Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ 10 декабря 2019

Андрей Заиченко, ГТЛК:

«Мы намерены стать одним из ведущих акселераторов транспортной отрасли»

Текст

Сергей Добрынин

Фото

Валерий Белобеев для Inc.

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ 10 декабря 2019

Андрей Заиченко, ГТЛК: «Мы намерены стать одним из ведущих акселераторов транспортной отрасли»

Текст

Сергей Добрынин

Фото

Валерий Белобеев для Inc.

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), которая запустила корпоративный акселератор на базе GenerationS (РВК), заинтересована в идеях для транспортной отрасли — от нестандартных IT-решений до новых инженерно-технических и технологических разработок. Директор по информационным технологиям ГТЛК Андрей Заиченко рассказал Inc. о внутренней и внешней цифровизации, запросе рынка на технологии, стартапах и готовности компании к изменениям.


О ГТЛК

Крупнейшая лизинговая компания России. Поставляет в лизинг воздушный, водный, железнодорожный транспорт, в том числе пассажирские самолеты, санитарные вертолеты, суда различных классов, грузовые вагоны и многое другое. Компания также является универсальным инструментом развития транспортной отрасли.

Внутренняя цифровизация

Мы стоим на пороге четвертой промышленной революции (Индустрия 4.0). Многое из того, что 20 лет назад показывали в фантастических фильмах, сейчас стало повседневностью. Индустрия 4.0 автоматизирует процессы и, как следствие, приводит к увеличению темпов экономического роста, обострению конкурентной борьбы. ГТЛК априори более продвинута в плане информационных технологий, чем реальный сектор экономики, потому что это финансовый институт.

Внутренней цифровизацией мы занимаемся давно и активно. Электронный документооборот в современной компании — уже не цифровизация, а необходимый атрибут управления. Сейчас ГТЛК находится на новом этапе: нам интересен анализ больших данных и промышленный интернет вещей, потому что без этих технологий невозможно оставаться конкурентоспособным на рынке.

Компания не может быть на 100% цифровой. Это вопрос эволюции и прогресса. Например, работать с искусственным интеллектом — на данный момент важная инновационная задача. Но вполне возможно, что через несколько лет искусственный интеллект станет привычным и появятся новые цели по цифровому развитию. Процесс цифровизации требует планирования, оценки и регулярной корректировки.

В этом году в ГТЛК создана новая структура — дирекция по управлению цифровыми активами. Компания включена в программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Таким образом, мы не только занимаемся внутренней цифровизацией, но и создаем новые продукты для рынка: помогаем партнерам, лизингополучателям и отраслевым потребителям в процессах цифровой трансформации.

Технологии для транспортной отрасли

Мы не классическая лизинговая компания, а инструмент развития транспортной отрасли. Отличием ГТЛК от других лизинговых организаций является ответственность за реализацию задач федерального уровня. Основная задача, которую поставило нам государство, — это поддержка транспортной отрасли, развитие транспортного машиностроения, в том числе посредством привлечения внебюджетных инвестиций. Именно поэтому нам интересны любые инновационные начинания, которые могут быть востребованы и эффективны на рынке. Мы формируем отработку решений с внедрением этих инноваций в транспортную отрасль.

Пример нашей цифровой технологии — система сбора и анализа эксплуатационных данных с воздушных судов. В первую очередь это касается самолетов «Сухой Суперджет-100», они составляют основную часть нашего воздушного парка. На каждом самолете есть системы, которые во время полета отслеживают в онлайн-режиме разные показатели. Эти данные передаются по беспроводной связи в цифровой комплекс для обработки, анализа и внесения в реестр. Здесь речь идет о больших данных, работа с которыми требует соответствующих технологий.

На основании анализа big data мы формируем представление о технических резервах и принимаем решения. Это хороший инструмент для создания федеральной системы мониторинга лизинговой и залоговой техники. Сейчас мы ведем переговоры с крупнейшими компаниями, чтобы определиться с общим направлением работы по этой задаче. Кстати, мы предоставляем в лизинг не только транспорт. К деятельности нашей дирекции также относятся: технологическое оборудование, аппаратно-программные комплексы, помощь в софинансировании и создании экосистем, которые необходимы для управления транспортной отраслью или ее элементами.

Мы являемся агрегатором информации, поступающей с рынка, включая запросы на цифровизацию. С одной стороны, это производители, с другой — эксплуатанты техники. Такая позиция на рынке позволяет ГТЛК быть центром компетенции по вопросам производства и использования разных видов техники. Для работы с инновациями мы привлекаем и внешнюю экспертизу, занимаемся развитием инноваций с нашим партнером — компанией РВК.

Транспортная отрасль и консервативна, и готова к прорывам. Она довольно серьезно регламентирована, потому что связана с безопасностью. Любая компания, ответственная за жизнь пассажиров, несколько раз подумает, прежде чем внедрить решение, которое может повлиять на уровень защищенности людей. Это разумный консерватизм. С другой стороны, Россия — огромная страна, поэтому вопрос транспортной доступности очень актуален. Без совершенствования этой системы развитие экономики немыслимо. Поэтому наша отрасль является драйвером развития, в том числе в сфере цифровых решений.

Кадровая проблема в IT и направлениях работы с инновациями — давно не новость. Мы готовим свои кадры, обучаем сотрудников, в том числе в рамках сотрудничества с РВК. Безусловно, привлекаем персонал и с рынка. Конечно, в цифровом бизнесе нужны не только IT-специалисты, но и менеджеры новой формации. Сложно переориентировать человека, который изо дня в день занимается одними и теми же рутинными процессами. Нужно воспитывать специалистов с новым мышлением, и мы движемся именно в этом направлении.

От финансов до цифровых двойников

Невозможно отрицать значимость внедрения инноваций в транспортной отрасли. Для решения этой задачи мы выбрали и используем два основных инструмента — корпоративный акселератор ГТЛК на платформе по развитию корпоративных инноваций GenerationS и венчурный фонд по поддержке инноваций. Нашим партнером во всей этой интересной и сложной задаче выступает РВК. Акселератором рассматриваются заявки в широком спектре — по восьми технологическим направлениям: от промышленного до финтеха.

У нас существует внутренняя и внешняя экспертиза, привлеченная с помощью акселератора РВК. С помощью наших специалистов и приглашенных экспертов мы проводим отбор инноваций для передачи новых технических решений в отрасль. ГТЛК учреждена Минтрансом и работает практически со всеми крупнейшими российскими производителями и поставщиками транспортных средств — «Объединенной авиастроительной компанией», «Объединенной судостроительной компанией», «Вертолетами России» и другими. Это дает дополнительные возможности по внедрению стартапов в транспортную отрасль.

Нас интересует широкий спектр технологий — цифровые двойники, работа с big data и машиностроительные стартапы. Нам нужны идеи в области беспилотных летательных аппаратов. На одной из питч-сессий уже было предложено простое и элегантное решение, которое позволит существенно снизить расходы на позиционирование летательного аппарата в пространстве. Начатая нами работа подтверждает запрос отрасли на инновации, который может быть удовлетворен с помощью свежих идей. При этом нужно отметить, что наша акселерационная программа направлена на решения, уже имеющие готовые прототипы или MVP.

Нейросети, ИИ, блокчейн тоже могут быть интересны для нас. Внутри компании мы внедряем чат-ботов, но пока эта работа носит экспериментальный характер. Блокчейн потенциально открывает новые возможности по ускорению и упрощению процессов в финансовых операциях, оформлении сделок, ведении реестров, по снижению уровня бюрократии в процедурах. Сейчас ГТЛК прорабатывает проект, в котором эта технология будет использоваться на федеральном уровне для защиты данных, поступающих от транспортных компаний. В перспективе мы готовы участвовать в поиске путей применения смарт-контрактов на рынке.

Удобный шлюз для стартапов

Мы рассматриваем разные варианты поддержки и сопровождения стартапов в каждом конкретном случае. В первую очередь предлагаем нашу акселерационную программу. ГТЛК может войти в совместную компанию как соисполнитель, выкупить технологию или долю в предприятии, предоставить заём, оказать административную и управленческую поддержку. Мы готовы быть гибкими в сотрудничестве, но главное — намерены внедрить технологические начинания в отрасль, сохраняя авторство и права партнеров на предложенные решения. Мы стремимся выстраивать доверительные и открытые отношения, которые способствуют уверенности стартапов в материализации.

Для работы со стартапами будем оптимизировать структуру и корпоративное управление. В каждой ситуации мы готовы применять индивидуальный подход, который будет удобен всем. Главная отличительная особенность работы со стартапом — ограниченное время на принятие решений. Стартапам нужна возможность быстрой реализации их идей, и мы в компании понимаем, что потребуется драйв, определенная ментальная перестройка для эффективной работы с новыми оригинальными проектами. Именно для этого совместно с РВК готовим и обучаем сотрудников.

Конечно, в государственной компании есть «здоровый бюрократизм», но нельзя потерять в нем потенциал новых идей. Мы стараемся оптимизировать процессы принятия решений. Наша цель — организовать документальную подготовку финансирования проекта так, чтобы до поступления первых траншей уходило от нескольких дней до недель. Если сравнить ГТЛК с большой космической станцией, то мы создаем шлюзы, через которые можно быстро и легко принять маленькие шаттлы стартапов.

Главное в проектах — нестандартность и простота идей. Гениальное просто. Мы уже видим такие примеры в нашем акселераторе: стартапы находят доступное решение, позволяющее разобраться с массой проблем, на которые предприятие или отрасль тратит баснословные деньги. Это реальность.