Для тех, кто не может или не хочет следить за ходом Чемпионата мира по футболу, спойлер: в финале Германия обыграет Бразилию, а за третье место будут бороться Испания и Франция. Предсказание любезно предоставлено Unanimous A.I. — ИИ-стартапом, работающим по принципу краудсорсинга. Компания уже привлекла $6 млн инвестиций; с ее помощью маркетологи выводят на рынки новые продукты, инженеры проектируют самолеты, врачи ставят диагнозы (а азартные любители спорта — делают ставки). Рассказываем, как разработчикам Unanimous удалось приручить коллективный разум и создать ИИ, который (в кои-то веки) не собирается лишать людей работы.
Запущенная в 2014 краудсорсинговая платформа Unanimous A.I. уже собрала впечатляющее портфолио. Она предсказала результаты последних трех «Оскаров» точнее любого эксперта киноиндустрии. Верно предугадала «Человека года» Time и с точностью до процента оценила уровень рейтинга Трампа на сотый день его президентства. В 2016 году точно определила четырех лучших финишеров Дерби в Кентукки (тот, кто прислушался к ее совету, смог получить $542 на каждый поставленный $1). В 2016 году спрогнозировала исход бейсбольной Мировой серии за 4 месяца до того, как состоялись игры; в 2017 году — верно предугадала счет в Супер-кубке. Впрочем, создавали её не для этого.
Компьютерный специалист из Стэндфорда Луис Розенберг (в 1992 году он создал первую в мире систему дополненной реальности) большую часть своей карьеры занимался совершенствованием человеческого интеллекта и в конце 2000-х задумался о возможностях «коллективного разума». «Есть причина, по которой птицы собираются в стаи, пчелы в рои, а рыбы в косяки, — говорит Розенберг. — Находясь в группе, организмы стремительно «умнеют». Природа потратила миллионы лет на то, чтобы оптимизировать совместные действия живых существ, потому что именно так они способны решать очень сложные задачи и, в конечном счете, выживать». Если птицы, рыбы и пчелы так могут, почему не могут люди? — подумал Розенберг и в 2014 году основал стартап, который должен был реализовать эту идею.
Перетягивание ответа
Допустим, 5 человек выбирают еду на ужин. Один упорно топит за итальянскую кухню, другому всё равно, но как только все выбрали мексиканскую, он выступает против. Unanimous исследует, какие факторы и как влияют на формирование окончательного решения. Какими будут первые пожелания? В какой момент участники обсуждения начнут соглашаться на компромиссные варианты? Когда им станет всё равно? «Общественное мнение устроено сложно, — рассуждает Розенберг. — Люди могут иметь сходные взгляды по одним вопросам и кардинально различаться во взглядах на другие. Результат, к которому в итоге приходит Unanimous, может быть не идеальным для каждого — но при этом устраивать всех».
На практике это выглядит так: десятки людей, подключенные к платформе Unanimous, одновременно видят на своих экранах вопросы с вариантами ответов. Выбирая тот или иной ответ, они как бы притягивают к нему находящийся в центре экрана визир (бегунок), который в итоге останавливается у варианта, устраивающего всех.
Совещание на 130 персон (и полчаса)
Когда в конце прошлого года один из крупнейших производителей напитков Constellation Brands решил сыграть на поле конопли, необходимо было предугадать общественную реакцию. В портфеле компании уже были такие бренды, как Corona, Ballast Point и водка Svedka, но инвестируя в производителя каннабиса Canopy Growth, она ступала на неизведанную территорию. «Мы хотели узнать о потенциальной реакции людей больше, чем дал бы обычный опрос, — говорит Джулиан Коэн, возглавляющий в компании отдел новых продуктов. — Если бы реакция была негативной, мы могли бы лучше проработать PR-сопровождение». Проведя опрос общественного мнения, Unanimous дал положительную оценку планам Constellation Brands — и его прогноз подтвердился: потребители положительно реагировали на заявление компании о выходе на рынок марихуано-содержащих напитков, её акции выросли на 5%.
Маркетинговая компания VML привлекла Unanimous для участия в исследовании, посвященном развитию ретейла в ближайшие 4 года. Платформа собрала 130 респондентов — креативных директоров, технических экспертов, e-commerce-аналитиков и т.п., — которые в реальном времени за полчаса сформулировали ответы на ряд вопросов о будущем голосовых покупок, мобильных платежей и клиентского поведения. «Это оказался по-настоящему эффективный способ привести к консенсусу множество экспертов из разных сфер. Не думаю, что найдется другой инструмент, способный провернуть это», — говорит исполнительный директор VML Джон Бёрд.
Сила коллективного ума
Технология может пригодиться в самых разных областях: инженеры Boeing использовали ее при разработке кабины самолета; доктора Стэндфордской медицинской школы — для постановки диагноза и выбора протокола лечения, различные финансовые учреждения — для прогнозирования событий на рынке, юристы — с вопросом о том, какой вердикт вынесут присяжные.
Разумеется, иногда Unanimous ошибается. В этом году он предсказал, что команда университета Вирджинии выиграет в национальном баскетбольном чемпионате, — а она проиграла с самым низким в истории счетом в первом же турнире. Исключительные события — пока что непосильная задача и для ИИ Unanimous, и для его разработчиков. Его прогнозы совпадают с общим консенсусом — но число сбывшихся предсказаний, мягко говоря, впечатляет.
Пока некоторые опасаются, что ИИ оставит людей без работы, Розенберг считает, что с его технологией люди, напротив, останутся востребованными и важными. «Мы разрабатываем супер-интеллектуальные системы, однако в центре внимания — по-прежнему люди. Наши расчеты строятся вокруг человеческих ценностей, морали и эмоций, — говорит Розенберг. — Это отличается от того, что делают 99% компаний в отрасли. Мы не пытаемся заменить человека алгоритмом — мы хотим сделать человека умнее, чтобы он мог конкурировать с алгоритмом».