Дневник предпринимателя: как мы открыли кофейню без мебели и с барахлящей кофемашиной (под мат и аплодисменты)

Дневник предпринимателя: как мы открыли кофейню без мебели и с барахлящей кофемашиной (под мат и аплодисменты)
Иллюстрация: Тимур Зима

К запуску своего нового бизнеса московские рестораторы Надежда Пак и Александр Брайловский готовились хоть и в спешке (на всё про всё — месяц), но с особой тщательностью. Им хотелось «сделать всё по уму», но в запланированный срок «радостная» кофейня с цветным капучино и яркими корейскими десертами все же и не открылась. Надежда и Александр рассказывают, сколько им стоил этот факап (и в деньгах, и в нервах), за что они обматерили курьеров и какие выводы сделали из всей этой истории (главное — амбиции и честность).


Назад пути нет


Когда спешишь, все вдруг становится дороже. Эту истину мы хорошо усвоили, когда открытие нашей новой кофейни «КофеЦвет» пришлось отсрочить на 7 дней. Каждый день простоя нам обходился в 46 733 руб., а значит, за неделю мы потеряли 327 131 руб. Ко всему прочему, за неделю до открытия мы обнаружили, что не хватает раковин, раздвижное окно не приедет вовремя (то есть нужны рольставни), в интерьер не докупили цветов, а вся логистика из-за срочности выходит дороже обычного. В результате бюджет проекта с 13,5 млн вырос до 14,5 млн.

В такое развитие событий не верилось до последнего. Мы заранее разослали приглашения на открытие, обзвонили друзей по записной книжке — и за 3 дня до открытия обнаружили, что у нас нет ни барной стойки, ни витрины для десертов. Оказалось, что компания-подрядчик и не планировала выполнять заказ в оговоренные сроки, — там подумали, что мы просто шутим по поводу открытия за 30 дней. А еще нам сказали, что опоздание в неделю не считается критичным — потому что никто и никогда не делает все вовремя.

Что ж, мы решили на собственном примере опровергнуть этот стереотип. Назначили новую дату открытия, вновь разослали приглашения друзьям и блогерам, а самим себе сказали: назад пути нет.

Но когда в день X мы приехали около 13.00 в кофейню, увиденное не прибавило оптимизма. В помещении одномоментно находилось 43 человека — строители, сотрудники, мебельщики, подрядчики, уборщики, декораторы… «Должно произойти чудо, чтобы презентация началась в запланированное время», — подумали мы и «запилили» сторис в инстаграм.


В день Х


За считанные часы до открытия нам предстояло:

  • покрасить стены в зале;
  • смонтировать барную стойку и декоративные конструкции;
  • установить кофемашину, льдогенератор, печь;
  • дождаться доставки и расставить мебель (стулья, диваны);
  • развесить светильники;
  • разобраться с санузлом (он не работал);
  • вывезти гору мусора;
  • распаковать посуду.

Каждые полчаса на все помещение разносился нервный крик: «осталось 2 часа до презентации», «1,5 часа…», «час…».

Да, мы заказали много игристого, но мысленно уже приготовились отмечать открытие на коробках из-под посуды — даже оправдание придумали: такого еще никто не видел.

Когда ровно в 19:00 начали приходить гости, прямо по центру зала стояла стремянка, на которой электрик подвешивал плафон к лампе. От волнения и спешки он его уронил и разбил вдребезги, чем сорвал аплодисменты публики, — все принялись поздравлять нас с почином. В этот момент один из гостей тихо сказал: «Может, ну его нафиг этот плафон? Никто и не заметит его отсутствие». Так мы и сделали…

А вот отсутствие мебели (ее все еще не довезли) явно бросалось в глаза. Но мы были даже рады — в какой-то момент людей стало так много, что стулья и диваны могли только помешать. Всего на открытие пришло почти 230 человек — и все они каким-то образом смогли разместиться в помещении на 100 квадратов.

Мы уже впопыхах раскладывали десерты по витрине, а наш директор Максим принялся настраивать кофемашину, приговаривая: «Хорошо бы, чтобы она часок прогрелась». Но перед баром уже начала выстраиваться приличная очередь из желающих попробовать цветной кофе и десерты.

В самый ответственный момент зависла касса и отрубилась кофемашина — нашим бариста пришлось угощать гостей десертами, пока все не починили. Мы же залпом выпили по два бокала игристого и пошли общаться с народом.

Мебель, кстати, до нас все же доехала — ее привезли в 9 вечера, в самый разгар торжества. Но курьеры лишь услышали от нас: «Какая, ***ть, мебель?! Езжайте обратно! Нет места!»


Триллер с хэппи-эндом


Из всей этой нервной, но по-своему веселой ситуации мы сделали несколько выводов. Вот они.

Ответственность за недобросовестного подрядчика несет заказчик. Винить кого-то бессмысленно. Это всегда твоя личная ответственность, чтобы заказ выполнили в срок и хорошо. Подрядчик получил от нас сумму, исчисляемую миллионами рублей, но ход выполнения задачи нужно было постоянно проверять на соответствие нашим ожиданиям (такова печальная реальность России). Что мы и делали: каждый день звонили владелице и менеджеру компании и даже отправили туда своего человека — чтобы заснять весь процесс на видео и отчитаться перед инвесторами. Но и при таком тотальном контроле барную стойку нам устанавливали в день открытия — уже перенесенного на неделю! Просто в каждом проекте есть риски — и важно их предусматривать. Мы этими рисками пренебрегли.

В команде должен быть «человек-продукт» и «человек-пинок». Первого мы нашли — это наш директор Макс Завьялов, который вместе с нами с нуля собрал команду, подобрал оборудование и разработал меню. А вот «человека-пинка» не взяли: это тот, кто кричит, подгоняет, собирает всех в кулак, сразу видит бездельников и находит им работу. Ему плевать на личные потребности сотрудников (хотят ли они спать, есть или что-то еще), главное — выполнить задачу в срок. Такой человек получает удовольствие от стимулирования других людей, и ему совершенно не в тягость позвонить подрядчику в 12 ночи и узнать, как дела на объекте.

Свои всегда спасут. В последнюю ночь перед открытием мы кинули клич команде сети «Рецептор» (это наш первый и давно налаженный бизнес). Лишние руки нам совсем не мешали — и многие сотрудники действительно откликнулись и приехали даже в свой выходной день. Все они были очень кстати: кто-то побежал в «Леруа» за недостающей раковиной, другой красил стену, третий раскладывал посуду (если б не эти ребята, мы бы точно не успели — нам реально не хватало рук). И это было самое крутое в день открытия — в такие моменты чувствуешь мощь и энергию команды, это заряжает и дает силы.

Главный вывод: ставьте амбициозные цели. После анонса о запуске кофейни за месяц все наше окружение и подписчики в Instagram дружно следили за ходом событий. Когда мы окончательно поняли, что не откроемся в срок, — очень переживали. Пока не сказали себе: «Ну, мы ведь сами поставили условия этой игры — сами ее и переиграем» О своем факапе мы рассказали в черно-белом видео и честно сообщили аудитории, что не успеваем в срок. Этот пост получил гораздо больший отклик, чем все остальные (возможно, потому что люди увидели в нем настоящую историю). Один из подписчиков даже написал нам: «Какой классный ход вы придумали (показать неудачу, а потом хэппи-энд) — захватывает, прям как кино!»