17 октября 2018 года в Канаде разрешили продажу, хранение и выращивание марихуаны в рекреационных целях. Эта страна стала второй в мире после Уругвая, решившейся на такой радикальный шаг. Главная цель властей — избавиться от нелегальных торговцев наркотиком, заполонивших канадские города. Первые дни после старта продаж показали, что государственной травы не хватает на всех желающих: перед магазинами выстраивались очереди, товар быстро кончался. Спустя 2 недели стало ясно: поставщики, не имевшие никакого представления об объеме потенциального спроса, оказались не готовы к такой высокой активности потребителей, и предложить розничным магазинам им просто нечего. К тому же легальная марихуана дороже: 1 грамм в новых магазинах стоит от 8 до 16 канадских долларов (от $6 до $12), его цена на черном рынке — 5 канадских долларов ($3,8). В итоге, пока производители строят новые теплицы, владельцы розничных точек терпят убытки и на время закрывают свои магазины, чтобы избежать дополнительных издержек, а разочарованные потребители возвращаются к нелегальным дилерам. Власти оправдываются за дефицит и обещают справиться с черным рынком интеллигентно: с помощью гражданского общества и рыночных механизмов.
«Посмотри, какой красивый косяк мне муж скрутил», — хвастается канадская домохозяйка, доставая аккуратную самокрутку из маленькой черной сумочки. «У тебя индика или сатива?» — интересуется ее подруга. В Йелтауне, одном из престижных районов Ванкувера, у входа в дорогой ресторан курит компания женщин в возрасте от 30 до 39 лет.
До легалайза марихуану в Канаде больше потребляли мужчины (20% против 15% в 2017 году), но похоже, что ситуация может выровняться в ближайшие месяцы. Пока черный рынок делает ставку на тех, у кого нет денег на походы в легальные магазины, — школьников и маргиналов, — официальные точки продаж готовятся ко встрече с мечтой — женщинами 35-42 лет (маркетологи считают этот сегмент покупателей золотой жилой для бизнеса). Результаты исследования канадского лайфстайл-бренда Van der Pop, проведенного в начале 2018 года, показали: 66% женщин скрывают, что курят марихуану, из-за страха общественного порицания. Они не хотят, чтобы этот факт стал поводом сомневаться в их интеллекте или из-за него их ассоциировали с хиппи.
Чтобы снизить социальное давление, канадские дизайнеры интерьеров и мерчендайзеры разрабатывают премиальные форматы площадок для продаж, в которые не стыдно зайти и матери семейства, и респектабельной бизнес-вумен во время обеденного перерыва. Уже сейчас, проходя мимо пока еще закрытых, но уже оборудованных магазинов, через прозрачные стекла можно увидеть удобную мебель, планшеты, продуманное зонирование помещений. Внешне легальные точки продаж одновременно напоминают и Apple Store, и велнес-клиники.
Вероятно, так выглядит светлое будущее канадского рынка марихуаны. Но пока первые официальные магазины просто пытаются выжить. Производители недооценили потребительский ажиотаж, вызванный легализацией: товары, предназначенные для продажи, быстро кончились, разочарованные потребители возвращаются к уличным торговцам.
Цены на черном рынке ниже: в то время как в легальных магазинах 1 грамм марихуаны можно купить за 8-16 канадских долларов ($6-$12), его цена на черном рынке — 5 канадских долларов ($3,8). Нелегальные дилеры уже пользуются дефицитом — снижают цены и доставляют товары на дом.
«Нам нужно больше травы!» — говорит предприниматель Тревор Тобин из маленького шахтерского городка Лабрадор Сити в провинции Ньюфаундленд. Он открыл легальный магазин товаров на основе каннабиса High North вместе со своей мамой Брендой, вложив 100 тыс. канадских долларов ($75,8 тыс.). Собрать такую сумму семье было трудно, сообщает NYT.
17 октября, в день старта продаж вся марихуана, которая была в магазине, кончилась за 4 часа. Тобин и его мать ждали новой партии 2 недели, но у поставщиков не осталось ни каннабиса, ни даже товарных упаковок, и магазин пришлось закрыть на неделю.
Поставщики говорят Тобину, что недооценили спрос. По мнению Бренды, потребителей привлекла не только возможность купить марихуану легально, но и тот факт, что, в отличие от качества каннабиса, продающегося на улице, ее качество строго регулируется: «Люди знают, что получают, и им это нравится».
После недельного простоя High North снова открылся: Тобин и его мама попытались зарабатывать на аксессуарах для употребления марихуаны — бонгах и бумаге для самокруток. Но этого недостаточно, чтобы окупить вложения, признает предприниматель.
Тяжелая ситуация, в которой оказались Тобины, характерна для Канады, граждане которой опустошили легальные магазины в первые дни после старта продаж. По меньшей мере, 3 канадских провинции — Онтарио, Квебек и Нью-Брансуик — столкнулись с нехваткой товара в течение 3-х недель после старта продаж (17 октября), а в 2-х из них из-за дефицита закрылись торговые точки, сообщала New York Times 7 ноября.
Половина из 20 магазинов, принадлежащих госкомпании Cannabis NB, временно закрылась из-за нехватки товара. Похожая ситуация в Квебеке: там местное агентство каннабиса решило на 3 дня в неделю закрывать 12 своих магазинов, пока поставки не наладятся.
Другая госкомпания, торгующая каннабисом в Онтарио, The Ontario Cannabis Store, получила 150 тыс. онлайн-заказов за первую неделю работы — офлайн-магазины сети появятся только в апреле 2019 года. Вдобавок к огромному объему заказов почтальоны Canada Post организовали забастовку.
Неспособность поставщиков удовлетворить ажиотажный спрос объяснить легко: индустрия слишком молода, и компании только сейчас налаживают производство каннабиса в широких масштабах. По словам представителя агентства по каннабису Квебека Мэтью Годро, лицензированные производители предсказуемо переоценили свои мощности: «Мы знали, что возникнут проблемы». При этом справиться с дефицитом быстро невозможно — природу не обманешь: «Производители могут нанять дополнительный персонал, но растения не станут расти быстрее».
Ситуация выглядит аховой: у некоторых поставщиков закончился даже клей для марки с акцизом на упаковках каннабиса. По всей стране продолжают формироваться цепочки поставок, на местном рынке не хватает квалифицированных рабочих рук. Например, компания Aphria, выращивающая каннабис в Онтарио, готовилась к ажиотажу и большому урожаю. Но в преддверии легализации избавилась от более 13 тыс. растений, потому что их было некому обрабатывать.
Изрядное количество времени поставщикам приходится тратить на тщательные проверки, которые проводят инспекторы Health Canada — госоргана, ответственного за сферу здравоохранения.
В Health Canada признают возникший дефицит и пытаются оправдать его отсутствием какого-либо «бенчмарка», на который можно было бы ориентироваться, прогнозируя спрос. Однако участники рынка — поставщики и продавцы — отмечают вину самого регулятора в сложившейся ситуации. Они считают, что, легализовав марихуану, правительство должно было учесть ажиотажный спрос после решения и ускорить процесс лицензирования производителей.
Лицензии для избранных
Канадские власти организовали замысловатую систему дистрибуции марихуаны. Ее принцип можно понять на примере Британской Колумбии: связующим звеном между производителями и продавцами марихуаны является государственный орган Liquor Distribution Branch (LDB), регулирующий рынки алкоголя и каннабиса.
Весь каннабис, отпускаемый производителями, лицензирует Health Canada. Процесс лицензирования сложный и долгий: по данным за прошлую неделю, всего 132 производителя получили право поставлять марихуану продавцам, из них 78 имеют лицензии на продажу.
Розничные торговцы тоже проходят процедуру лицензирования — она стоит 30 тыс. канадских долларов ($22,74 тыс.). Количество лицензий ограничено: в Британской Колумбии, например, их получат всего 100 частных магазинов.
Главное, из-за медлительности властей легализация может не привести к ожидаемому исчезновению уличной торговли. «Правительство просто кормит черный рынок — туда уходят наши покупатели», — говорит предприниматель Тревор Тобин.
Дефицит каннабиса сказывается на людях, которые употребляют его в медицинских целях. В действующем законодательстве не прописана обязанность производителей учитывать интересы медицинского рынка в первую очередь, а потому те вольны подписывать большие контракты на поставки рекреационной марихуаны с властями провинций, невзирая на нехватку ресурсов, сообщал The Globe and Mail.
Изначальная цель легализации марихуаны на территории страны — побороть незаконную торговлю наркотиком. По подсчетам Statistics Canada, объем черного рынка марихуаны в 2017 году составил более 5 млрд канадских долларов (или более $3,8 млрд). Во многих городах существуют точки, на которые привыкли закрывать глаза полицейские.
Даже если не брать во внимание дефицит, легальных магазинов на всех пока не хватает: к примеру, в Британской Колумбии (самый крупный город — Ванкувер), жители которой известны особенным пристрастием к марихуане, в день легалайза открылся всего один легальный магазин. Причем расположен он в 4-х часах езды от Ванкувера — в маленьком городке Камлупсе.
Нелегальным магазинам грозит наказание в виде штрафа (к примеру, в Онтарио — до 250 тыс. канадских долларов) и уголовной ответственности (от 5 до 14 лет). Но некоторых продавцов перспектива наказания не тревожит, и они продолжают зарабатывать на черном рынке.
Кто-то, как владелец Weeds, Glass and Gifts Дон Бриер, даже делает это открыто, в том числе для СМИ. Предприниматель не стесняется признаваться в торговле запрещенными товарами в интервью NYT. Как следует из его слов, он не верит, что у государства получится грамотно выстроить легальный рынок: «Государство, контролирующее торговлю каннабисом, — это как фермер, который строит самолеты».
Судя по публичным высказываниям канадских политиков, власти не собираются закручивать гайки и массово закрывать все нелегальные точки продажи. В частности, министр общественной безопасности Британской Колумбии Майк Фарнворт заверил, что массовых рейдов не будет, а справиться с черным рынком получится за счет давления на нелегалов гражданского общества и рыночных сил.
Клиенты, на которых рассчитывают нелегальные торговцы, — это несовершеннолетние школьники и несостоятельные взрослые, для которых цена имеет значение. Участники легального рынка уверены, что «черный рынок» не станет их серьезным конкурентом. По их мнению, в Канаде масса людей, готовых немного переплатить за легальный, а значит, проверенный и безопасный для здоровья продукт.
Судя по ажиотажному спросу на легальную марихуану в первые дни, это действительно так. Вопрос в том, хватит ли ее на всех, когда поставщики нарастят производственные мощности.
Сейчас поставщики пытаются придумать, как удовлетворить запросам растущего рынка и нарастить объемы производства: в частности, один из крупнейших производителей каннабиса в стране — компания Canopy Growth — строит новые теплицы в Британской Колумбии.
Дешевле, чем строить все заново, — переоборудовать существующие теплицы. Чтобы снизить издержки, производители каннабиса заключают партнерские соглашения с местными фермерами, которые выращивают другие культуры, например томаты. Canopy Growth ведет переговоры с фермерами по всей стране: цель — наладить производство в каждой провинции. В компании считают, что в будущем местные производители получат рыночные преимущества.
Сами фермеры тоже пользуются возможностью: после новостей о легалайзе многие из них переориентировались на коноплю. Создавая совместные предприятия с производителями каннабиса, они рассчитывают увеличить рентабельность своего бизнеса. Самые дальновидные предприниматели начали переоборудовать теплицы еще в конце 2017 — начале 2018 года. Такая тенденция привела к росту цен на канадские помидоры — теперь есть риск, что этот рынок завоюют томаты из Мексики.
В будущем производители каннабиса собираются выходить на продовольственные рынки. Ожидается, что продажу еды и напитков с каннабисом легализуют в конце лета — начале осени следующего года.
На глобальном рынке каннабиса эксперты говорят о «пузыре». Его капитализация уже превысила $35 млрд — в то же время аналитики прогнозируют, что объем потребления легальной марихуаны достигнет $32 млрд только к 2022 году. «Такое ощущение, что все захотели вложить свои страхи и жадность в один актив. Это забавно наблюдать. Прямо сейчас мы видим Дикий Запад на рынке каннабиса. Эта ситуация не должна интересовать институциональных инвесторов», — заявил Bloomberg управляющий директор Robert W. Baird & Co. Майкл Антонелли после резкого взлета акций производителя каннабиса Tilray в сентябре — почти на 50% за день.
В обозримом будущем Канада, вероятно, приобретет имидж страны, которую целенаправленно посещают туристы, чтобы покурить травы. Уже сейчас любопытные американцы из ближайших к границе штатов — Орегона и Вашингтона — останавливаются в Ванкувере на выходные, чтобы разведать обстановку. Раньше соседей интересовал только алкоголь: в Британской Колумбии разрешено пить с 19 лет, в то время как в США нужно ждать 21 года. Теперь к алкоголю добавилась и легальная травка.
Весной, когда большинство легальных магазинов откроются, крупные города страны могут оказаться под натиском любителей травы — как граждан Канады, так и иностранцев. Если лицензированные поставщики не успеют подготовиться к высокому спросу за зиму — все деньги заберет черный рынок.