Бывает так, что стартап заработал, продемонстрировал свою состоятельность, но нет тех темпов роста, на которые рассчитывали его создатели. Иногда это повод подумать, как скорректировать бизнес-модель. Но бывает и так, что проект правильнее всего закрыть. О том, как понять, что такой момент настал, рассказываем на примере нью-йоркской компании Artsicle.
Алексис Трион стала сооснователем Artsicle в 2010 году. Компания занималась онлайн-продажами оригинальных произведений искусства тем, кто хотел оформить свое жилище, не тратя при этом миллионы долларов на аукционах. Первые месяцы результаты были весьма многообещающими. Появились хвалебные рецензии, все новые и новые художники и скульпторы регистрировались на сайте для продажи своих произведений. Не заставили себя ждать и венчурные инвестиции.
Но потом бизнес расти перестал. В первый год на услуги компании подписалась сотня клиентов. Но и во второй столько же, и в третий… «Первая сотня должна была вырасти до тысячи, а потом и до десяти тысяч. Но этого так и не произошло», — вспоминает Трион.
Artsicle попыталась расширить свой профиль и выйти на явно не менее широкий рынок — начать работать с компаниями, которым произведения искусства нужны для оформления офисов. Но этот план потребовал намного больше усилий, чем предполагалось. Нужно было не только поддерживать сайт, который сводил художников с покупателями, но еще и заниматься холодными продажами, бесконечно обзванивая потенциальных клиентов.
Тогда придумали еще один продукт — онлайн-платформу для художников, где они могли выкладывать свои портфолио. Этот проект был популярным, но не прибыльным. Инвесторы стали терять терпение. «Они хотели, чтобы мы либо победили, либо ушли», — говорит Трион.
В итоге в 2015 году Artsicle прекратила свое существование. О чем жалеет Трион? «Нужно было сделать это раньше, — говорит она. — Но мы не были к этому готовы эмоционально».
С подобными ситуациями сталкивается немало владельцев компаний. И суровая правда заключается в том, что многие стартапы, даже если они неплохо функционируют, не могут достичь тех масштабов, на какие надеются их основатели. «Предприниматели по определению оптимисты, а иначе они бы не рискнули заняться бизнесом», — говорит юрист из Майами Джейн Мюир, специализирующаяся на предпринимательстве.
Как же отличить полосу неудач, которую бизнесу нужно просто преодолеть, от смертельного диагноза? Если у вас есть доступные денежные средства или вы достаточно мотивированы, то вам, возможно, и не стоит сдаваться. А вот если на личных банковских счетах у вас уже минус, а конца и края расходам при этом не видно, то лучше задуматься. «Ваш бухгалтер без обиняков говорит вам, что бизнес придется закрыть, если до конца года он не принесет прибыли», — рассказывает предпринимательница Ди Боуден. Примерно в такой ситуации в 2008 году она закрыла свою инкассаторскую фирму Bowden Revenue Collection Services (сейчас у нее новая компания – BCS Solutions).
Если вы задумались, протянет ли ваш бизнес еще один год или лучше обойтись малой кровью и начать работать над новым проектом, задайте себе следующие вопросы.
Мюир советует рассмотреть все возможные варианты, прежде чем сворачивать бизнес. «Существует ли стратегия, которая поможет вам справиться с неплатежеспособностью? Может быть, крупная компания захочет приобрести ваш бизнес, чтобы получить ваши талантливые кадры? Можете ли вы продать ценные бумаги, чтобы привлечь инвестиционный капитал?» — говорит она.
Трион пыталась продать Artsicle. Она провела переговоры с двумя десятками потенциальных покупателей, но никто из них так и не решился на сделку.
У ваших партнеров может быть больше или меньше оптимизма относительно перспектив компании. Авни Пател Томпсон, сооснователь стартапа Papaya + Post, в первое время наблюдала со стороны пользователей довольно большой интерес. Но постоянных заказчиков было совсем мало. «Мне не понадобилось много времени, чтобы признать очевидное», — говорит Томпсон. Но ее компаньонка придерживалась другого мнения. «Она считала, что мы просто еще мало поработали, что пока еще идет период строительства бизнеса». Партнеры обсуждали этот вопрос снова и снова, пока, наконец, не договорились назначить крайний срок, до которого можно ждать подъема продаж Papaya + Post. Но продажи так и не выросли — сервис был закрыт.
Томпсон поняла, что ей хочется создать бизнес, который бы «изменял жизнь и изменял рынок». Этой цели она теперь пытается достичь со своим новым стартапом Poppy — сервисом по подбору нянь и воспитателей.
К моменту закрытия Artsicle у нее сложилась эффективная команда для разработки и поддержки сайта. Сейчас ей это не нужно, но она не теряет надежды снова запустить большой и эффектный проект, так что не упускает бывших коллег из виду. «Теперь, когда я кому-то представляюсь, я называю себя бывшим и будущим основателем стартапов», — говорит она.