Когда нужна маленькая, но гордая команда (чтобы корпорация не проспала революцию)

Когда нужна маленькая, но гордая команда (чтобы корпорация не проспала революцию)
Фото: Smith Collection/Gado / Contributor

Подразделение GE Digital компании General Electrics создавалось для «цифровой трансформации» и покорения рынка промышленного интернета. Прорыва не произошло. Отдел погряз в разработке решений для внутренних отделов компании и квартальных обязательствах. Если дирекция внутри большой корпорации способна выпустить на рынок собственный продукт и стать самостоятельным игроком, нужен аккуратный подход. Для прорыва подразделению нужна совсем маленькая команда, небольшой бюджет и ограниченное время.


С 2013 года General Electrics пытается стать частью цифровой индустрии. Тогда состоялся релиз Predix — облачной платформы для промышленных данных и аналитики. Она должна была стать универсальной платформой для сторонних разработчиков, но на практике почти все программное обеспечение создавалось инженерами компании для собственных подразделений GE или для продажи партнерам в виде готового продукта.


Далеко до инноваций


GE Digital позиционировалась как самостоятельный бизнес, и руководство компании действительно надеялось со временем сместить фокус с обслуживания внутренних задач на создание интеллектуальной собственности, такой как Predix.

Но автономия GE Digital была условной: компания была обязана выполнять квартальную норму выручки — как за счет исполнения заказов для внутренних подразделений GE, так и за счет партнерских отношений со внешними разработчиками программного обеспечения. Компании было выгоднее получить прибыль здесь и сейчас, а не формировать условия для долгосрочных преобразований. GE Digital начала предлагать свои услуги по внедрению цифровых решений другим промышленным компаниям, а также стала консалтинговой фирмой.

GE Software и GE Digital удалось добится существенных улучшений в работе подразделений компании, но до действительно революционных, многомиллиардных инноваций было далеко. GE просто стала чуть более конкурентоспособной в своей отрасли.


Как не взлетела Альфа-лаборатория

В августе 2017 года руководство Альфа-банка приняло решение расформировать Альфа-лабораторию (AlfaLab). Подразделение было

создано в 2013 году и стало пионером в высокотехнологичном сегменте банковского сектора. Лаборатория разработала сервисы «Альфа-клик», «Альфа-мобайл», «Альфа-бизнес онлайн», «O!pp» (мобильный сервис для перевода денег) и финансового помощника Sense.

Участники рынка отмечали: скорее всего, причина расформирования подразделения — низкие показатели, в сравнении с другими кредитными организациями. Альфа-банк заявлял, что напротив, не сворачивает подразделение, а просто распространяет его опыт на весь банк. Он трансформировался, и отдельные структуры в нем возглавили руководители Альфа-лаборатории. Банк решил таким образомобъединить цифровые и розничные продукты.


Революции нужна маленькая команда


Даже если компания сумела внедрить технологические решения в существующую модель, этого недостаточно. Истинная «цифровая трансформация» — это переосмысление всей бизнес-модели в реалиях XXI века. Но даже подлинная цифровая трансформация почти всегда обречена на провал, если руководить процессом изнутри. Этот процесс настолько радикален, что не может сосуществовать с устоявшимися методами ведения бизнеса.

Чтобы добиться успеха, GE Digital пришлось бы полностью отделиться от General Electrics. Революционным инициативам не нужен огромный штат. Им нужна небольшая команда, ограниченное время и предельно ограниченный бюджет. Создание частично независимого подразделения было шагом в правильном направлении, однако GE Digital унаследовала роли и обязанности GE Software. Еще хуже, что GE Digital была скована квартальными нормами, которые ориентировали предприятие на краткосрочный рост, а не на долгосрочные стратегические цели.

Это вполне обычная ошибка для крупных предприятий: их стандартный подход к внедрению инноваций полностью противоположен требованиям цифровой эпохи. Другим примером такого провального проекта может служить история Walmart.com Marketplace.


Главное — фокус


Цифровое преобразование бизнеса должно начинаться с малого. Слишком часто предприятия пытаются изменить все и сразу — а это верный путь к провалу.

GE Digital сотрудничала едва ли не с каждым подразделением General Electrics. Компания не собиралась преобразовывать каждое из них.

Нужно начинать с одной отрасли, с одного подразделения, действовать максимально решительно, добиться успеха, а затем, не сбавляя обороты, распространять найденный подход на другие подразделения.

Кроме того, важно с самого начала позаботиться о привлечении пользователей. Вместо того чтобы заключать партнерские отношения с крупными предприятиями, новой инициативой нужно заинтересовать множество разрозненных мелких игроков — ведь именно от них можно ожидать существенного роста. Вам нужно найти партнеров и клиентов, которые поверят в ваше предложение, а не просто пойдут на поводу у репутации бренда.

При новом генеральном директоре GE может умерить свои амбиции в области цифровых преобразований, но рано или поздно все равно добиться успеха. Для этого ей, как и Walmart, придется правильно структурировать свой цифровой бизнес.

Облачная платформа GE может быть весьма успешна в двух областях: здравоохранении и индустриальном «Интернете вещей». У компании уже есть данные по оборудованию и ПО в этих отраслях. Открывая эти данные сторонним разработчикам, GE может сделать им чрезвычайно выгодное предложение.


Как банк «Точка» взлетел внутри «ФК Открытие»

В декабре 2014 года «Банк24.ру» после отзыва лицензии договорился с «Открытием» о переходе сотрудников и передаче технологий. Сумма

сделки оценивалась в 350 млн рублей. Сервис для предпринимателей «Точка» был запущен на базе филиала «Бизнес Онлайн» «Открытия». «Точка» не занималась выдачей кредитов или вкладов и не обслуживала розничных клиентов.

Зато банк запустил первого в мире финансового Facebook-бота, с помощью которого прямо в мессенджере можно совершить платёж, проверить состояние счёта или написать в банк. Также банк развивал околофинансовые сервисы: регистрировал ООО и ИП, считал налоги, освобождая предпринимателей от визитов в налоговую и мороки с документами. Создает бесплатный p2p-сервис для быстрого выставления счетов и совершения платежей. В октябре 2016 года «Точка» вышла на операционную безубыточность  — и запустила услугу автоматической подготовки и оплаты всей бухгалтерии и налоговых деклараций для ИП на УСН 6%.

До 2017 года банк «Точка» был частью «ФК Открытие». После официального объявления о санации «Открытия» 5 октября 2017 года стало известно, что у «Точки» сменился владелец (еще в августе банк перешел к «Киви Банку», входящему в группу Qiwi).