию и ЮАР. Покупательская способность этих стран привлекает, но внутренний рынок требует развития. На прилавках в африканских государствах хорошо продаются зерновые и растительные масла, а также товары для дома, одежда и обувь.
Для выгодного международного сотрудничества бизнесу нужно понимать, что будет интересно купить потребителю в той или иной стране. В условиях санкций выбор зарубежных партнеров невелик, и это необходимо учитывать.
Прежде чем думать о расширении, нужно провести анализ рынка в выбранной стране, оценить уровень конкуренции в определенной сфере и поведение клиентов. В этом бизнесу поможет опытный аналитик, который разбирается в маркетинге, продажах и международных договорах.
Еще один важный этап при запуске любого экспортного проекта — поиск покупателей.
Как ранее рассказал директор по международным партнерским программам РЭЦ Алексей Мурзенок, на платформе «Мой экспорт» работает автоматический сервис по подбору маркетплейсов. На основе оценки товара, готовности работать онлайн, а также нужной модели продаж (опт или розница) система предложит список подходящих ресурсов, где бизнесмены предлагают аналогичные условия. Зарегистрироваться можно как самостоятельно, так и при помощи партнеров, которых можно найти в разделе РЭЦ «Профессионалы экспорта».
Когда покупатель найден, необходимо определить формат сотрудничества.
При единоразовой сделке стороны подписывают акт купли-продажи. Если товар будут поставлять на постоянной основе, партнеры подписывают договор поставки.
Важно помнить, что если груз получает не покупатель лично, а посредник (склад аэропорта, логистический оператор и др.), то это обязательно нужно указать в контракте во избежание разногласий, рисков и вопросов от таможни.
Сумму по контракту покупатель оплачивает строго по актуальному курсу валюты страны продавца. Например, если получатель груза хочет рассчитаться китайскими юанями с поставщиком из России, то в договоре указывают валюту — рубль, а покупатель вносит сумму в юанях по текущему курсу Центробанка РФ.
Следует помнить про валютный контроль — чем выше экспортная сделка, тем он будет сильнее.
Если сумма договора превышает 10 млн руб., то контракт нужно регистрировать в банке, где у предпринимателя открыт валютный счет. Финансовая организация присваивает крупным контрактам идентификатор и отслеживает все операции. За нарушение валютного законодательства предусмотрены штрафы.
При выходе в новые регионы важно понимать, что у каждой страны свои требования к доставке и ожидания потребителей.
На фоне популярности онлайн-маркетплейсов большинству зарубежных покупателей важна скорость и надежность поставок, они регулярно выдвигают новые требования к экспресс-доставке, называя это одним из ключевых условий для сотрудничества. В большинстве случаев — это не более трех-пяти дней с момента оформления заказа.
При подготовке к продажам на международных рынках экспортерам лучше всего обратиться к квалифицированным аналитикам: они помогут разобраться со всеми сложностями, от местной специфики ведения дел до правил таможенного декларирования. Сегодня бизнесу следует с повышенным вниманием относиться ко многим факторам, касающимся экспортируемых грузов и таможенных нюансов, чтобы управлять сроками доставки и заранее планировать все процессы.
В марте 2022 года правительство РФ опубликовало перечень критически важных для страны и запрещенных для вывоза товаров, ограничения продлили до конца 2023 года. В этот список входят категории:
Ограничения не действуют на страны — члены ЕАЭС, а также на Абхазию и Южную Осетию.
Тем не менее для экспорта в эти государства необходимо получить разрешение от профильного ведомства. Этим занимаются Минтранс, Минсельхоз, Минпромторг, Минцифры и Минприроды. Министерства могут дать согласие на экспорт устаревшего оборудования или выдать разрешение на временный вывоз техники, например в целях ремонта или модернизации.