В основе едва ли не каждого успешного стартапа — воля к победе и тестирование множества гипотез (зачастую неудачных). Можно и даже нужно ошибаться, но при этом не терять время и верно расставлять приоритеты. Директор по маркетингу NBCom Group Аурика Виларди рассказывает, что не так с копированием чужого успеха и почему стартаперам нельзя «влюбляться» в собственные гипотезы (эти тезисы легли в основу ее выступления на конференции Spb Startup Day, которую ФРИИ провел в прошлом месяце в Санкт-Петербурге).
Ошибаться часто и дешево
На смену традиционному маркетингу в бизнес пришла новая концепция — Growth Hacking: компании направляют все усилия на свой быстрый и кратный рост. Сейчас самый ценный ресурс — время (а не деньги, команда или подтвержденный Product/Market fit). У стартаперов зачастую просто нет возможности глубоко изучать маркетинг и разрабатывать стратегию на несколько лет вперед. Предстоит быстро добиться успеха — или умереть.
Лучшее, на что команда стартапа может потратить время (если ценность продукта уже подтверждена), — генерация и тестирование максимального числа гипотез роста. Задача — кратно увеличить метрики, важные на текущем этапе проекта. Увы, подтвердится лишь незначительная часть из протестированных гипотез, но каждая неудача может стать отправной точкой для поиска новых решений. Поэтому в стартап-индустрию все сильнее проникают принципы lean-концепции: ошибаться на ранних этапах проекта, ошибаться быстро, часто и дешево.
Инвесторы ждут, что стартапы продемонстрируют трекшн, продажи, понимание рынка и бизнес-модели, способность привлекать и удерживать клиентов. Но у многих начинающих предпринимателей нет этих профессиональных компетенций в области маркетинга — как нет и большого опыта, связей и готовой кросс-функциональной команды. Зато у настоящего стартапера есть сильнейшая мотивация и большое желание «идти на абордаж».
Механики роста
Инструменты Growth Hacking разнообразны: Customer Journey Map («карта путешествия пользователя»), Lean Canvas, Persona Canvas, Value Proposition Canvas. Один из самых простых в применении — AARRR (аббревиатура от Acquisition, Activation, Retention, Referral and Revenue), придуманный основателем фонда 500 Startups Дейвом МакКлюром. Главная цель этого инструмента — измерить конверсию по всей воронке жизненного цикла клиента. С помощью экспериментов на каждом этапе выявляют эффективные решения и масштабируют их, чтобы получить кратный рост бизнеса.
Но все идеи, пришедшие в голову стартаперам, тестировать не нужно. На гипотезы тянут только обоснованные предположения с измеримым результатом, которые можно проверить опытным путем (например с помощью СustDev, UX-теста, A/B-теста, создания MVP).
По большому счету, есть всего 3 механики роста. Каждая из них подразумевает концентрацию на определенных этапах воронки AARRR.
Культура экспериментов
С точки зрения бизнеса, стремление к росту должно стать состоянием души всей команды. Но Growth Hacking добавляет в эту философию новые смыслы.