Собственники и CEO часто не понимают, в чем смысл HR, и сокращают их бюджеты. Часто возможности и полномочия отдела кадров ограничиваются подбором/увольнением и кадровым учетом. Но если использовать анализ данных и математику, то любой бизнес с более чем 100 сотрудниками может без привлечения дополнительной помощи выяснить, что должен делать менеджер, чтобы его работа была эффективна. Вот что для этого нужно (и при чем тут big data).
С помощью big data (большого количества информации о поведении сотрудников компании и конкретных результатах их работы) можно свести задачи менеджера к математике и найти ответы на многие вопросы, которые сейчас часто решаются на интуитивном уровне.
Предположим, вы хотите понять, нужно ли запрещать в вашей компании соцсети — или они помогают сотрудникам в работе. Оба мнения существуют: есть компании, где сотрудникам принудительно отключают доступ к Facebook, в то же время от HR-директора одной компании из топ-5 российских страховщиков мы услышали, что социальные сети помогают сотрудникам в налаживании деловых контактов и их использование нужно поощрять. У нас возникла идея проверить эту гипотезу (компания «Стахановец» занимается контролем активности персонала — Inc.).
Взяли два подразделения этой компании, перед которыми стояли одинаковые задачи (конечно, удача, что в компании такие нашлись, иначе пришлось бы сравнивать по отдельным менеджерам), и посмотрели значение двух показателей: среднее время менеджера в социальных сетях в день и средние продажи менеджера в месяц в разрезе подразделений.
В этой компании подразделение, где больше времени (на 14 минут в день в пересчете на сотрудника) проводят в социальных сетях, продает немного хуже.
Конечно, речь идет именно об этой компании. Вполне возможно, что ваши, например, сотрудники, лучше работают, когда у них есть доступ к соцсетям (такое мы тоже видели). Но лучший способ в этом убедиться — проверить.
Чтобы оценить, какие факторы влияют на работу в вашем случае, нужно определить, какой результат для вас важен, и понять, какие факторы помогают (или мешают) его достичь. Вот несколько практических примеров такого подхода.
Кейс 1
Полезность ПО. Очень распространенная задача – оценить полезность дорогостоящего софта.
Решение:
нужно посчитать сначала, сколько часов в день тот или иной сотрудник вашей компании пользуется соответствующей программой, а потом — насколько он результативен (много ли заключает сделок например). Если выяснится, что чем больше используется ПО, тем выше результат, имеет смысл его купить и для других работников.
Кейс 2
Какой план на продолжительность звонков телесейлов установить? Среди оснований: «так сложилось», «такой план у конкурентов», «где-то прочитали, что это оптимальное значение».
Решение:
нужно сопоставить продолжительность звонков с результативностью и найти среднюю продолжительность звонков менеджеров с лучшей результативностью. Это и есть оптимальное значение.
Кейс 3
Почему один филиал работает лучше другого? Если в одной и той же компании подразделения работают с разной (в пересчете на сотрудника) результативностью, это отличный шанс понять, как улучшить работу.
Решение:
достаточно сравнить средние значения активности сотрудников двух филиалов и сопоставить с результативностью. В нашей практике лучшая результативность была у филиала, где руководитель требовал от сотрудников использовать CRM.
Что можно определить с помощью анализа данных:
как график работы влияет на производительность,
какие приложения помогают, а какие мешают работе,
какие интернет-сервисы помогают успешным и мешают отстающим,
насколько интенсивно успешные работают с CRM,
как количество и средняя продолжительность звонков влияет на продажи
По большому счету, с помощью такого подхода можно найти ответ на любой вопрос, связанный с эффективностью менеджеров и работников, — список ограничивается только вашим воображением и возможностями вашей системы сбора информации.
Успешное развитие организмов в природе связано со способностью наследовать успешные ДНК. Рыночный успех компании будущего будет зависеть от распознавания и клонирования успешных практик сотрудников, для чего нужно уметь собирать и анализировать информацию о событиях внутри компании.