Как сделать из ваших фрилансеров настоящих рок-звезд: несколько советов по управлению и мотивации

Как сделать из ваших фрилансеров настоящих рок-звезд: несколько советов по управлению и мотивации

Количество фрилансеров, занятых в бизнесе, во всем мире продолжает расти. Мировая тенденция дошла и до России, хотя многие предприниматели не работают с фрилансерами, потому что боятся срыва дедлайнов и проблем с заказчиками (и эти опасения обоснованны). Но бояться не нужно — нужно управлять и мотивировать: вот 14 правил.


1

Первое и самое главное — заключайте договор


Даже с друзьями и родственниками подписывайте договор — составленный юристом или самостоятельно, куда внесите:

• четкое ТЗ с максимально подробным описанием задачи;

• сроки (см. п. 5);

• деньги.

Не бойтесь прописывать подробно все условия по форс-мажору. Например, как быть фрилансеру, если вы передумали и улетели на Ямайку? Что делать вам, если у фрилансера умирает восьмая бабушка?


2

Найдите профи, — они дорогие!


Не экономьте на исполнителях. Профессионалы с хорошим портфолио знают цену времени и результату своей работы.

40%

всех работников в США и Японии работают из дома


3

Обеспечьте фрилансера оборудованием и информацией


Если фрилансер не может сам купить нужное ПО или оборудование — не скупитесь, вам воздастся. Если речь идет об ответственной задаче — например запуске приложения, — можно отправить сотруднику даже свои собственные Macbook и iPhone.


4

Фиксируйте итоги совещаний/переговоров/обсуждений


Правки и замечания запротоколируйте в письме и дождитесь подтверждения от подрядчика, чтобы убедиться, что вы поняли друг друга.

67%

фрилансеров работают полный рабочий день


5

Держите информацию в облачных хранилищах в общем доступе


Тогда не будет переписки типа «Петя, возьми образец договора у Алены, а макет у Вани». Когда все собрано в одной папке и все могут редактировать и комментировать, работать проще и быстрее. В Google Docs или Dropbox Paper письма о правках автоматически генерирует система и все вовремя видят апдейты.


6

Установите ключевые точки проекта


Разделите проект на несколько подпроектов (дробите на части по месяцам, неделям, рабочим дням и часам) и назначьте дедлайн для каждого. Но не просто расставьте майлстоуны, а следите и ведите учёт. Тогда при отставании или опережении графика вы поймете причину сбоя.


7

Четко формулируйте претензии и замечания


«Ну, сделай дизайн повеселее, а?» — это не вариант. Если вам не нравится работа, объясните фрилансеру, что именно и как исправить. Доносите ваши мысли, реплики, вопросы внятно и точно.


8

Предусмотрите дополнительное время

Каким бы хорошим и проверенным ни был фрилансер, весьма вероятен форс-мажор — ошибки, долгие финальные согласования, доработки. Договариваясь о сроках, учтите время на решение непредвиденных проблем.


9

Цените надежность


Главные критерии — качество и сроки. Если фрилансер проявил себя исполнительным и надежным человеком, держитесь за него. Привлекайте его к решению задач, просите совета, дружите.


10

Очень важное правило: планы и отчеты


Планируйте работу вперед на неделю, чтобы одно задание (или группа заданий) занимало не более восьми часов (один рабочий день). Начинайте рабочий день с отчёта о предыдущем и задачах на следующий.

Еженедельно разбирайте удачи и ошибки, если потребуется — корректируйте планы. Пусть каждый скажет, что сделал на прошлой неделе и чем займется теперь. Если план не выполнен, сразу обсудите это со всеми и внесите коррективы.


11

Бонусы за хорошую работу


Зарабатываете сами — дайте заработать команде. Мотивируйте, обещайте и — самое главное — держите слово.


12

Теплые отношения с «временным сотрудником»


Если фрилансер приходит на долгосрочный проект, пригласите его в корпоративный чат, посвятите во все внутренние шутки, спрашивайте, как дела, обсуждайте новый сорт пива и поздравляйте с днем рождения.

20%

составит доля работающих удаленно сотрудников в России к 2020 году (прогноз J’son & Partners Consulting)


13

Мнение фрилансера — важно!


Приглашайте нового «временного сотрудника» на совещания всей команды в скайпе. Интересуйтесь его мнением по поводу исполнения проекта. Если вы доверяете или уже работали с этим фрилансером, можно предложить ему поэкспериментировать с концепцией.

Если вы наняли фрилансера приглашённым экспертом — заткнитесь и слушайте его, а не представляйтесь, что сами всё умеете.


14

Корпоратив


Раз в год сделайте над собой усилие и проведите для сотрудников, в том числе удаленных, корпоратив. Программисты/юристы/дизайнеры поймут друг друга в разы лучше, если встретятся на вечеринке. После первого корпоратива в Египте нашей тогда ещё маленькой команды программист стал работать вдвое быстрее. Выезды на море с тех пор стали традицией — программисты из разных городов встречаются, знакомятся и потом работают как черти.