Как миллениалы изменят офис (и как их убедить туда приходить)

Как миллениалы изменят офис (и как их убедить туда приходить)

Чуть больше 26% населения Москвы и Московской области  — люди от 25 до 39 лет. К 2020 году доля населения в возрасте от 25 до 29 лет сократится до 1,2 млн. В результате «демографической ямы» кадры нового поколения скоро окажутся в дефиците и, чтобы их удержать, в ход пойдут все средства. Вот как превратить офис в мощное оружие в битве за ценные кадры.


Их мало, и потому они заказывают музыку. Рынок труда стал рынком работника, а не работодателя. Миллениал может выбирать, а если ему что-то не по душе  — разворачивается и уходит. Исследования социологов из RuGeneration показывают, что миллениалов привлекают нематериальные стимулы. Они не спеша выбирают работодателя и во главу угла ставят самореализацию, социализацию и индивидуальный подход к своей персоне. Мощным конкурентным преимуществом в борьбе за миллениалов становится организация рабочего пространства в соответствии с приоритетами поколения.

Неофисный офис

Самореализация и развитие творческого потенциала, стремление узнавать новое, общение и социализация — вот приоритеты миллениалов. Они очень ценят свое время и блюдут личные границы. Ничто не должно ущемлять свободу и гордость миллениала.

На работе, где проводят большую часть жизни, миллениалы хотят видеть дружелюбную среду: зоны отдыха, неформального общения и перекусов, зоны для совместной работы и мозговых штурмов, хот-дески  — всё это практически обязательно. В офисе компании Альфа-Лаб сотрудники расхаживают в домашних тапочках и записывают на стенах свои идеи.

Офис для коллаборации

Для нового поколения важно быть причастными к общему делу, совместно работать над продуктом или проектом. Обязательно предусмотрите в офисе место для запланированных и спонтанных собраний и брейн-стормов. В маленьких офисах с ролью переговорных справятся небольшие лаунж-зоны. Обзаведитесь круглым столом, пуфами; небольшая функциональная кухня со столом на 6-8 человек тоже может быть местом для совместного креатива.

Индивидуальный офис

Не нужно привязывать миллениала к рабочему столу — принцип закрепленных рабочих мест уходит в прошлое. Можно работать в лаунж-зоне на мягком пуфе, устроить спонтанный брейнсторминг в амфитеатре конференц-зала, в теплое время года работать на террасе или обдумывать важный вопрос за кружкой кофе.

Несмотря на склонность к коллаборации, миллениалы порой нуждаются в уединении для работы — это могут быть акустические кабины или диваны с высокими боковинами и спинками, защищающие от гула опен-спейса и чужих глаз. В офисе компании, торгующей билетами, были устроены уютные мини-переговорные, похожие на вагонные купе.

Многофункциональный офис

У нового поколения горожан нет четкой границы между работой, домом, хобби, спортом. Разные сферы жизни интегрируются друг в друга. Рядом с офисом или в самом офисе миллениалы хотят иметь возможности для занятия спортом, доступ к качественной еде, места для общения и для отдыха, где можно «переключить мозг». В офисах теперь оборудуются не только гейм-зоны, но и места для сна. В бизнес-центрах проводятся йога-классы, лекции — например, в «Романовом  Дворе».

Сотрудники хотят жить полноценной жизнью, не тратя время на перемещение. Дайте им эту возможность — и получите лояльность при скромных затратах. Большая переговорная может по вечерам превращаться в класс пилатеса, а корпоративное кафе — в интеллектуальный клуб, как в офисе банка «Открытие», — здесь выступают искусствоведы, экономисты, проводят мастер-классы шеф-повара и даже мультипликаторы.

Здоровый офис

Среди активных молодых горожан всё больше приверженцев здорового образа жизни. Вместо автоматов с газировкой и батончиками можно установить вендинговые машины с полезными снеками. Турник или шведская стенка с подвешенным к ней TRX — бюджетное и функциональное решение, главное — заранее сделать закладку для их монтажа. Боксерская груша тоже не займет много места. Например, в лофт-офисе компании Experian груша стала весьма популярным спортивным снарядом.

Умный офис

Умно обустроенный офис любой площади можно превратить в конкурентное преимущество. Качество офиса и вариативность форматов работы зависят не от площади, а от планировки и дизайн-решений. Одна консалтинговая компания устроилось на 15 квадратных метрах: пять сотрудников расположились за длинным столом, руководитель занимает небольшой круглый столик в компактном лаунже, там же несколько пуфов. Нашлось место даже для спорта — к потолку крепится турник! Пространства хватает и для работы, и для встреч в составе до 10 человек. Кухня, санузел и ресепшн — общие на три соседние компании.

В офисе хорошо, а дома лучше?

Поскольку миллениалы хотят индивидуального подхода и к своему рабочему времени и пространству, растет доля работающих дистанционно или по гибкому графику. Компании при этом экономят на аренде и мебели: команда не бывает в офисе в полном составе, не у всех есть закрепленные рабочие места — и не нужны лишние столы и метры.

Но формат офисной работы актуален, поскольку Skype или Telegram не дают такого чувства сопричастности, таких возможностей для сотрудничества, как офис. На недавней конференции Business&Design Dialogue и в дискуссиях посвященного образу жизни миллениалов проекта LifeStyle Y на Арх Москве прозвучало, что сегодня с офисами конкурируют скорее коворкинги, нежели работа на дому. И до тех пор, пока мы не научились передавать мысли на расстоянии, даже у капризных миллениалов будет потребность в невиртуальных офисных форматах.


В ожидании миллениалов

Пуфиками, лаунж-зонами, посиделками в кафетерии и корпоративной йогой сегодня никого не удивишь, но некоторые компании с особой тщательностью подготовились к приходу миллениалов. Вот несколько примеров смелых офисных решений.


1

Хот-дески


В московском офисе Philips на 600 сотрудников всего 450 рабочих мест. Кто-то на больничном, кто-то в командировке или в отпуске; остальные занимают места в произвольном порядке, соблюдая лишь зонирование по отделам. Личные вещи сотрудников хранятся в индивидуальных шкафчиках.


2

Работа вместе и по отдельности


В офисе архитектурного бюро Wowhouse, помимо стандартных рабочих мест, есть длинный стол, за которым можно работать в уединении — а можно собрать всю команду для обсуждения проекта. Если руководители хотят сделать важное объявление, сотрудники собираются в «амфитеатре» — рассаживаются на крупных ступенях, которые соединяют первый и второй этажи офиса.


3

Работа на свежем воздухе


К услугам сотрудников «Альфа-Лаборатории» — IT-подразделения «Альфа-банка» — пуфики и столы на балконе-веранде. А с открытой террасы офиса L’Oréal виден парк Музеон.


4

Спорт и ЗОЖ


Некоторые сотрудники «Тинькофф Банка» так увлеклись здоровым питанием, что создали собственный бизнес по доставке полезной еды. Те, кто предпочитает физические нагрузки, могут бесплатно проконсультироваться у личного тренера Олега Тинькова.


5

Тихий час и громкий час


Для уставших сотрудников компании Qiwi есть sleep-box’ы — комнаты для сна на каждом этаже головного офиса. А в одной из переговорок оборудована музыкальная студия — с ударной установкой, гитарами и микрофоном. Репетируют все желающие.