• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

Кейс BS-shina: потерять €200 тыс. и влезть в долги, но выжить и расшириться (с помощью франшизы и Instagram)

Кейс BS-shina: потерять €200 тыс. и влезть в долги, но выжить и расшириться (с помощью франшизы и Instagram)

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Это конец или есть шансы? Как понять, что пора закрывать свой бизнес

Это конец или есть шансы? Как понять, что пора закрывать свой бизнес
Фото: Unsplash

Бывает так, что стартап заработал, продемонстрировал свою состоятельность, но нет тех темпов роста, на которые рассчитывали его создатели. Иногда это повод подумать, как скорректировать бизнес-модель. Но бывает и так, что проект правильнее всего закрыть. О том, как понять, что такой момент настал, рассказываем на примере нью-йоркской компании Artsicle.


Алексис Трион стала сооснователем Artsicle в 2010 году. Компания занималась онлайн-продажами оригинальных произведений искусства тем, кто хотел оформить свое жилище, не тратя при этом миллионы долларов на аукционах. Первые месяцы результаты были весьма многообещающими. Появились хвалебные рецензии, все новые и новые художники и скульпторы регистрировались на сайте для продажи своих произведений. Не заставили себя ждать и венчурные инвестиции.

Но потом бизнес расти перестал. В первый год на услуги компании подписалась сотня клиентов. Но и во второй столько же, и в третий… «Первая сотня должна была вырасти до тысячи, а потом и до десяти тысяч. Но этого так и не произошло», — вспоминает Трион.


Artsicle попыталась расширить свой профиль и выйти на явно не менее широкий рынок — начать работать с компаниями, которым произведения искусства нужны для оформления офисов. Но этот план потребовал намного больше усилий, чем предполагалось. Нужно было не только поддерживать сайт, который сводил художников с покупателями, но еще и заниматься холодными продажами, бесконечно обзванивая потенциальных клиентов.


Тогда придумали еще один продукт — онлайн-платформу для художников, где они могли выкладывать свои портфолио. Этот проект был популярным, но не прибыльным. Инвесторы стали терять терпение. «Они хотели, чтобы мы либо победили, либо ушли», — говорит Трион.

В итоге в 2015 году Artsicle прекратила свое существование. О чем жалеет Трион? «Нужно было сделать это раньше, — говорит она. — Но мы не были к этому готовы эмоционально».

С подобными ситуациями сталкивается немало владельцев компаний. И суровая правда заключается в том, что многие стартапы, даже если они неплохо функционируют, не могут достичь тех масштабов, на какие надеются их основатели. «Предприниматели по определению оптимисты, а иначе они бы не рискнули заняться бизнесом», — говорит юрист из Майами Джейн Мюир, специализирующаяся на предпринимательстве.

Как же отличить полосу неудач, которую бизнесу нужно просто преодолеть, от смертельного диагноза? Если у вас есть доступные денежные средства или вы достаточно мотивированы, то вам, возможно, и не стоит сдаваться. А вот если на личных банковских счетах у вас уже минус, а конца и края расходам при этом не видно, то лучше задуматься. «Ваш бухгалтер без обиняков говорит вам, что бизнес придется закрыть, если до конца года он не принесет прибыли», — рассказывает предпринимательница Ди Боуден. Примерно в такой ситуации в 2008 году она закрыла свою инкассаторскую фирму Bowden Revenue Collection Services (сейчас у нее новая компания – BCS Solutions).

Если вы задумались, протянет ли ваш бизнес еще один год или лучше обойтись малой кровью и начать работать над новым проектом, задайте себе следующие вопросы.

1. Можно ли его продать?

Мюир советует рассмотреть все возможные варианты, прежде чем сворачивать бизнес. «Существует ли стратегия, которая поможет вам справиться с неплатежеспособностью? Может быть, крупная компания захочет приобрести ваш бизнес, чтобы получить ваши талантливые кадры? Можете ли вы продать ценные бумаги, чтобы привлечь инвестиционный капитал?» — говорит она.

Трион пыталась продать Artsicle. Она провела переговоры с двумя десятками потенциальных покупателей, но никто из них так и не решился на сделку.

2. Разделяет ли ваш партнер по бизнесу вашу точку зрения?

У ваших партнеров может быть больше или меньше оптимизма относительно перспектив компании. Авни Пател Томпсон, сооснователь стартапа Papaya + Post, в первое время наблюдала со стороны пользователей довольно большой интерес. Но постоянных заказчиков было совсем мало. «Мне не понадобилось много времени, чтобы признать очевидное», — говорит Томпсон. Но ее компаньонка придерживалась другого мнения. «Она считала, что мы просто еще мало поработали, что пока еще идет период строительства бизнеса». Партнеры обсуждали этот вопрос снова и снова, пока, наконец, не договорились назначить крайний срок, до которого можно ждать подъема продаж Papaya + Post. Но продажи так и не выросли — сервис был закрыт.

3. Можно ли попытаться снова?

Томпсон поняла, что ей хочется создать бизнес, который бы «изменял жизнь и изменял рынок». Этой цели она теперь пытается достичь со своим новым стартапом Poppy — сервисом по подбору нянь и воспитателей.

К моменту закрытия Artsicle у нее сложилась эффективная команда для разработки и поддержки сайта. Сейчас ей это не нужно, но она не теряет надежды снова запустить большой и эффектный проект, так что не упускает бывших коллег из виду. «Теперь, когда я кому-то представляюсь, я называю себя бывшим и будущим основателем стартапов», — говорит она.