Как конкурировать правильно: если против вас никто не играет, значит, с вами что-то не так

Как конкурировать правильно: если против вас никто не играет, значит, с вами что-то не так
Фото: Getty Images

Запуская бизнес, многие предприниматели упускают конкурентный анализ и построение надежной финансовой модели. На вопрос «Кто ваши конкуренты?» в 9 случаях из 10 вам ответят «У нас их нет». Это всегда ошибка. Изучение рынка — это долго и сложно, но от этого зависит будущий успех предприятия. Без понимания рынка вам не создать дифференцированный продукт. Вот как правильно изучать свой рынок.


Если вы считаете, что у вас нет конкурентов, то либо вы ошибаетесь, либо для вашего продукта нет рынка. В любом случае вам стоит хорошенько задуматься — скорее всего, с точки зрения потребителя ваш продукт ничем не отличается от тех, что уже есть на рынке.


Кто еще борется за внимание вашей аудитории?


Предприниматель заявляет, что у него нет конкурентов, и, как правило, добавляет: «На этом рынке много компаний, но никто не делает то, что я». Сюрприз: для потребителей это не имеет никакого значения.

Много лет назад я консультировал девушку, которая хотела создать очередную платформу для обмена фотографиями. Я спросил, осознает ли она, какую долю рынка подмял под себя Instagram, и готова ли она конкурировать с таким гигантом, а в ответ услышал: «Нет, мы отличаемся от Instagram вот таким вот фильтром, у нас есть, а у Instagram нет».

Это типичная ошибка начинающих предпринимателей. Очевидно, что для создания успешной компании никакого фильтра не достаточно.

Если никто не делает в точности то же самое, что вы, это ничего не значит. Важно ваше ценностное предложение, стратегия продвижения и целевая аудитория, а ваши конкуренты — все, кто совпадает с вами по этим составляющим.

Если вы продаете продукт, повышающий среднюю длительность просмотра страниц, крупному интернет-порталу, то компания, предлагающая ему совершенно другой продукт, но с с тем же потенциальным результатом, — ваш прямой конкурент.

Когда вы создаете социальную платформу, куда пользователи должны загружать контент, вы должны понимать, что конкурируете с очень крупными игроками. Чтобы привлечь пользователей на свою платформу, вам придется их откуда-нибудь увести. Люди проводят время на Facebook, Twitter, Snapchat, Instagram — и еще на одну соцсеть времени просто нет, так что вам придется переманить их из Facebook. Он ваш конкурент.

Внимание клиента дорого: спрос намного превышает предложение. Необходимо заинтересовать клиента, чтобы он начал использовать ваш продукт. Поэтому сначала выясните, с кем вы боретесь за внимание своей аудитории.

Проведите всеобъемлющий конкурентный анализ каждой компании на вашем рынке (я имею в виду аудиторию) — что и кому она предлагает. Если целевая аудитория и ценностное предложение компании близки к вашим, приготовьтесь конкурировать.

Оцените, достанет ли вам сил и ресурсов для успеха. Если да, действуйте.