Разобраться Партнерский материал

«Беги быстро и не оглядывайся»: 10 бизнес-правил основателя Runlab Ильи Слепова

«Беги быстро и не оглядывайся»: 10 бизнес-правил основателя Runlab Ильи Слепова
Иллюстрация: Евгений Тонконогий/Inc.

Илья Слепов начал заниматься бизнесом в студенческие годы: продавал пульсометры Polar и умудрился стать одним из крупнейших дилеров в России. Параллельно строил успешную карьеру спортсмена — занимал призовые места на соревнованиях по триатлону, спортивному ориентированию и рогейну. Во время одного из турниров в Новой Зеландии Слепов зашел в местный магазин купить кроссовки и увидел, как клиентам подбирали обувь с учетом особенностей движения стопы при беге и ходьбе. Илья решил повторить этот опыт в России и в октябре 2012 года вместе с партнером Евгением Гавриловым открыл «Лабораторию бега Runlab». Первые полгода проект существовал в убыток и не подавал надежд. Перелом произошел в апреле 2013 года, когда стартовали массовые забеги и в магазин начали стекаться толпы покупателей. Позже концепцию торговли спортивной экипировкой с экспертным подходом повторили Adidas и «Спортмастер», но Runlab своих позиций не сдал. За 7 лет проект открыл еще 5 точек в Москве и 2 точки в Санкт-Петербурге, выйдя на 300 млн руб. выручки. Сооснователь и руководитель Runlab Илья Слепов рассказал Inc., как нужно относиться к собственному делу, чтобы не разочароваться, почему человеческие качества важнее профессионализма и что делать, если ты вдруг всё потерял.


Илья Слепов — финалист национального этапа конкурса EY «Предприниматель года 2017». EY проводит этот международный конкурс в России с 2003 года. В этом году в финал вышли 35 конкурсантов из 33 компаний, церемония награждения победителей состоится 20 ноября.

1

Нет никаких гарантий


Ты можешь делать всё правильно, но не факт, что окажешься на вершине успеха. Это как в спорте: долго тренируешься и подаешь большие надежды, но перед важным стартом получаешь травму и не выходишь на Олимпиаду. Жизнь непредсказуема: ни у кого нет гарантии, что он завтра вообще проснется. Если это учитывать — начинаешь действовать иначе.

2

Наслаждайся процессом


Поскольку никаких гарантий нет, нужно наслаждаться самим процессом и искренне любить свое дело. Даже если успех не придет, ты можешь сказать: «Ребята, я делал всё, что мог, и получал от этого удовольствие». И тогда не будет больно за бесцельно прожитые годы. Но рано или поздно награда находит своего победителя. Ван Гог написал 2 тыс. полотен, а продал при жизни только 14. Мать Тереза 70 лет помогала людям, и только на склоне лет ее  узнал весь мир. Нельсон Мандела в 46 получил пожизненное, а в 76 вышел на свободу и стал президентом.

3

Главное — всегда подниматься


Неудачи случаются с каждым. Весь вопрос в том, сможешь ли ты всякий раз восстановиться после падения. В 2015 году я проснулся утром и прочитал в телефоне, что у нашего банка отозвали лицензию, — всё заработанное нами просто сгорело. Остались долги перед поставщиками, арендодателями и сотрудниками (нужно было выплатить зарплату через 6 дней), а у нас даже нет расчетных счетов — 3 года коту под хвост! Я час грустил, потом вышел на тренировку, откатался на велосипеде в дождь и сразу начал работать. Подумал, что подняться снова после потери всего — это будет отличный челлендж. Посмотрел, сколько осталось наличных денег, и заплатил некоторым поставщикам. Затем продал свою квартиру и рассчитался со всеми остальными. За полтора года компания восстановилась.

4

«Кто» важнее, чем «что»


Большинство компаний, особенно крупные корпорации, выбирают работников исходя из их умений. Например, когда такой работодатель ищет «профессионального менеджера по продажам», для него важно, «что» умеет кандидат.

Для нас же более значимы человеческие качества соискателя: насколько он честен и открыт, разделяет ли наши ценности, — иными словами, «кто» он. При этом человек может не быть профессионалом: мы его сами обучим.

За счет этого мы и побеждаем на рынке. Adidas и «Спортмастер» повторили нашу концепцию — сделали у себя в магазинах подбор обуви по технике бега. У них много денег, крупные сети, сильные бренды. Но Adidas в итоге закрыл свой проект Test Your Run, потому что тестированием у них занимались люди, которые раньше, условно говоря, продавали цемент. У нас же работают люди, которые разделяют нашу страсть к бегу. На одном из наших собраний сидело 25 человек, и 13 из них — мастера спорта.

5

Всегда нужно быть чуточку впереди конкурентов


Вести свой бизнес лучше не оглядываясь — просто идти вперед. Когда конкуренты повторят твою идею и убедятся в ее перспективности, у тебя уже должен быть следующий шаг. Потом они скопируют и его, но ты вновь окажешься впереди, а значит — получишь какое-то преимущество.

6

Партнеры должны шагать в ногу


Я всегда работал один, но при запуске «Лаборатории бега Runlab» взял в партнеры человека, который любил и умел заниматься операционной деятельностью. Сам же занялся стратегией и развитием — в этом плане мы очень хорошо разделились.

Нужно, чтобы партнеры шли примерно с одинаковой скоростью: это хрупкий баланс. Когда один перерастает другого — союз нарушается. Это такой подводный камень, но все решаемо. Сейчас операционной деятельностью в компании занимается другой человек, а мой партнер просто получает дивиденды как акционер.

7

Главная сложность — ты сам


Помни: причина многих факапов кроется в тебе самом. Например, я часто сам себя ограничиваю, ставлю планки, ленюсь… Пример с тем же банком: знал ведь, что класть яйца в одну корзину не нужно, но открыть счет в другом месте поленился. Мою бдительность усыпил предыдущий позитивный опыт: с этим банком я успешно сотрудничал 7 лет. Казалось, что это будет продолжаться вечно, но ничего вечного, как известно, не бывает.

8

Любая ошибка — новая возможность


В моем понимании, ошибок нет — есть лишь новые возможности. Так, проблема с банком подвигла нас к рациональному использованию денег и более эффективной работе с поставщиками. Еще один пример: мы открыли магазин в ТЦ «Золотой Вавилон», но вскоре закрыли его. Нам хотелось проверить, приживется ли наш формат в торговых центрах, — оказалось, что нет (там много случайных людей и сложно создать атмосферу комьюнити).

9

Бизнес-шаблоны не работают


70% людей, открывающих бизнес, разоряются в первый же год. Хотя они наверняка читают умные книжки и знакомы с бизнес-шаблонами. Но если б на все вопросы имелись правильные ответы, каждый человек мог бы спокойно взять и сделать прибыльный бизнес.

Например, классический бизнес-шаблон учит: найдите рынок, он обязательно должен быть! Но можно создать его самому или предвосхитить. Когда в 2010 году я озвучивал свою идею людям, почти все сказали, что на этом не заработаешь: «Где ты у нас видел бегунов на улицах Москвы?» Но у меня не было сомнений, что не сегодня, так завтра люди непременно побегут. К тому моменту я посетил более 50 стран и во многих видел толпы бегунов — поэтому предположил, что рано или поздно то же самое будет в Москве. Мои ожидания оправдались: если в середине 2000-х московские марафоны собирали две-три сотни участников, то в этом году стартовало 30 тыс. человек.

10

Адаптируйся — или проиграешь


Заниматься предпринимательством рискованно — особенно в России. За примерами далеко ходить не надо: в этом году ввели обязательную маркировку обуви, что ощутимо ударило по нашему бизнесу. Теперь производитель и продавец должны специальными чипами маркировать товар — чтобы налоговая могла отслеживать, куда он уходит, и сличать с продажами.

Нам пришлось полностью менять 1С, добирать одного бухгалтера в штат и платить разработчикам, чтобы это внедрить, — всё за наш счет. И подобное происходит каждый год. Да, возникает дискомфорт, но ты найдешь возможность развиваться и в таких условиях — если по-настоящему хочешь развиваться.