Google Drive победил (но всё не так очевидно): Плюсы и минусы четырех облачных хранилищ для бизнеса

Google Drive победил (но всё не так очевидно): Плюсы и минусы четырех облачных хранилищ для бизнеса
Фото: halbergman/istockphoto.com
В конце 2015 года бизнес, некоммерческие компании, госорганизации США потратили на облачные технологии $4 205 млн, в то время как тот же рынок в России, по данным Gartner, не превысил $51 млн. Однако уровень проникновения облаков растет и у нас, причем как в госсекторе, известном недоверчивостью к новым технологиям, так и среди обычных пользователей, включая малый и средний бизнес. Перед вами — краткий обзор четырех самых популярных в России облачных хранилищ.

Сразу отметим, что обзор субъективный: он основан на данных опроса Inc. среди предпринимателей, а также на личном опыте редакции. Речь пойдет о работе с облачными сервисами на стационарных компьютерах и ноутбуках. Удобство работы с мобильными приложениям — тема для отдельного исследования.

Dropbox

Пожалуй, наиболее известный облачный сервис в мире. У него самая простая и понятная линейка тарифов. Есть Basic — бесплатная версия: 5 Гб места выделяют после регистрации, потом его можно увеличить до 16 Гб, если приглашать новых пользователей. Тариф Pro для тех, кому нужно много места: за $9,99 или $8,25 в месяц (зависит от того, платите вы ежемесячно или сразу за год) выдают 1 Тб на всю компанию. Дальше идут Business с неограниченным объемом (за $15 или $12,5) и Enterprise, где с владельцем аккаунта общается личный менеджер: он будет оперативно отвечать на вопросы и решать проблемы. Цены формируют индивидуально — после обращения в Dropbox. Кстати, в справочном центре указано, что пользователь Dropbox Basic может заработать, приглашая друзей, до 16 Гб бесплатного места, а пользователь Dropbox Pro — до 32 Гб (зачем 32 Гб в ситуации, когда у тебя оплачен 1 Тб, в справочном центре не указано).

— В Dropbox мы храним основные документы для совместной работы, а также внутренние документы, — рассказывает гендиректор бухгалтерской фирмы «Буква Аудита» Любовь Монич. — Плюсов много, например, с помощью телефона можно однократно открыть Dropbox на любом компьютере. Для этого надо навести камеру на баркод на дисплее компьютера. Минус: мало бесплатного места. И поскольку наш бизнес связан с финансами, в облаке нельзя хранить всю информацию: это противоречит закону (у Dropbox нет серверов в России).

Основных минусов у Dropbox четыре:

Цена. Она выше, чем у остальных сервисов, и нестабильна: оплата производится в долларах.

Маленький объем бесплатного места — от 5 до 16 Гб.

Нельзя совместно редактировать файлы.

Шумиха, которая длится вокруг Dropbox несколько лет. В интервью The Guardian в 2014 году Эдвард Сноуден сказал, что Dropbox не заботится о конфиденциальности данных своих пользователей и участвует в глобальной системе слежки PRISM. С тех пор бывший сотрудник ЦРУ регулярно обрушивался с критикой на облачное хранилище. Насколько можно верить его словам — каждый решает сам. Для обычных пользователей гораздо важнее новость прошлого года, когда хакеры похитили данные более 68 миллионов пользователей сервиса. Причем, по информации Motherboard, масштабный взлом произошел еще в 2012 году, когда Dropbox сообщал о краже «небольшого количества логинов и паролей» пользователей.

Нет серверов на территории России. А значит, в Dropbox (и это закреплено законом) нельзя хранить персональные данные граждан РФ.

Чаще всего опрошенные нами предприниматели рассказывали, что пользуются сразу двумя-тремя облачными хранилищами, и Dropbox, как правило, мелькает в этих списках. Например, Елена Журавлева, сооснователь Human Factor Labs (компания занимается систематизацией клиентских данных и созданием единых реестров) рассказала, что сотрудники используют Dropbox для хранения проектных документов, а Google Drive — для согласования статей и небольших документов, потому что в этом сервисе есть возможность совместного редактирования файлов. К плюсам обоих облаков она отнесла легкость в использовании, но назвала и серьезный минус — безопасность. «Если прочитать оферты обоих этих продуктов, то выясняется, что документы, которые туда выкладываются, могут быть потенциально доступны всему свету, а компании-разработчики ни за что не отвечают, — подчеркнула Елена. — Причем всё время приходится держать в голове тот факт, что эти сервисы в любой момент могут закрыться и стать недоступными навсегда. Поэтому я рекомендую использовать эти хранилища только для некритичных по безопасности документов компании.

В отделе по работе со СМИ Dropbox редакции Inc. не смогли пояснить ситуацию с переносом серверов в Россию и прокомментировать остальные недостатки, указанные выше. И судя по отзывам, среди бизнесменов в России Dropbox в последнее время теряет популярность. Так, совладелец PR-агентства PR4STARTUP Анастасия Большова рассказала, что раньше хранила в Dropbox все фото и базовые материалы для СМИ по клиентам, но в дальнейшем перешла на Google Drive.

Google Drive

Сервис часто называют лучшим для совместной работы с документами (пользователи Google Drive работают в Google Документы). К тому же, это самое популярное облако среди опрошенных нами представителей малого и среднего бизнеса. Поддерживает более 40 форматов файлов, причем многие из них можно посмотреть в браузере или через приложение. При этом над документами можно работать в режиме реального времени сразу с несколькими коллегами, комментируя действия других участников. Пакетом идет интеграция с сервисами Google и единая учетная запись для всех продуктов. Вот и Анастасия Большова признается, что Google Drive вместе с Google Документами решили все проблемы оперативного согласования статей, презентаций и пресс-релизов с клиентами. Представитель системы поиска и подбора сервисов для бизнеса Startpack Станислав Романов рассказал, что в Google Drive их компания хранит документы, маркетинговые и PR-материалы.

— Мы в студии изначально работали с Dropbox и хранили в нем все документы, однако по мере развития и увеличения потребностей перешли на Google Drive. Он позволяет более гибко управлять правами доступа, синхронизироваться, хранить и в большинстве случаев тут же редактировать документы разных форматов: входящую документацию по проектам, внутреннюю документацию, файлы с исходниками дизайна, — делятся похожей историей в дизайн-студии Charmer. — Для работы мы используем облачные сервисы Google (почту, документы, календарь), поэтому Google Drive для нас — логичное продолжение устоявшегося порядка вещей. Из минусов: не всегда стабильно работает синхронизация и бывают ситуации, когда дизайнер закрыл задачу, а менеджер макеты не видит. Полностью автоматизировать процесс не получается.

— С момента основания нашей компании мы используем в качестве облачного хранилища Google Drive, поскольку сервис входит в пакет для бизнеса Google for Work, — рассказывает директор по маркетингу краудфандинговой площадки AKTIVO Даниил Попов. — Для работы в интернете нам необходимо было комплексное решение, а Google for Work — это еще и почта, возможность работать с документами в облаке, хранилище и так далее. Сейчас часть документов компании, фото, видео мы храним на Google Drive. Но документы, имеющие отношение к персональным данным, защищены и хранятся на внутренних серверах: мы считаем, что облако недостаточно хорошо защищено.

Мы задали Google вопрос о переносе серверов Google Drive в Россию. В отделе по работе с прессой ответили: «Все продукты, которые мы предлагаем российским пользователям, предоставляются в соответствии с российским законодательством. Планы мы не комментируем». Цена у Google, как и у Dropbox, кусается. За 100 Гб вы заплатите 139 рублей месяц, за 1 Тб — 690, а дальше по нарастающей, максимум — 30 Тб в месяц за 20 990 рублей. Есть также версия с оплатой $10 за каждого пользователя в месяц с двумя неделями пробного периода.

Впрочем, на Google надейся, а сам не плошай:

— Я параллельно использую Google Drive и Яндекс.Диск, — поделился SMM-специалист компании «Модульные системы «Торнадо»» Евгений Курочкин. — На Google Drive не очень нравится структура отображения информации, на Яндексе она более интуитивно понятна. При этом в офисных приложениях Google работать гораздо приятнее.

Яндекс.Диск

Складывается ощущение, что российский сервис ориентирован исключительно на частных лиц и совершенно не готов решать проблемы бизнеса. На Яндекс.Диске есть аудиоплеер, лайки для фотографий и прочие няшества. На старте пользователь получает 10 Гб места, правда, увеличивают этот объем не очень охотно. Основные способы — приглашать друзей (по 512 Мб за каждого) и страница с акциями (в основном временными) от партнеров. Например, подключился к нужному интернет-провайдеру — будь любезен, получи 100 Гб места на Яндекс.Диске в подарок (навсегда). Ну и конечно, есть синхронизация с сервисами Яндекса, включая почту и календарь.

Но если хранилище вам необходимо для работы, а не как склад фотографий и видео, — тут с Яндекс.Диском всё сложно. Например, увеличить объем диска за деньги можно максимум на 1 Тб за раз: чтобы купить 5 Тб, нужно оформить и оплатить покупку 5 раз. Это неудобно, а объем 1 Тб даже для малого бизнеса — несерьезен, особенно если вы работаете с полиграфическими макетами или полноразмерными фотографиями. Здесь нет совместного редактирования файлов, как у Google или Облака@Mail.ru. Зато есть собственный фоторедактор и приложение для быстрой обработки скриншотов. И мы в очередной раз убеждаемся: Яндекс.Диск — отличный сервис для пользователей, но не для корпоративных нужд. То же самое подтверждают и представители бизнеса. Так, руководитель бизнес-клуба «Бизнес Park» Елена Павлова сообщила, что хранит на Яндекс.Диске в основном видео, презентации и памятки. А для работы использует Dropbox и Google Drive.

В пресс-службе Яндекса в разговоре с Inc. подтвердили: этот облачный b2c-сервис ориентирован в первую очередь на персональное использование. Впрочем, в компании отметили: «Тем не менее функциями Яндекс.Диска часто пользуются и сотрудники компаний. Коллеги по отделу могут делать общие папки, делиться файлами, создавать документы и комментировать их».

Облако@Mail.ru

Как в случае с большинством продуктов отечественного IT-гиганта, дизайн Облака вызывает тоску. Зато сервис берет объемами. Новым пользователям сразу дают 25 Гб, а в самом начале, когда облако только запускалось, эту цифру без особых проблем можно было увеличить до 1 Тб. Сейчас 1 Тб стоит 499 рублей ежегодно, 2 Тб обойдутся уже в сумму 9 990 рублей в год, или 990 рублей в месяц (зависит от выбранного метода оплаты). Плюс интеграция с сервисами Mail.ru

— Мы начинали с Яндекс.Диска, но он был неудобный, и когда компания Mail.ru предоставила пользователям сразу 100 Гб виртуального дискового пространства, мы перешли на Облако, — рассказал руководитель региональной газовой компании «Палюр» Александр Прахов. — Яндекс в то время давал около 25 Гб максимум, а нам был важен объем: компания расширялась, объемы документооборота росли и места не хватало. К тому же, в Mail.ru информация из папки пользователя дублируется на сервере, и если сотрудник удаляет нужные файлы с компьютера, остаются виртуальные копии файлов. Эта особенность сервиса спасла нас во время вирусной атаки, когда хакеры заблокировали доступ ко всем папкам и документам на стационарных компьютерах. А после возникновения внешнеполитической напряженности мы решили не экспериментировать с продуктами западных IT-компаний.

Тем не менее среди опрошенных нами представителей малого и среднего бизнеса этот продукт Mail.ru Group не популярен. Связаться с пресс-службой IT-компании, чтобы уточнить ее планы по развитию продукта, также не удалось.

Фото: PeopleImages/istockphoto.com

«Функции облачных хранилищ могут стать частью большого продукта»

Николай Гребенников, вице-президент по разработке компании решений для резервного копирования данных Acronis:

— Когда полтора года назад я создавал компанию, мы после тестирования склонились к Google Drive. Было ощущение, что с ним удобнее работать. Так что интуитивно я бы предположил, что Google Drive — самый популярный сервис в России, хотя достоверной статистики по каждому сервису нет. Безусловно, потребность бизнеса и госкомпаний в облачных сервисах будет увеличиваться. Если моя дочь, которой сейчас 14 лет, через 10 лет откроет свое дело, у нее даже не возникнет вопрос, зачем закупать какие-то серверы и тратить тысячи долларов на покупку лицензий. Но не исключено, что со временем базовая функция облачных хранилищ станет частью большого продукта. Например, антивируса.

Потому что всем понятно: данные в облачных хранилищах нужно защищать. Например, вирус присылают почтой в организацию. У операторов техподдержки есть свои KPI, чаще всего это SLA (Service Level Agreement) — соглашение об уровне предоставляемого сервиса, или время ответа на запрос. Когда они открывают письма, то в первую очередь думают о выполнении этих KPI, то есть о скорости работы, и в последнюю — о безопасности. И вот перед ними письмо, в аттаче — зараженный файл Excel, который при открытии просит разрешить «исполнение макросов». Они разрешают, после чего скачивается вредоносный файл.dll и вирус распространяется по всей внутренней сети организации и дальше. В Dropbox и Google Drive такие способы распространения вирусов возможны: если зараженный файл попадет в файловое хранилище, он может расползтись по нескольким компаниям.

И конечно, клиентов интересуют различные интересные фичи. Допустим, подбор фотографий по лицам людей. Находишь фотографию, выбираешь человека на ней — и программа собирает в единый таймлайн все фотографии с этим человеком. Как это будет реализовано, с помощью тегов или нейронных сетей, вопрос. Мы в Acronis уже активно работаем над подобными функциями, и вероятно, что крупные игроки делают то же самое.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.