Миллиардер Уоррен Баффет считает, что умение выступать перед публикой увеличивает доход как минимум на 50%. В этом бизнесменам могут помочь приемы, которыми пользуются театральные актеры. Вот шесть способов сделать речь яркой и запоминающейся.
Монолог, а не разговор с самим собой
Если в пьесе персонаж произносит длинную речь, это либо солилоквий — речь, обращенная к себе (вспомните Гамлета с его «Быть или не быть…»), либо монолог, который обращен к кому-то и, несмотря на длину, остается частью диалога — с другим персонажем или аудиторией, но это всегда разговор, взаимодействие.
Выступая на сцене, не говорите с собой — говорите с нами.
Фильмы и пьесы пробуждают наше любопытство, показывая действие с середины. Освойте этот трюк. Пропустите введение и начните со смелого утверждения.
Однажды я спросила у своей знакомой, финансового директора, какую главную мысль ее аудитория должна вынести из очередного квартального отчета. «Ну, — сказала она, — у нас был на удивление хороший квартал».
Я предложила ей начать с этой фразы, без преамбулы. Она последовала совету — и моментально привлекла внимание публики. Позже коллеги сообщили ей, что были заинтригованы и даже немного задеты такой безапелляционностью, — но проглотили наживку.
Репетируйте больше, чем считаете нужным
Труппа репетирует новый спектакль в среднем больше месяца. Вам вряд ли понадобится столько времени, но тщательная подготовка очень важна: она дает уверенность перед аудиторией.
Проговорите текст своего выступления вслух десять раз или даже больше. Не забудьте использовать слайды во время репетиции. Это позволит вам не думать о том, что сказать, а сосредоточиться на взаимодействии с публикой.
Если вы на хорошо освещенной сцене, зрителям легче сосредоточиться на вас. Театральная поговорка «найти свой свет» относится и к публичным выступлениям.
На то, как вас воспринимают, влияет многое. Где вы стоите — за кафедрой или ближе к аудитории? Как вы работаете со слайдами — не читаете ли отвернувшись от аудитории (пожалуйста, не делайте так!)
Кстати о слайдах: они не должны повторять вашу речь, иначе аудитория будет следить за слайдами, а не за вами. Пусть они иллюстрируют и дополняют вашу речь изображениями или общими заголовками.
Легендарный учитель актерского мастерства Сэнфорд Мейснер любил спрашивать студентов: «Что ты сейчас делаешь?» Задавайте себе этот вопрос, чтобы на сцене всегда понимать, что и с какой целью вы делаете.
Если вы меряете сцену шагами, читая лекцию — бесцельная ходьба будет отвлекать публику. Но сознательное перемещение по сцене (например, чтобы приблизиться к другой части аудитории) выглядит уверенно и передает ваше ощущение пространства.
Говорите с людьми, а не с «аудиторией»
Помните: ваша аудитория — не безликая масса. Сосредоточьтесь на людях, обращайтесь к ним, к одному за другим. Наблюдайте за их реакцией. Кто-то кивнул? Отлично! Переходите к следующему. Кто-то выглядит озадаченным? Возможно, вам стоит сбавить темп.
Пусть аудитория поможет вам выступать, двигаясь от пункта к пункту.