Разобраться

Замещай и властвуй: как новые льготы от Минцифры повлияют на IT-рынок

Замещай и властвуй: как новые льготы от Минцифры повлияют на IT-рынок
Фото: AlexSava / Getty Images

После ухода ряда зарубежных онлайн-площадок Минцифры ввело экстренные меры поддержки российских цифровых платформ. Как это скажется на отрасли и помогут ли принятые решения, рассуждает основатель платформы по разработке голосовых роботов Tomoru Денис Балюра.

Поможет ли рынку нулевая ставка по налогу

Одна из основных мер поддержки отрасли в новом пакете — снижение налога на прибыль до нулевой ставки в период до конца 2024 года. Это выплаты, которые организация вносит по общей системе налогообложения (ОСНО). Но ОСНО не слишком распространена среди российских IT-компаний. Гораздо чаще они выбирают упрощенную систему налогообложения (УСН).

УСН можно выбрать, если компания зарабатывает до 200 млн за год и в ней меньше 130 сотрудников. В таком случае компания платит только налог с доходов вместо налога на прибыль и страховые взносы. При этом можно выбрать объект налогообложения — все доходы или разницу между доходами и расходами. Для малых и средних компаний это выгоднее — нет НДС, а налог на доход чаще выходит меньше налога на прибыль.

Поэтому снижение налога на прибыль актуально для крупных IT-игроков, которые обязаны выбрать самую сложную систему налогообложения. Бизнес, который зарабатывает меньше 200 млн в год, не сможет получить преимущества от такой меры поддержки.

Кроме того, время действия льготы относительно непродолжительное. Если эта мера и распространялась бы на бизнес, который работает по УСН, она помогла бы игрокам, уже вставшим на ноги. Проблема в том, что, вне зависимости от выбранной системы налогообложения, молодые компании, только начавшие развивать свой бизнес, за три года действия нулевой ставки не успеют получить от нее настоящие преимущества. Более того, для всех компаний есть риск быстрого ухудшения экономических показателей стартапа после завершения льготного периода, что впоследствии может помешать бизнесу привлечь инвестиции.

Проблему можно было решить двумя мерами: снижением налогов по УСН и более продолжительным сроком действия льготы, например на пять или 10 лет. Тогда выгоду получили бы и молодые, и средние компании, а не только корпорации.

Без проверок и с дешевой ипотекой

Минцифры предлагает освободить аккредитованные IT-компании от проверок контрольными органами на три года. Это означает, что на плановые и внеплановые проверки, которые устанавливают соответствие работы компании всем документам, ввели мораторий. Теперь проверить компанию могут в исключительных случаях, например при строительном или экологическом надзоре. От более частых случаев проверок, например налогового или валютного контроля, IT-компании освобождены.

Эта мера поддержки снизит административную нагрузку на бизнес в случае, если действительно будет соблюдаться. Так, в период пандемии правительство тоже вводило послабления на проверки — мораторий на контроль предпринимателей. Тем не менее тогда необходимость готовить документы не пропала: их нужно было размещать онлайн, в личном кабинете. В таком случае «головная боль» бизнеса никуда не пропадает: просто меняется формат отчетности.В случае, если с новой мерой поддержки IT-компаниям не нужно будет отчитываться онлайн, разработчики смогут не отвлекаться от создания новых продуктов. Мера позволит высвободить ресурсы — как время, так и средства — владельцев бизнеса и избавит от административного давления.

Еще одна мера, которую Минцифры сейчас обсуждает с игроками индустрии, — введение льготной ипотеки. Пока ведомство предлагает ипотеку под 5% для сотрудников в возрасте от 22 до 40 лет. Другое условие — месячный доход от 200 тыс. руб. в городах-миллионниках и от 150 тыс. руб. — в регионах. Порог дохода могут снизить на 50 тыс. руб., а возрастные рамки расширить до 45 лет.

Несмотря на то что недорогая ипотека — хороший маневр, есть и подводные камни. Первый из них — количество специалистов, которые смогут получить льготу. Согласно распоряжению, мера коснется как минимум 10 тыс. IT-работников аккредитованных компаний. Но ценных кадров в индустрии гораздо больше: только в феврале — марте 2022 года страну покинули примерно 50–70 тыс. айтишников (такую оценку приводит РАЭК). Другой подводный камень — завышенный порог входа по доходу. По данным «Хабр.Карьеры» за вторую половину 2021 года, средний заработок IT-специалиста в Москве — 191 тыс. руб. В регионах — 130 тыс. руб. (кроме Петербурга). Это означает, что большая часть специалистов пока не может претендовать на льготу из-за ограничений по доходу.Кроме того, массовый отток предпринимателей из России связан с тем, что они не видят возможности реализовать продукт или идею, которую задумали изначально. Они не уверены, что хотят развиваться только на российском рынке. При этом ипотека привязывает к территории и ограничивает свободу действий.

Привлекут ли льготы иностранцев

Любопытная объявленная мера поддержки — упрощение найма иностранных граждан и получение ими российского вида на жительство. Несомненно, это хорошая инициатива. Правда, специалисты будут воспринимать ее скорее как общепринятую норму — некий «гигиенический минимум», а не настоящее конкурентное преимущество.

Дело в том, что формат упрощенного найма много лет успешно практикуют другие страны. Например, в Европейском Союзе гражданин страны-участника для трудоустройства в другой стране не должен получать разрешение на работу. В Штатах есть виды виз, которые позволяют получить вид на жительство и трудоустроиться без специального разрешения.

При этом возможны проблемы с привлечением и мотивацией высококвалифицированных иностранных специалистов. В условиях высокой геополитической напряженности и санкций часть таких соискателей может более скептически относиться к работе в России. Думаю, эта мера станет заметной на более длинной дистанции, когда пройдет время после острой фазы текущей ситуации.

Как отразится на отрасли увеличение грантов

Еще Минцифры планирует в этом году отправить около 20 млрд руб. на гранты для замещения зарубежных корпоративных IT-продуктов. Увеличится и размер грантовой поддержки решений для пользователей. Правда, в российской реальности такой способ мотивации часто вызывает появление профессиональных получателей грантов.

Это компании, которые живут за счет грантов и ищут лазейки в правилах их выделения, чтобы получить средства и отчитаться о результатах. Из-за них правительство вынуждено постоянно редактировать такие правила. В итоге страдают обычные компании, которые занимаются жизнеспособным продуктом, а не пытаются выжить за счет финансирования.

Один из возможных сценариев — продвижение «сырых» решений, которые не продавались бы сами по себе. Это может вызвать падение общего уровня сервисов и с точки зрения функционала, и с точки зрения удобства для пользователя.

При этом мотивация Минцифры оправданна. Основная задача, на решение которой пойдут все силы оставшихся IT-команд, — разработка альтернативных продуктов для замещения. Гранты могут дать хорошее ускорение и усилить коммерчески успешные проекты.

Из преимуществ меры стоит назвать и изменение пропорции финансирования. Минцифры обещает, что теперь гранты будут покрывать 80% стоимости проекта, а не 50%, как было раньше. Это означает, что разработчики будут меньше переживать о привлечении бюджета.