Бизнес давно использует геймификацию для решения разных задач — от рекрутинга новых сотрудников до повышения лояльности. Это эффективно: когда языковой онлайн-сервис LinguaLeo внедрил игровые механики в своё приложение, его продажи выросли на 30%, а возвращаемость пользователей — на 15%. Но для успешной геймификации просто запустить квест или раздавать «ачивки» ещё недостаточно — нужно понимать, как работать с разными группами пользователей и что именно им предлагать. Вот что вам нужно знать о типах игроков и как эти знания можно применить на практике.
В конце 1970-х будущий профессор Эссекского университета Ричард Бартл стал гейм-дизайнером первой многопользовательской онлайн-игры MDU. Уже тогда он заметил, что, несмотря на общий сценарий, поведение разных игроков отличается.
Наблюдая за пользователями, Бартл выявил схожие паттерны поведения, которые потом подтвердил статистикой и внутренними опросами. Его типология описана в книге Designing Virtual Worlds и построена на пересечении двух шкал: «действие — взаимодействие» и «игроки — мир». Вот какие типы игроков выделил Ричард Бартл.
Есть другая типология пользователей — «Гексада», ее предложил эксперт в области геймификации Анджей Маржевский. Она подходит для любых систем с элементами игры и описывает игроков по их мотивации.
Чего стоит избегать при геймификации
1. Выбрать инструменты
Любая геймификация основана на PBL-системе: points, badges, and leaderboards — баллах, бейджах и рейтингах. Например, рейтинги на profi.ru работают сразу на два типа пользователей: Социальщиков (тех, кто всегда готов оставить отзыв о работе специалиста) и Карьеристов. Специалисты, которые мотивированы повышать свою позицию в выдаче, сами просят дать фидбэк о своей деятельности. Чем больше инструментов использует бизнес, тем больше показатель удержания разных групп.
2. Определить психотипы пользователей
Свой тип игрока можно определить просто, например пройти тест по Бартлу или по Маржевскому. Чтобы понять, какой тип более всего свойственен пользователям, придётся прибегнуть к эвристическим методам. Скажем, придумать алгоритм, который станет присваивать человеку некое количество баллов за каждый шаг в игре, например плюс балл к психотипу Исследователя за открытие новой локации. Итоговый результат можно посчитать за определённый период времени.
Стопроцентных Киллеров или Социальщиков не бывает, но аналитика поможет понять, какие психотипы преобладают и что им больше всего интересно.
3. Следить за балансом игрового процесса
Чаще всего бизнес использует или часть игровых элементов, или «геймификацию под случай». Например, с помощью платформера Grace Runner банк представил свою новую кредитную карту. Как бы предприниматели ни использовали игровую механику, важно следить за тем, как пользователи ведут себя в игре. Лучше всего начинать с малого: простые разовые игры на старте помогут с типизацией игроков для более масштабных проектов.
4. Адаптировать игру, не меняя правила
Наблюдая за тем, как пользователи ведут себя в игре, можно адаптировать и менять некоторые механики. Например, вы ввели программу лояльности на основе реферальной системы вроде «приводи друзей и копи баллы», но заметили отток трафика. Проблема может быть многосторонней — возможно, баллы плохо конвертируются в реальные рубли и тогда вы теряете Карьеристов.
В целом простая PBL-система помогает удержать пользователя только на входе в игру — для продолжительного взаимодействия её недостаточно. Одни и те же пользователи по-разному проявляют себя в разных игровых сценариях. При этом не стоит ориентироваться на все психотипы разом. Механика «Монополии» от McDonald’s нацелена на категорию Потребителей Маржевского, но абсолютно не подходит Социализаторам или Исследователям. Это не мешает «Монополии» выполнять свою задачу: благодаря ей доходы McDonald’s в 2011 году за один месяц выросли на 5,5%.
Если вы правильно изучите пользователей и сделаете их опыт в играх максимально комфортным и понятным, киллеры, исследователи и бунтари могут стать вашей лояльной аудиторией.