«Если ты не сдаешься, у тебя остается шанс». Джек Ма — о том, почему Alibaba растет, а конкуренты погибают

Ровно 20 лет назад на свет появилась компания, которой суждено было перевернуть мир интернет-коммерции. 4 апреля 1999 года бывший китайский преподаватель и переводчик Джек Ма вместе с друзьями основал маркетплейс Alibaba, который со временем разросся в целую бизнес-империю с рыночной капитализацией в $500 млрд. Сегодня в одноименную группу компаний входят интернет-магазины AliExpress и Taobao, платформа для электронных платежей Alipay и целая плеяда других онлайн-проектов. Сам Джек Ма с состоянием в $34,6 млрд стал богатейшим человеком Китая (а в мировом топе Forbes за 2018 год ему досталось 20-е место). Inc. собрал наиболее яркие высказывания легендарного китайского предпринимателя, отражающие его подход к ведению бизнеса (прямо скажем, не совсем обычный).


Об опыте и ценностях

Когда знакомые бизнесмены спрашивают: «Джек, чем ты сейчас занят?» — я отвечаю, что строю систему ценностей. На это они говорят: «Ты глупец, 99% бизнесов плевать на это хотели. Что их заботит — так это прибыль. Зарабатывание денег — это сам бизнес и единственная его ценность». Но я не верю в это. Мы хотим быть среди того 1% компаний, которые считают, что зарабатывание денег — результат, но не цель. Цель же — повлиять на весь мир, изменить его, сделать лучше.

Когда мы начинали электронную коммерцию, никто не верил, что она приживется в Китае. Люди верили только в «гуаньси» и сделки, заключенные «лицом к лицу», — в стране не было системы доверия. Сегодня мы совершаем более 30 млн транзакций в день (это фраза из интервью 2014 года; в настоящее время число транзакций, обрабатываемых Alibaba за сутки, может доходить до 1,5 млрд. — прим. Inc.).


Мой герой – Форрест Гамп. Мне нравится этот парень. Я смотрел этот фильм с десяток раз и пересматриваю всегда, когда переживаю очередную фрустрацию.


Amazon — империя, и контролирует все самостоятельно, а мы хотим быть экосистемой. Наша философия: предоставлять другим возможность продавать, обслуживать, быстро расти и становиться сильнее нас. С нашими инновациями и технологиями 10 млн малых компаний — наших партнеров — могут потягаться с Microsoft и IBM.

В самом начале я просто хотел выжить. Первые 3 года у нас был нулевой доход. Помню, как-то я собирался расплатиться с владельцем одного ресторана, но тот сказал: «Ваш счет уже оплачен». Он передал мне записку с текстом: «Мистер Ма, я ваш клиент на платформе Alibaba — и сделал на ней много денег. Знаю, что вы не заработали ничего, и поэтому оплатил ваш счет».

Помогайте молодым, поддерживайте маленьких — потому что они станут большими. Если посеять семена в ума молодых, то когда они вырастут, вы измените мир. В 1995 году я запустил свою первую интернет-компанию China Pages — мы создавали домашние страницы для китайского бизнеса. Но владельцам крупных компаний и предприятиям госсектора это было не нужно. Только малые и средние компании хотели новшеств. После запуска Alibaba мы поняли, что лишь они и хотят заниматься электронной коммерцией.

Если ты не сдаешься, у тебя остается шанс. Такой урок я извлек из черной полосы в самом начале истории Alibaba. Ты должен сделать так, чтобы у твоей команды были ценность, инновация и видение. И еще, когда ты мал, тебе следует быть очень сосредоточенным и полагаться на свои мозги, а не на силу.


О рецептах успеха

Неудачи — это дорога, по которой вы будете следовать к успеху. Только убедитесь, что выбрали верное направление. Я терпел неудачи множество раз. Устраивался на работу в 30 разных мест — и везде получил отказ. Даже в KFC, когда они открылись в моем городе, из 24-х прошедших собеседование приняли 23-х, — я оказался единственным, кому отказали. До 30 лет я был неудачником, но никогда не сдавался.

Чтобы победить в 21-м веке, нужно расширять возможности других людей. Они будут становиться лучше вас, а вы станете успешным.

Если хотите расти — ищите подходящие возможности. Чтобы стать великой компанией, нужно понять, какую социальную проблему вы могли бы решить.


Моя работа  делать деньги, помогая другим зарабатывать. И тратить их так, чтобы как можно больше людей разбогатело. Это настоящая головная боль.


Все потребители одинаковы: они хотят нового, дешевого, хорошего и уникального. Если мы сможем создать все это — они придут. Успех и прибыльность — результат ориентирования на клиентов и сотрудников, а не на абстрактные цели.

Ты должен учиться у своих конкурентов, но никогда не копировать их. Скопируй — и умрешь.

Я стараюсь сделать себя счастливым. Потому что знаю: если я несчастлив — мои коллеги несчастливы, а значит, мои акционеры несчастливы и мои клиенты несчастливы.

Каждые пять лет очередные наши конкуренты погибают, а Алибаба выживает и растет. Чему учит эта история успеха? Извлекайте уроки из ошибок других людей — вы столкнетесь точно с такими же (независимо от того, насколько умны). Вы учитесь, когда понимаете, как справляться с ошибками (а не когда получается их избегать).

В наше время делать деньги очень легко. Но добиться стабильной прибыли, неся ответственность перед обществом и улучшая мир, действительно сложно.

Фото: Anthony Kwan/Bloomberg/Getty Images

О команде и принципах

Умным людям нужен дурак, чтобы вести их. Когда команда состоит из множества ученых, лучше всего, чтобы впереди шел крестьянин, — у него другой образ мышления. Проще победить, если люди видят вещи с разных точек зрения.

В технологиях я разбираюсь так же, как и 80% людей на планете, — очень слабо. Поэтому главный принцип, который я поставил во главу угла, когда создавал Alibaba Group, — все должно работать максимально просто и понятно. Чтобы любой человек (даже случайно нажавший на кнопку) мог получить искомый результат. Я сам все тестировал, и если какой-то инструмент мне был непонятен — сразу выбрасывал его. Потому что если я ничего не понял, то и 80% жителей планеты в этом не разберутся.

Если бы мы приходили на работу к 8 утра и уходили в 5 вечера, Alibaba никогда не стала бы успешной. Когда у вас вот такое «с-8-до-5»-мышление, нужно заниматься не высокотехнологичным бизнесом, а чем-то другим.


Для нас клиент стоит на первом месте, сотрудник — на втором, акционер — на третьем. Те, кто инвестируют в нас, должны это учесть. Если не хотите покупать это — ничего страшного. Сожалеете о покупке? Можете нас продать. Я уважаю акционеров, но они третьи в нашем списке.


Доверьтесь молодым людям и их инновациям. Они создают новое, меняя мир каждый день. Не злоупотребляйте новичками, только вышедшими из университетов, — у них проблемы с собственным «я». Они будут беспрекословно идти за вами, но вряд ли когда-либо предложат что-то свое и проявят необходимую инициативу. Кроме них, нужны люди, уже поработавшие в малом и среднем бизнесе, набившие шишек: разбавляйте ими новичков — и вы получите нужный сплав.

Ориентироваться на лучших совсем не обязательно, а иногда даже вредно. Это большая ошибка начинающих миллионеров. У меня появилось $5 млн, и я нанял супермена (как мне казалось) — вице-президента одной из компаний, дорогостоящего профессионала. Он составил мне бизнес-план на $12 млн, от которого я был в шоке, — у меня ведь было всего $5 млн. На что профессионал заметил, что он никогда не составлял бизнес-планы меньше чем на $12 млн! Нужно быть реалистами и работать только с подходящими вам людьми.


Прочие восточные мудрости

Глобализация — это благо, и мы должны следовать этим путем. Ведь когда торговля прекращается, приходит война.

Сегодняшний день жесток. Завтрашний — ужасен и безжалостен. А послезавтрашний — прекрасен.

В чем разница между умом и мудростью? Умные люди видят то, чего не видят другие, а мудрые притворяются, что не видят этого. Умный человек знает, чего хочет. Мудрый же знает, чего не хочет.


Мой дед работал 16 часов в день и говорил, что очень занят. Мы работаем по 8 часов в день и говорим, что очень заняты. Сейчас появляется искусственный интеллект, создаются роботы. Наши дети, наверное, будут работать лишь по 3 или 4 часа трижды в неделю. Готов поспорить, они тоже станут говорить, что очень заняты.


Компьютеры всегда будут умнее нас. Они все запоминают, никогда не злятся и очень быстро вычисляют. Но, в отличие от человека, компьютер никогда не обзаведется мудростью.


Об отношениях с властью

Никогда не ведите дела с властями. Мы не делаем проекты для правительства. Если они придут и скажут: «Джек, ты не мог бы нам помочь?» — я представлю им своих друзей, заинтересованных в этом. Если же они захотят, чтобы лично я сделал что-то, то сделаю это бесплатно и попрошу их не приходить снова. Пока что у нас здоровые и полюбовные отношения с властями.


О нейминге

Однажды я был в кофейне в Сан-Франциско и мне пришло в голову, что Alibaba — хорошее название. Я спросил официантку: «Вы знаете, кто такой Алибаба?» — и она ответила: «Да». Тогда я спросил: «Что вы о нем знаете?» — и она ответила: «Сезам, откройся!» Тогда я вышел на улицу и опросил около 30 прохожих. Мне попадались люди из Индии, Германии, Японии и Китая — все они знали Алибабу и «сезам, откройся». Его имя всемирно известно, оно легко произносится на всех языках. И сегодня Alibaba – тот самый «сезам, откройся» для средних и малых компаний.

В материале использованы высказывания Джека Ма из выступлений на Всемирном экономическом форуме (2017, 2018 и 2019), во время визита в Астану, в Высшей школе бизнеса Стэнфордского университета, а также из интервью Asia Society, CNBC (2016, 2017), CBS и CNN.