Как отучить сотрудников брать откаты (и не нажить врагов)

Как отучить сотрудников брать откаты (и не нажить врагов)

Еще Бердяев писал, что взятка — самая действенная русская конституция на все времена. В прошлогоднем рейтинге восприятия коррупции Transparency International Россия оказалась ниже Лаоса и Парагвая. Согласно исследованию, проведенному сервисом HeadHunter, 26% сотрудников признают, что в их компаниях существует практика откатов. Беда в том, что поймать за руку нечистоплотного работника чаще всего удается по чистой случайности. Но победить это почти неизбежное зло все-таки можно и нужно. Вот как это сделать.


1

Начните с себя


Как ни парадоксально, чаще всего жалуются на откаты владельцы компаний, которые сами так или иначе подают не самый хороший пример своим сотрудникам. Соблазн заключить удачную сделку с близким другом или родственником бывает велик. Но со временем этот факт непременно вылезет наружу. Сиюминутная выгода обернется тем, что окружающие решат: откаты в компании — это норма. Ваши сотрудники просто скопируют ваши паттерны поведения, и предъявлять им претензии будет бессмысленно — вы сами виноваты.


2

Не платите мало


Минимизация расходов — естественное желание любого бизнесмена, но экономия экономии — рознь. Довести заработную плату сотрудника до критического минимума и при этом позволить ему распоряжаться бюджетом компании — все равно что ходить по лезвию ножа, который вы сами же заточили.

Владелец одной из крупнейших в США автодилерских компаний Sewell Automotive Карл Сьюэлл в своей книге «Клиенты на всю жизнь» советует платить работникам как можно больше — это выгодная инвестиция в компанию. В нынешних условиях это что-то из области фантастики, но доля правды в этом есть.

В городах-миллионниках, где спрос на рынке труда превышает предложение, зарплата может быть и среднерыночной. Москвичи или питерцы не боятся потерять работу, потому что знают — всегда найдут другую. Плати — не плати, а через какое-то время сотрудник свою приверженность к компании все равно потеряет. А вот в небольших городах, где с работой сложнее и люди получают по 15–20 тысяч, на зарплатах лучше не экономить. Тогда процент желающих поставить все на кон значительно уменьшится.


Минусы системы доносов

В некоторых компаниях поощряют  доносительство — в каждом отделе заводят «любимчика», который дает знать начальству о подозрительных действиях его коллег. Практикуют и периодические проверки — чтобы застать сотрудников врасплох и «поймать с поличным».

По нашим данным, около 20% уволившихся сотрудников называют главной причиной ухода нездоровую атмосферу, которая процветала в коллективе. С помощью доносительства и внезапных проверок действительно можно избежать откатов, но производительность труда при этом ощутимо снижается — часть своего рабочего времени сотрудники тратят на слежку друг за другом.


3

Используйте технологии


Существует специализированное программное обеспечение для мониторинга работы подчиненных. В прошлом году подобная система помогла нам предупредить слив данных. Программа мгновенно оповестила о том, что один из сотрудников скопировал строго конфиденциальные документы на флеш-карту, и мы моментально среагировали.

Чем больше процессов автоматизировано — тем прозрачнее все процессы в вашей компании. Например, владельца одной из фирм смутили цены, озвученные его снабженцами, — они были выше среднерыночных. После этого он решил перевести самые сложные категории закупок на электронную платформу, которая автоматически рассылает заказ по всей базе поставщиков и производителей, после чего выдает готовый список с анализом лучших предложений. Вскоре затраты на тот же объем закупок сократились, а еще через два месяца — несколько человек из отдела написали заявление об уходе. Компания не только сэкономила деньги, но и избавилась от недобросовестных работников.


4

Увольняйте коррупционеров без раздумий


Как и саперы, любители откатов ошибаются только один раз. Расстаться со старым сотрудником не просто, но другого варианта решения проблемы просто нет.

В этом случае стоит собрать всю команду и рассказать, почему человек покидает компанию. Не запугивания ради, а в качестве превентивной меры — коллеги уволенного могут порекомендовать его своим друзьям и таким образом оказать им медвежью услугу.


5

Выстраивайте корпоративную культуру


Одни компании обзаводятся специалистами по внутренним коммуникациям, а их HR-отделы вовсю трудятся над поддержанием корпоративного духа. Другие — еще даже не задумывались об этом, как в той поговорке — «Пока жареный петух не клюнет».

Корпоративная культура включает в себя все, что мотивирует команду экономить ваши деньги: налаженную коммуникацию, систему бонусов за особый вклад в компанию (например, увеличение товарооборота или закрытие удачной сделки), совместный отдых сотрудников на корпоративах и т. д. В компании обязательно должны быть выстроены системы материальной и нематериальной мотивации.

Разумеется, ваше участие в общем корпоративе не гарантирует чистоту помыслов всей команды и напрямую не страхует от откатов. Но чем довольнее работой будет сотрудник, тем меньше вероятность, что он пустится в рискованную авантюру.