Разобраться

Как распознать хорошую консалтинговую компанию и чем она может быть полезна вашему бизнесу

Как распознать хорошую консалтинговую компанию и чем она может быть полезна вашему бизнесу
Фото: Westend61 / GettyImages

Барьеры входа на рынок консалтинга невысоки. Чтобы начать работу, вам не нужны офис, большой штат и дорогостоящее оборудование, — можно хоть завтра назвать себя «консультантом» и приступить к поиску клиентов. Неудивительно, что рынок заполонили компании и частники с низкой квалификацией и желанием заработать «быстро и непыльно». Рассказываем, как распознать хорошую консалтинговую компанию и чем она может быть полезна для вашего бизнеса.

Много пользы и никакого волшебства

В предпринимательской среде бытует немало мифов и предрассудков, связанных с консалтинговыми компаниями. Многие относятся к их деятельности скептически или, напротив, ожидают от них волшебства. В чем же на самом деле заключаются выгоды от обращения к консультантам?

Консультанты умеют профессионально решать проблемы — это их специализация. Поэтому, если ваш бизнес переживает кризис, обратиться в консалтинговую компанию — самая быстрая и правильная мера.

Нанять консалтинговую компанию обычно дешевле, чем собрать под решение какой-либо проблемы команду штатных фултайм-специалистов. Особенно очевидно эта выгода проявляется в узких специализациях — искать профессионалов, которые хорошо разбираются в нужной теме и имеют высокую насмотренность, придется долго. А консультанты смогут приступить к решению ваших задач уже сегодня.

После работы консультантов остается большое число артефактов и инструментов, которыми вы сможете пользоваться и далее. Их данные и методологии — отличная возможность улучшить компетенции и осведомленность ваших сотрудников, получить источник идей и инсайтов для бизнеса.

Штатные сотрудники могут не говорить вам всей правды. Потому что стесняются или просто в компании так не принято. Пытаясь найти корень проблемы и докопаться до истины, консультанты часто и много общаются с командой. Сотрудники гораздо охотнее делятся с ними своими мыслями, мнениями и переживаниями.

Консультанты могут «визировать» ваши действия. Например, если вы заказали стратегию в одной из компаний большой тройки (McKinsey, BCG, Bain), инвесторы как минимум проявят к ней интерес.

Сознание топ-менеджеров компании часто замылено текущими задачами и операционкой. К тому же на них давит корпоративная культура и иерархия. У внешних консультантов таких ограничений нет — они могут мыслить яснее и шире. А потому способны предложить решение проблемы или стратегическое видение, которое остается вне поля зрения ваших управленцев.

Вопреки расхожему мнению, консультанты пользуются не только своим собственным опытом и суждениями. У них есть доступ к большой базе знаний, готовые методологии и проверенные инструменты, которые помогут решить ваши задачи.

Как появились и чем занимаются консалтинговые компании

Первая консалтинговая компания —Arthur D. Little — появилась еще в 1886 году, она обещала клиентам помощь в управлении производством и проведении технических исследований. К началу XX века консультационные услуги стали предлагать аудиторские, бухгалтерские и юридические компании.

Но настоящее развитие новая отрасль получила в годы Великой Депрессии. Тогда к услугам консалтинговых компаний стали массово прибегать предприятия, которым нужно было оптимизировать затраты. Однако этот факт заказчики предпочитали не афишировать — чтобы никто не узнал об их проблемах.

И лишь в 1960-е европейские компании стали открыто признавать факт сотрудничества с американскими консультантами — так они показывали свой серьезный подход к ведению бизнеса. В результате у консалтинга появилась новая задача — ставить свою «печать» на решения организации, чтобы к ней было больше доверия со стороны клиентов и инвесторов.

Сейчас, в эпоху доступной информации и дешевой аналитики, происходит перерождение индустрии. Клиенты все чаще обращаются к консалтинговым компаниям за помощью в цифровой трансформации и разработке продуктов. Кроме того, теперь консультанты помогают бизнесу разбираться в новых технологиях и интерпретировать рыночные тренды.

Как отличить хороших консультантов от плохих

Этот небольшой гайд поможет вам определиться с выбором консалтинговой компании и не нарваться на самозванцев.

✔️

Отдавайте предпочтение компаниям, а не индивидуальным консультантам. Да, у частника может быть релевантный опыт и большое желание вам помочь. Но у компании есть еще и необходимая инфраструктура, набор методик и отстроенные процессы, которые во многом обеспечивают успех проекта.

✔️

Спрашивайте про методологию и инструменты, которые используют консультанты в своей работе. С теми, кто основывает свои рекомендации исключительно на интуиции и том, что «сейчас все так делают», лучше сразу распрощаться. Гораздо больше доверия должны вызывать консалтинговые компании, у которых есть четкая методология работы для каждой конкретной ситуации.

✔️

Поинтересуйтесь у консультантов методикой имплементации их рекомендаций. Они не должны ограничиваться раздачей советов. Чем больше работы «руками», взаимодействия с вашей командой и передачи ей знаний — тем лучше. В практике консультантов должно быть много образовательных активностей — воркшопов и Q& A-сессий, а не просто информационных презентаций.

✔️

Хорошие консультанты задают много вопросов. Их первый этап работы — диагностика. И чем больше разных и неудобных вопросов они зададут вашим сотрудникам, тем реалистичнее и полезнее будут их рекомендации. Если консультанты только советуют и ничего не спрашивают — стоит насторожиться.

✔️

Задача консультанта — донести информацию в наиболее понятной и удобной для вас форме. Хорошие специалисты упрощают, а не усложняют.

✔️

Настоящий консультант не поверит вам на слово, а самостоятельно попытается найти источник проблемы. Если вы говорите ему, что сломалось вот здесь, давайте сделаем вот так, и слышите в ответ: «Есть, сэр», — вам попался плохой специалист.

✔️

Консультант должен максимально вовлекаться в решение вашей задачи — проводить встречи, делать интервью и запросы на информацию. Если же он отсиживается в стороне, чтобы потом выдать нечто «гениальное», скорее всего, вы ошиблись с выбором.

✔️

Неприятная правда — самая большая ценность, которую можно получить от консультанта. Если вам говорят только приятные вещи, никогда не критикуют и боятся перечить — насторожитесь.

✔️

У хороших консультантов нет единого предложения для всех клиентов. Свои наработки, методы и документы они подстраивают и адаптируют конкретно под вас. Если же вам пытаются всучить схему или памятку, которая «хорошо сработала у предыдущего клиента», стоит обеспокоиться.

✔️

У вас должен быть культурный мэтч с консультантами. Если в их присутствии хочется уснуть или залезть под стол от стыда или страха — ищите других специалистов. Вы должны говорить с консультантами на одном языке и испытывать комфорт от сотрудничества с ними.