Существующая система образования создавалась для нужд 20 века. Она учит детей запоминать информацию и считать. Тех, кто хорошо справлялся, ждали хороший вуз, успешная карьера и счастливая жизнь. Но когда у каждого в кармане смартфон, запоминать факты и делить столбиком уже не нужно: есть поиск в Google и таблицы в Excel. Подход к образованию нужно менять.
Нашим детям предстоит жить в мире, отличном от нашего. Исследование, проведенное в Оксфорде, показало, что почти половина современных рабочих мест в ближайшие 20 лет будет полностью автоматизирована. Чтобы подготовить детей к будущему, образовательная система должна развивать умение работать в команде, общаться с людьми и проводить исследования.
Командная работа
Школьное образование традиционно нацелено на личную успеваемость учеников. Они изучают материал в школе и дома, отвечают на вопросы учителя и сдают экзамены. Списывать у соседа по парте строго запрещено — ребенка учат полагаться только на свои силы.
Но сама природа работы давно изменилась. Если в 1920-е годы большинство научных трудов были написаны авторами-одиночками, то уже в 1950-х соавторство стало обычным делом. С тех пор под научными работами стало в четыре раза больше фамилий, а проводимые сегодня исследования, как правило, находятся на стыке нескольких дисциплин.
В современных компаниях практикуется командная работа, и эта тенденция будет развиваться по мере автоматизации рабочих мест. В будущем профессионалам не понадобятся специфические знания или умение производить расчеты. Скорее, люди будут объединяться в команды, чтобы вместе придумывать работу для машин.
Очевидно, что навыки общения с людьми становятся все важнее. Вот почему в наше время возрастает ценность школьных перемен: это время социального взаимодействия и совместных игр. Школам необходимо фокусироваться на совместных проектах, играх и навыках межличностного общения.
Эффективные коммуникации
В последние годы много говорится о том, что в современном технологичном мире важно математическое и техническое образование. Но данные исследований показывают, что это миф. В своей книге «В защиту либерального образования» (In Defense of a Liberal Education) Фарид Закариа пишет, что мир больше всего нуждается в людях, умеющих эффективно взаимодействовать с другими.
Подумайте о передовых технологиях — например, о суперкомпьютере Watson, разработке IBM, применяемой сегодня в самых различных отраслях: от медицины и финансов до музыки. Здесь требуется нечто большее, чем просто технические умения. Ученые и разработчики должны уметь эффективно работать с самыми разными специалистами.
Тасо Дю Валь, генеральный директор компанииToptal, занимающейся подбором персонала в области высоких технологий, рассказывает, что при найме программистов они оценивают не только их технические навыки. Не меньше внимания уделяется навыкам общения, инициативности и умению работать в команде. Невозможно написать хороший код, если вы не в состоянии до конца понять задачу.
Ясно и убедительно писать, мыслить критично и уметь учиться, то есть помещать разрозненные факты в определенный контекст и затем понятно их излагать, — важнейшие навыки для профессионалов будущего.
Запоминание принципов, а не цифр
Из всех школьных предметов самым противным была арифметика. Таблица умножения, деление столбиком и запутанные условия задач отравляли жизнь всем. В мое время все это, по крайней мере, имело смысл, но сегодняшние дети вправе спросить: «А почему нельзя просто воспользоваться калькулятором в телефоне?»
Конечно, в цифровую эпоху математические навыки приобретают важнейшее значение. Но это совсем не те навыки, которые получают в школе. Не так уж важно уметь считать или умножать (для этого существует калькулятор). Гораздо важнее осмыслить полученный результат.
Валдис Кребс из Orgnet говорит, что «в школах по-прежнему учат делать, вместо того чтобы учить понимать». По его словам, в школьной программе надо уделять меньше внимания алгебре и вычислениям и больше — математическим принципам (теории множеств, теории графов и т. д.).
По сути, это просто переход к математике более высокого уровня. Великий математик Годфри Харолд Харди говорил об этом так: «Математик, подобно художнику или поэту, создает образы. И если его „образы“ живут дольше созданных художниками и поэтами, то лишь потому, что они состоят из идей».
Фокус на исследовании, а не на зубрежке
Научные знания и представления о мире меняются на глазах. К тому моменту, как наши дети закончат учиться, большая часть информации из учебников потеряет актуальность.
Детей нужно готовить к жизни в мире, о котором мы и сами пока что не так много знаем. Разве мы в состоянии сделать верные выводы о том, какая информация им пригодится?
Детей необходимо научить самостоятельно исследовать окружающий мир, собирать информацию, понимать ее и делиться своим пониманием с другими.
А самый главный навык, который понадобится детям в нашем быстро меняющемся мире, — это умение адаптироваться. К этому их точно стоит подготовить.
Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.