Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Как сделать договор понятным

Как сделать договор понятным
Иллюстрация: Павел Мишкин/Inc.

Устойчивый стереотип: все, что пишут юристы, — законы, приказы, договоры — должно быть максимально запутанно и сложно для восприятия. Но когда бизнес требует скорости и ясности, старый формат договоров не работает. Вот несколько шагов к тому, чтобы сделать договор понятным (инструкция актуальна для любого бизнеса).

Вам предстоит:

  • убрать повторы,
  • сократить цитаты законов,
  • упростить структуру договора,
  • сделать текст энергичным,
  • внедрить понятный договор.

Вы получите шаблон договора, который:

  • можно оперативно согласовать с контрагентами,
  • легко изменить при необходимости,
  • защитит вас в спорах,
  • легко прочтут и поймут CEO, бухгалтер и маркетолог,
  • позволит сократить расходы на штат младших сотрудников.

Избавьтесь от повторов и очевидностей

Множество авторов десятилетиями добавляли в договоры разные условия. Иногда пункты включались не потому, что были тщательно продуманы, а потому что «так принято». Поэтому первым шагом очищаем договор от повторов и очевидностей.

Например, во многих договорах читаем: «Исполнитель обязан выполнить работы (услуги) качественно и в срок». В таком виде это бесполезное условие, его можно убрать.

Если нужно, чтобы работы выполнили в срок, — укажите в договоре санкции за просрочку. Если требуется определенное качество — точно сформулируйте в техническом задании, что имеется в виду.

Наличие в договоре нескольких одинаковых условий в разных местах не только увеличивает объем, но и таит в себе опасность. Вот информация в разделе «Права и обязанности сторон»:


2.3. Заказчик обязан оплатить работы в течение 5 (пяти) дней с момента сдачи-приемки работ.

А вот она же в разделе «Стоимость и порядок оплаты»:


3.5. Обязанность Заказчика по оплате работ по Договору возникает в течение 5 дней с момента сдачи-приемки работ.

На очередном согласовании договора с контрагентом стороны заменят срок в одном месте, но забудут заменить в другом. В случае спора у каждой из сторон будет своя правда, что не добавляет прозрачности ни отношениям, ни перспективам судебного спора.

Избавившись от повторов, можно сократить и время прочтения документа, и риски возникновения конфликтных ситуаций.

Сократите цитаты законодательства

Договоры содержат множество информации, перепечатанной из законодательства.

Вот частый пункт в договоре подряда:

«Заказчик вправе контролировать ход и качество исполнения Работ Исполнителем, не вмешиваясь в его хозяйственную деятельность».

Это прямая цитата закона, которая никак не добавляет защищенности в суде. Лучше написать в договоре, каким образом будет контролироваться ход работ и качество исполнения. Также следует конкретно указать, что значит «не вмешиваясь в хозяйственную деятельность».

Создайте понятную структуру договора

Самая частая ошибка при создании документа — когда юрист пишет так, как идет его мысль. Важно вести повествование последовательно, чтобы у читателя складывалась цельная картинка.

Разместите разделы в логичном порядке. Условно можно выделить следующие блоки.

  • Вступление: название и номер договора, преамбула, предмет договора.
  • Основные условия: порядок исполнения договора, оплата, приемка.
  • Последствия: ответственность, срок договора, случаи досрочного расторжения.
  • Все остальное: форс-мажор, заключительные положения.

Пункты внутри раздела тоже должны быть взаимосвязаны. Это можно сделать в порядке «от общего к частному» или «от важного к неважному». Для некоторых разделов отлично подходит хронологический порядок.

Размещайте в одном разделе пункты, близкие по смыслу, чтобы читатель мог сосредоточиться на конкретной теме. В предмете договора не должно быть информации об оплате, а в сдаче-приемке — об условиях досрочного расторжения договора. При этом вполне возможно объединить стоимость и порядок оплаты.

Наш мозг одновременно может удерживать в голове от 5 до 10 идей. Исходя из этого, стоит группировать разделы. Видите больше 10 пунктов? Возможно, стоит сделать из одного большого раздела несколько разделов поменьше. Читателю нужны паузы, чтобы осознать информацию и передохнуть.

В результате работы над структурой договор может преобразиться. Бывает очень сложно сделать первый шаг на этом этапе. Есть достаточно банальный, но очень эффективный прием. Распечатываем договор, берем ножницы и нарезаем документ на маленькие кусочки — после чего пытаемся объединить их по смыслу в разделы. То же самое можно сделать и в электронном виде.

Сделайте текст энергичным

Замените сложные формулировки короткими и точными. В договоре есть такой пункт:


«Используя данные, полученные от Заказчика, Исполнитель оказывает услуги по созданию презентации».

Поработаем над ним. Уберем отглагольные существительные, сведем к минимуму деепричастные и причастные обороты, преобразуем пассивный залог в активный, а также поставим подлежащее и сказуемое в начало. Теперь тот же пункт выглядит так:


«Исполнитель создает презентации на основании данных Заказчика».

Постарайтесь избегать пунктов громоздких, на несколько абзацев. Как правило, они возникают потому, что составитель пытается слишком много сказать в одном пункте. Если указываете больше трех положений, разделите пункт на несколько. 

Оптимальное количество слов в одном пункте — 20. Если их больше, возможно, стоит сформулировать мысль точнее.

Внедрите понятный договор

Создание понятного договора — оздоравливающее, полезное и перспективное действие.  Но любой компании потребуется время для адаптации. Предварительно нужно объяснить всем, кто использует договор, в чем ценность нововведений и что они получат в итоге: меньше правок с обеих сторон и трудозатрат, больше ясности в работе.

На первое время стоит открыть некую «горячую линию» для менеджеров, которые осваивают договор, чтобы они могли оперативно получить ответы на свои вопросы. Типовые ответы затем можно собрать в базу знаний.

Учитывайте потребности ваших контрагентов. Если какой-то пункт для них критически важен и вы получаете от заказчиков обратную связь об этом, то не стоит отказываться от такого пункта.

Вскоре все стороны — и ваши сотрудники, и контрагенты — увидят пользу понятных договоров.