Если вы начинаете или расширяете бизнес, вам наверняка нужно сделать сайт или разработать мобильное приложение, настроить посадочные страницы или внедрить CRM-систему. У вас есть два пути: либо сформировать отдел разработки в офисе, либо отдать все эти задачи на аутсорсинг. Последний вариант в начале пути — лучший. Задумываться о найме штатных сотрудников я рекомендую позже (и то необязательно), когда бизнес-модель будет окончательно найдена, а каналы продаж — налажены и развиты.
Мы легко отдаем на аутсорсинг бухгалтерию, колл-центр, юридическую поддержку и клининг, так зачем же контролировать разработку, если она не ваш основной бизнес?
Да, услуги группы фрилансеров или специализированного агентства нередко стоят дороже, чем штатные сотрудники, и прайс сбивает с толку многих стартаперов и даже более опытных предпринимателей. Зато отдавая задачи разработки на аутсорсинг, вы получаете результат с гарантированным качеством и в срок, а главное, согласно договору.
Опытная проектная команда знает свою работу и наверняка не первый год работает бок о бок: вам не придется «склеивать» коллектив с нуля и вы не нарветесь на десятки грабель. Я — нарывался.
Не делайте разработку In-House
Еще раз: не нанимайте сотрудников в офис — так вы сэкономите месяцы.
Чтобы в вашей компании зародилась хоть какая-то технологичная жизнь, вам потребуется команда из менеджера проекта, разработчика, системного архитектора, специалиста по контролю качества (QA), UI/UX дизайнера, обычного дизайнера. Окей, последние четверо не всегда нужны на фултайм, но все шесть членов команды должны работать вместе и сообща. Разработчиков может понадобиться два: бэкенд и фронтенд. А еще — верстальщик.
Собственная разработка на старте бизнеса необоснованно затратна, и вот почему:
1. Чтобы собрать достойных людей и координировать их работу, нужны рекрутеры, менеджер проекта или вы — руководитель с кучей свободного времени и опыта по подбору персонала и координации работы команды. А ведь вы заняты развитием основного направления бизнеса.
2. Допустим, вам удалось всех собрать и разработать схемы взаимодействия. Важно, чтобы все эти люди сработались и стали командой. Можно их изолировать друг от друга и вести переговоры через менеджера проекта. И в том и в другом случае велик шанс, что ничего не выйдет.
3. Почти никогда команда не собирается сразу. Всегда кто-то сидит месяц на зарплате просто так, получая деньги за работу, которую даже не начал делать, потому что еще не нанят другой ключевой сотрудник, без которого никак.
4. Разработка для вас не профильный бизнес (ведь так?), поэтому неясно, зачем вам понадобился собственный отдел разработки. Лучше займитесь тем, что действительно важно для компании. Например, изучите потребности потенциального клиента, проведите customer development, простройте юнит-экономику, отладьте бизнес-процессы и каналы продаж. В общем, головной боли много и без штатных разработчиков.
И имейте в виду, что аутсорсинг-схема всё равно потребует усилий не только подрядчика, но и ваших. Вам точно придется ставить задачи, принимать работу и терпеливо объяснять, что не так, если подрядчики поняли вас неправильно. Вы будете задавать ритм работы, формулировать цели и задачи продукта, определять клиентские сценарии использования и устанавливать критерии оценки результата. Идеальному партнеру по разработке вы скажете, куда и когда вы хотите прийти, а он предложит вам способы, из которых вы выберете нужный вам. На протяжении всего проекта от вас потребуется оперативная обратная связь. Техническое задание — тоже с вас. Часто любят формировать длинное ТЗ, составленное всеми самыми важными сотрудниками. Длинные документы путают. Достаточно MVP и правильной «дорожной карты» развития продукта. Кстати, в этом вам тоже поможет внешний подрядчик.
Зато отдав разработку подрядчику, вы получаете полностью укомплектованную команду с обширным стеком технологий и возможностью своевременно подключать к проекту новых разработчиков и других специалистов. За проектом будет закреплен руководитель группы со стороны подрядчика, с четким пониманием планирования и организации процесса.
Итог: в начале отдавайте разработку на аутсорсинг — это правильно (и выгодно для бизнеса).
Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.