Как распознать «фейк» при инвестициях в ICO

Как распознать «фейк» при инвестициях в ICO

Запрет Китая проводить ICO внутри страны, вызвавший панику на рынке и обрушивший курсы биткоина на 6%, а эфира на 20%, был вызван обилием мошеннических операций и «фейковых» компаний, проводящих ICO, — считает основатель криптофонда Iskander.vc Антон Занимонец. Он рассказал, почему не стоит бояться регулирования со стороны Китая и как среди криптовалютных стартапов распознать «фейк».


Те, кто сегодня проводят ICO, прокладывая тропу, под санкциями регуляторов лягут на показательную порку. Выживут профессионалы  — те, кто уже сейчас работает с юристами и честно делает свой бизнес. Есть несколько правил для инвестора, чтобы отличить такие компании уже сегодня (и снизить риск потерять деньги при покупке токенов на ICO):


№1

Изучайте экономику токена


ICO-компании оценивайте так же, как венчурные, но с  учетом токена (токен — обязательство компании, смарт-контракт, который имеет ценность — Inc.). На странице компании в разделе token design или token economy можно увидеть, как спроектирован токен. Если задача венчура — продаться дороже, то задача криптокомпании — чтобы токены росли в цене. Если у стартапа токены растут — значит, есть настоящие юзеры, активность, инвесторы. Если токены падают — компания умрёт.

Обязательно ли для токена материальное обеспечение (российский стартап ZrCoin в мае привлек на ICO $7 млн, в основе токена стоимость 1 кг диоксида циркония — Inc.)? Нет. В первую очередь токенами должны пользоваться реальные люди, которым интересен продукт. Чем больше сообщество таких людей — это могут быть как инвесторы, так и простые пользователи, — тем выше капитализация криптокомпании. Те, кто говорят, что криптовалюты ничем не обеспечены, просто не понимают, как работает коммьюнити, и не верят в его силу. Чем больше людей лояльны продукту и используют его в ежедневной работе, тем больше за ним стоит реальных денег.


№2

Выбирайте стартапы, которые строят коммьюнити


Криптовалютная экономика или экономика 3.0 — это прежде всего экономика сообщества. Все успешные стартапы, собравшие на ICO миллионы долларов за несколько дней, построили крепкое коммьюнити. На этом стоит вся Кремниевая долина: компании создают свое сообщество и развивают продукт, опираясь на реальный пользовательский опыт. База лояльных юзеров даже важнее, чем прибыльность с первых дней: Instagram не зарабатывал ни копейки, но при покупке его оценили в $1 млрд.

В случае с криптокомпаниями логика такая же: если вы делаете протокол для разработчиков, в первую очередь вы должны создать сообщество вокруг идеи, затем вокруг первого открытого кода и т.д. После этого привлечение средств через ICO даст колоссальный синергетический эффект.


№3

Избегайте громких названий и лозунгов


Многообещающий CEO собирает миллионы долларов за несколько секунд на продаже «платежей» — и всего лишь делает интерфейс для перевода эфира, с комиссией. Иногда сияние вокруг стартапа достигается за счет известных людей. Это подробно описано на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США в разделе How To Avoid Fraud. Гало-эффект, частая смена команды, отсутствие релевантного опыта, мутные люди с сомнительным бэкграундом повышают ваши риски.


№4

Знакомьтесь с основателями


Изучите фаундеров — поговорите с ними, узнайте, откуда они родом, как пришли в IT, какое у них образование. Соберите референсы от тех, кто с ними работал, пробейте основателей компании по сайтам и базам. Шансы, что человек с хорошей репутацией пропадет с вашими деньгами, уменьшаются.


Антон Занимонец основал несколько стартапов (Psychofriend.ru, платформу для бизнес-нетворкинга на мероприятиях WebsterEvent.ru, систему автоматизации уборки в отелях Mermaid). В 2015 году стал сооснователем веб-разработчика Iconic Mobile. В 2016-м основал криптофонд Iskander.vc, который консультирует стартапы и инвесторов, занимается маркетингом и инвестициями. Сейчас в Iskander.vc работает более 20 человек по всему миру.


№5

Выбирайте стартапы, которые соединяются друг с другом


Вкладывайте в компании, связанные друг с другом, — они не рухнут: вы не удалите позвонок, не сломав позвоночник.

Децентрализованные стартапы даже более надежны и устойчивы, чем обычные венчурные. Венчурный стартап может разваливаться, если уйдет фаундер и технический директор, а децентрализованный вполне может пережить уход одного из основателей, в крайнем случае, сделает форк (развилку, или техническое разделение — Inc.) и будет развиваться дальше. Чем хороша криптоэкономика — протоколы эфира и биткоина будут существовать без Виталика Бутерина или Сатоши Накамото: кратковременно упадут в цене, но потом продолжат развитие.


Китай борется с фейками методом полного запрета ICO. Пора уходить из Китая? (Спойлер: нет)


Китайские регуляторы думали о создании некого фреймворка для ICO — правил и решений против жульничества. Но вместо этого мы получили тотальный запрет. Видимо, ситуация вышла из под контроля и власти запретили активность на этом рынке, пока не выработают общий свод правил для всех.


Запрет на ICO в Китае очистит рынок от «фейковых» компаний. Китай — один из крупнейших игроков на рынке криптовалют и крупнейший майнинговый пул (там добывается более половины всей криптовалюты в мире) — дал понять, что у них жульничество не пройдет.


Китай пытается определить свое отношение к ICO через прецедентное право. 60 компаний (в том числе из Сингапура и Гонконга) ожидает проверка. Но сильным командам, которые работали с международными юристами и изначально понимали, зачем им токен, бояться нечего.


Все будет идти к усложнению и регуляции. Для работы с криптовалютами в Китае понадобятся юристы, процесс подорожает, количество ICO уменьшится. Появятся четкие, общедоступные правила, рынок станет более прозрачным.


Не торопитесь уходить из Китая: запрет на ICO долго не продержится. Иначе китайские деньги пойдут за рубеж и Китай просядет в росте технологических компаний. Вряд ли они в этом заинтересованы.