Привлечение нового клиента обходится агентствам более чем в 1 млн руб. За этим стоит простая математика: себестоимость подготовки тендерного предложения — свыше 350 тыс. руб. Допустим, мы побеждаем в одном из трех тендеров. Это значит, что себестоимость этой победы 3×350 тыс. руб. То есть чуть больше 1 млн руб. Поэтому гораздо выгоднее инвестировать ресурс команды в развитие текущих клиентов, чтобы от них получать работы без тендера. Именно так мы стараемся делать в креативной компании REDKEDS.
Если говорить коротко, то клиенты обращаются к агентствам повторно, если
Все 3 пункта имеют непосредственное отношение к клиентскому сервису. Следовательно, в работе агентства клиентский сервис значительно влияет на прибыльность.
Формулируя подход агентства к клиентскому сервису, мы воспользовались методологией KPMG. Совместив ее с нашим опытом, получили следующий материал для менеджеров, работающих с клиентами. Он состоит из 3-х частей:
1. 6 составляющих клиентского сервиса
2. Жизненный цикл взаимоотношений с клиентами
3. Работа с конфликтами
6 составляющих клиентского сервиса
Понимание условий, в которых находится клиент, для достижения высокого уровня доверия.
Для достижения доверия нужно продемонстрировать клиентам, что мы умеем поставить себя на их место и увидеть мир их глазами. Понять их приоритеты и вызовы, препятствия, с которыми они сталкиваются, страхи и сомнения. Для этого необходим высокий уровень эмоционального интеллекта, чтобы вовремя понимать причины разных эмоций и уметь с ними справляться.
Количественные:
Качественные:
Результаты:
Инициативы:
Пример из практики
В работе с государственными компаниями бывает, что им гораздо важнее скорость, чем идеальный результат. Поэтому часто сыплются непоследовательные задачи с дедлайном «вчера». Как правило, это связано с жесткой вертикалью власти и сложностью в оспаривании решений «сверху». С чем тяжело бороться не только агентствам, но и самим сотрудникам клиента.
Поэтому менеджер должен чутко отнестись к таким запросам и оперативно выяснить, от кого и как они возникли. При необходимости максимально мягко объяснить клиенту, почему новая задача конфликтует с ранее проделанной работой. И если найти компромисс невозможно, то объяснить креативной команде весь контекст. В этом случае команда с большей вероятностью не будет воспринимать комментарии в штыки.
Использование персонализированного подхода для установления более прочной эмоциональной связи.
Достигается посредством знания клиента. Нужно быть внимательным к его потребностям, как личностным, так и к бизнес-целям. Усложняется тем, что со стороны клиента, как правило, в работе участвуют несколько человек.
Качественные:
Количественные:
Качественные:
Количественные:
Пример из практики
В нашей практике бывали случаи, когда клиент просил сменить команду, потому что «все шло не так». Однако причина недовольства по факту была не в работе креативной команды, а в том, что заказчику уделяли слишком мало внимания. Когда новый менеджер стал чаще созваниваться и спрашивать совета (даже если совет не требовался), все быстро налаживалось.
Быть заслуживающим доверия.
Честность предшествует доверию. Которое, в свою очередь, является основой любых взаимоотношений. Поэтому этот пункт критически важен.
Качественные:
Количественные:
Пример из практики
Когда клиент видит, что вы не пытаетесь скрыть проблемы и слабые места, а, наоборот, выносите их на обсуждение и пробуете вместе найти выход, он начинает вам больше доверять. И со временем меньше контролировать, что в итоге экономит время обеих команд.
К примеру, предоставляя нашим SMM-клиентам ежемесячные отчеты, мы стараемся не скрыть, а, напротив, обнажить наши слабые места. Чтобы в следующем месяце сделать выводы и скорректировать работу.
Соответствовать ожиданиям клиента — и превосходить их.
Во время тендеров мы зачастую вынуждены показывать чуть больше, чтобы победить. Что завышает ожидания клиента, и нам по факту становится сложно хотя бы их выполнить, не то что превзойти. Представьте, что вы пообещали ребенку поездку в Диснейленд, а в назначенный день привезли в Капотнинский парк. Который вроде тоже неплох, но явно не дотягивает до установленных ожиданий.
Качественные:
Количественные:
Пример из практики
Мы несколько раз сталкивались с тем, что при продаже проекта завышали ожидания команды клиента, после чего команда в порыве вдохновения обещала своему руководству еще более невообразимые результаты. То есть формировался целый каскад завышенных ожиданий. И когда по факту проект был сделан уверенно хорошо, руководство было недовольно, потому что ждало чего-то невероятного.
Превращение негативного опыта в положительный.
Проблемы по ходу проекта сильно снижают вероятность повторных обращений. Поэтому жизненно важно разрешать их быстро и надежно. Проблемы могут парадоксальным образом пойти в плюс: исправьте что-то неожиданно блестяще, и клиент будет уважать вас еще больше.
Постоянно информируйте клиента о том, что происходит, какие действия вы предпринимаете для разрешения проблем и какие выводы делаете на будущее.
Качественные:
Количественные:
Качественные:
Количественные:
Пример из практики
Не до конца разрешенная проблема — мина замедленного действия, которая рано или поздно приведет к потере клиента. Не каждый клиент будет эскалировать конфликт до крайней степени, когда ему что-то не нравится. Мы несколько раз сталкивались с тем, что клиент уходит от нас, потому что ему что-то не понравилось по ходу ведения проекта. Однако узнавали мы об этом слишком поздно, когда проект был завершен и было принято решение о прекращении сотрудничества.
Если вы чувствуете, что клиент о чем-то умалчивает, лучше спросить об этом напрямую и не откладывая.
Минимизация усилий покупателя для получения лучшего результата.
Непрерывный поиск возможностей снижения усилий клиента и траты ресурсов — основной источник роста взаимоотношений. В этом максимально выражается ваша забота о клиенте.
Качественные:
Количественные:
Качественные:
Количественные:
Пример из практики
Подобного рода забота о клиенте проявляется как в мелочах (можно потратить на составление сметы на 15 минут больше, сделав ее еще более детализированной и последовательной и тем самым предотвратить 2 лишних итерации согласования), так и в большем масштабе — не только привлекая субподрядчиков к выбору оптимального по качеству и стоимости, но и обязательно торгуясь с ним для снижения общей стоимости проекта (даже если был заложен больший бюджет).
Жизненный цикл взаимоотношений с клиентами
Этапы формирования отношений между компаниями похожи на аналогичный процесс между людьми. Есть следующие стадии этого процесса
Ухаживание.
Танцуем брачный танец и показываем себя во всей красе, чтобы победить в конкурсе.
Продажа.
Формируем ожидания от результата сотрудничества. Что в дальнейшем является основой для оценки нашей деятельности.
Медовый месяц (старт производства).
Краткий период в самом начале производства. Все полны надежд. Клиент ищет поводы подтверждения правильности собственного выбора. Мы стараемся оправдывать ожидания.
Шторм.
Критически важный этап, который возникает после «медового месяца». Появляются первые проблемы, и дальнейшая степень доверия к нам во многом зависит от того, сумеем ли мы их решить и будем ли проактивны в их предотвращении.
Нормализация.
Мы подстраиваемся друг под друга и находим подходящую форму взаимодействия. В восприятии клиента формируется устойчивая картина, в какой мере нам можно доверять, которая становится привычной и используется на протяжении дальнейшего сотрудничества.
Поддержка и развитие.
По окончании проекта память о нас постепенно вымывается. Поэтому важно с определенной периодичностью напоминать о себе, чтобы оставаться в информационном поле клиента.
Формирование доверия.
На начальном этапе взаимодействия (пресейл, покупка и старт сделки) доверие клиента можно назвать «расчетливым». Клиент осторожен, поскольку еще не знает, каков будет результат. На этом этапе цена ошибок особенно велика, поскольку формирует паттерн восприятия на будущее.
После того как команды узнают друг друга лучше и видны первые результаты, если они соответствуют ожиданиям, то клиент начинает больше доверять команде. И отношения выходят на новый уровень, который является фундаментом для долгосрочных отношений.
Работа с конфликтами
Предотвращенный или эффективно разрешенный конфликт может быть и точкой роста. В этом случае клиент видит, что мы трепетно относимся к проекту и стремимся находить выход из разных положений. И что нам можно доверять.
Неразрешенный конфликт — мина замедленного действия. Которая может сработать в самый неподходящий момент.
В конфликтных ситуациях важно отличать необоснованный негатив от критики. Первое — выпуск эмоций. Второе — попытка сделать проект более качественно и получить лучший результат.
Также важно уметь отличать критику действий команды от критики вас как человека. Не воспринимайте на свой счет. И ни в коем случае не транслируйте эмоцию клиента команде. Она будет бессодержательна, зато точно всех демотивирует. Попытайтесь поставить себя на сторону клиента и понять причины.
В большинстве случаев лучше перевести конфликт в устное обсуждение, чем устраивать пинг-понг из аргументов в переписке.
Сильно упрощая, все сводится к следующей схеме:
Не проявляйте безразличие, это выводит из себя еще больше. Покажите, что вы тоже переживаете. Если это телефонный разговор, скажите об этом прямо.
Помните, что человек в крайней фазе проявления эмоции (будь то гнев или эйфория) не способен мыслить рационально. Поэтому сделайте паузу, если нужно, и продолжите разговор после того, как пыл поутихнет.
Если негатив не обоснован, то отвечайте честно, уверенно и прозрачно. Если претензии обоснованы, важно признать вину, но не посыпать голову пеплом. Не нужно оправдываться или каяться, достаточно выразить сожаление.
Будьте доброжелательны. Зачастую доброжелательность к атакующему и благодарность за ценную обратную связь сбивают настрой конфликтовать и помогают быстрее перейти к конструктиву. Защитная позиция, напротив, обязывает вас к контраргументам и противостоянию.