Разобраться • 10 сентября 2024
Крах стартапа Fisker: как компания рухнула из-за прихотей ее основателей
Крах стартапа Fisker: как компания рухнула из-за прихотей ее основателей
Текст: Шон О’Кейн, TechCrunch
Перевод: Ирина Шитикова
Фото: Bloomberg/Getty Images
В течение последних восьми лет американский дизайнер автомобилей, основатель стартапа Fisker Inc. Хенрик Фискер обещал многое: автономный поддон, спорткар с твердотельным аккумулятором, электрический пикап, кабриолет с запасом хода до 600 миль и др. Вместо этого Fisker Inc. оказалась на грани банкротства, успев поставить всего несколько тысяч электрических внедорожников Ocean. Сотрудники компании говорят, что вина за это в основном лежит на тех, чье имя написано на капоте, — на муже и жене Фискер. Подробнее о крахе некогда успешного стартапа рассказало издание TechCrunch, Inc. публикует перевод статьи.
В июне 2024 года компания Fisker подала заявление о банкротстве в окружной суд штата Делавэр, пытаясь добиться заключения сделки с другим автопроизводителем в последней отчаянной попытке спасти предприятие. Согласно заявлению, активы компании оценивались от $500 млн до $1 млрд, а обязательства — от $100 до 500 млн.
За свое недолгое существование (с 2016 по 2024 год) стартап Fisker успел представить на рынок только одну модель — электрический внедорожник Ocean, произвести который было нелегко. Один взгляд на обломки других EV-стартапов, пытавшихся повторить успех Tesla, показывает, насколько это может быть сложно.
Бывший региональный менеджер по продажам Fisker Inc. Шон О’Грейди обратил внимание на то, что отсутствие нужных процессов и процедур просто «просто поражало воображение». «Я постоянно слышал одно и то же оправдание: „Ну, если вы никогда раньше не работали в стартапе, то вот что это такое, это хаос“», — добавил он.
По словам четырех сотрудников Fisker, обслуживание клиентов было неадекватное, отсутствовала должным образом функционирующая система гарантий и не хватало запасных частей. Также они рассказали, что компания с трудом отслеживала собранные деньги и в какой-то момент потеряла около $16 млн. Сотрудники сообщали, они «тонули» из-за отсутствия процесса, в то время как руководство компании было сосредоточено на защите репутации Fisker. Каждое неверное решение основателей уводило компанию все дальше от ее цели — создания и продажи массового EV.
Вследствие всего этого клиенты были обременены сломанными автомобилями, неисправными тормозами, заклинившими дверями и многим другим, и им часто приходилось неделями или месяцами ждать ремонта. На компанию поданы десятки исков по лимонному закону. Кроме того, она погрязла в других юридических проблемах, связанных с жалобами сотрудников и неоплаченными счетами.
Между тем сотрудники Fisker часто работали по 18 часов в сутки, чтобы устранить неполадки, найти недостающие платежи и правильно задокументировать внедорожники, часто выходя далеко за рамки обязанностей, обычно связанных с той ролью, на которую их наняли.
Эпизоды хаоса были постоянным явлением в компании Fisker, и это еще больше усложняло процесс создания, продажи и доставки автомобилей, говорят сотрудники. За год до того, как Хенрик Фискер передал первые 22 внедорожника Ocean в США, он внес необычное для автоиндустрии изменение: Фискер захотел установить на автомобили колесные проставки, благодаря чему шины выглядят более выразительно.
По словам бывших работников, основатель стартапа хотел, чтобы автомобили выглядели «круто». Но вносить подобные изменения было уже довольно поздно и проставки не прошли типичные внутренние согласования. У них не было внутреннего номера детали, а значит, их нельзя было легко отследить, если что-то пошло не так. Некоторые сотрудники считали, что не было проведено достаточное внутреннее тестирование, чтобы убедиться в безопасности проставок.
В итоге это решение потрясло инженерную команду Fisker. Ведущий инженер по шасси Брент Демерс в марте 2023 года отправил электронное письмо группе, в которую входил вице-президент по инженерным вопросам Уильям Стиннетт, в котором говорилось, что команда Fisker Design and Studio «действовала в одиночку, устанавливая проставки без надлежащей проверки и учета предыдущих инженерных рекомендаций». Согласно полученной копии, Демерс попросил внедрить проставки в проект по надлежащим каналам.
Когда слухи о том, что проставки уже установлены, распространились, Хенрик Фискер согласился отказаться от этой идеи. И Демерс, и Стиннетт покинули компанию в июле 2023 года, после первых поставок.
Немалый «вклад» в крах Fisker Inc. внесла и Гита Гупта-Фискер — жена Хенрика Фискера, а по совместительству финансовый и операционный директор компании. В 2021 году, когда компания все еще работала над запуском производства, один из сотрудников вспоминал, что Гупта-Фискер не хотела использовать центр обслуживания клиентов после запуска автомобилей. Вместо этого она предлагала обрабатывать запросы клиентов в цифровом формате, в том числе с помощью чат-бота на сайте компании. Это решение оказалось проблемным спустя годы, когда первые внедорожники были доставлены покупателям.
Проблемы возникли уже через несколько недель после первых поставок в США в июне 2023 года — покупателям было трудно обращаться в компанию за помощью. Документы свидетельствуют, что компания пыталась разобраться с поступающими запросами. Торговые представители получали звонки на свои личные мобильные телефоны от владельцев, застрявших на обочине, или от тех, кто не мог попасть в свой автомобиль.
По словам бывших сотрудников, только тогда Гупта-Фискер изменила курс. Чтобы справиться с наплывом звонков в службу поддержки, в октябре 2023 года Fisker наняла компанию Prelude Systems, которая обещала обеспечить сочетание штатных и офшорных представителей службы поддержки. Однако ее хватило ненадолго. По словам двух сотрудников, к январю 2024 года работники колл-центра исчезли из внутренней системы Salesforce компании Fisker.
Большинство работников в то время не знали об это, но Fisker перестала платить компании, согласно новому иску, поданному в федеральный суд в мае. В иске Prelude утверждает, что Fisker задолжала по меньшей мере $660 тыс.
Вице-президент Fisker по коммуникациям Мэтью ДеБорд отказался комментировать иск. По его словам, компания всегда планировала, что у команды по работе с клиентами будет несколько способов общения с ними, включая электронную почту, чат-боты и телефон. Он добавил, что отдел маркетинга, продаж и обслуживания обратился за внешней поддержкой после запуска Ocean, потому что внутреннего штата не хватало для работы с входящими запросами клиентов.
По словам двух сотрудников, Гупта-Фискер также отклонила просьбы о создании большого запаса запчастей для обслуживания. Это важный резерв, который автопроизводители обычно создают для ремонта и других работ, пока они устраняют недостатки в первых партиях автомобилей. По словам сотрудников, сопротивление Гупты-Фискер этой идее было вызвано стремлением сэкономить деньги. Они говорили, что руководство Fisker поддержало это решение, сославшись на исследование McKinsey, которое показало, что электромобили требуют меньше обслуживания и меньше запчастей.
Также Гупта-Фискер возлагала слишком большие надежды на качество автомобилей. Бывшие работники компании вспоминают, как она говорила, что качество сборки в Magna, контрактном производителе Fisker, было «превосходным» и поэтому у Ocean не возникнет много проблем.
По словам сотрудников, компания накопила некоторое количество запчастей, однако были сложности с качеством и сроками поставки. Ситуация усугублялась тем, что Fisker своевременно не создала надлежащую команду поставщиков — группу, которой обычно поручают проводить аудит поставщиков, чтобы убедиться, что их детали и процессы соответствуют требованиям.
У Magna была своя команда качества поставщиков, но она отвечала только за те детали, которые поставляла напрямую. ДеБорд рассказал, что отдел обслуживания Fisker составлял собственные прогнозы по запчастям, основываясь на своих знаниях в этой области, а отдел закупок поддерживал эти запросы.
Остро встал вопрос с запчастями, так как внедорожник Fisker столкнулся с огромным количеством механических и программных проблем. Возникли проблемы с механизмами блокировки дверей и дверными ручками. Брелоки не всегда срабатывали, а болты на капоте Ocean имели тенденцию ослабевать, в результате чего некоторые из них вылетали вверх и разбивали лобовое стекло, а также наносили повреждения кузову.
Клиенты завалили компанию Fisker запросами, но сотрудникам не удавалось найти нужные запчасти из-за отсутствия сервисного склада. Пытаясь решить эту проблему, компания начала отбирать детали с производственной линии Magna в Австрии, рассказали несколько сотрудников компании.
В список деталей, одобренных для изъятия, входили электронные блоки управления, механизмы блокировки, лобовые стекла, капоты и внешние панели. Но даже этого было недостаточно, поскольку эти детали должны были попасть в США, прежде чем Fisker сможет починить некоторые из пострадавших автомобилей.
Поэтому, по словам сотрудников, компания начала каннибализацию автомобилей, которые были возвращены, или тех, которые были у компании на руках в маркетинговых целях. Среди них был внедорожник Ocean, на котором ездил Хенрик Фискер. Сотрудники сняли с его автомобиля рулевое колесо, некоторые внутренние панели и даже подушку водительского сиденья, чтобы использовать их в автомобилях клиентов.
Сотрудники также сняли детали с автомобиля Ocean, который использовал бывший главный бухгалтер Джон Финнукан за несколько недель до своего ухода из компании. ДеБорд заявил, что все эти утверждения не соответствуют действительности, но сам Финнукан не ответил на просьбу о комментарии.
По словам сотрудников, иногда Фискер заставлял сотрудников Magna привезти запчасти в США в багаже, чтобы компания могла обслуживать автомобили клиентов. ДеБорд сказал, что Fisker не может комментировать сотрудников другой компании или ее политику в отношении поездок.
Даже если у Fisker было бы достаточно запасных частей, все равно возникли бы проблемы: компания так и не наладила надлежащий процесс гарантийного обслуживания, говорят сотрудники. Fisker полагалась на своих технических специалистов не только для ремонта своих автомобилей, часто в полевых условиях, но и для заполнения рабочих заказов, что, как правило, не входит в обязанности техников.
В результате многие заказы оставались незавершенными и хранились в системе Salesforce. Для выполнения заявок сотрудникам часто приходилось вручную переносить данные из Salesforce в бухгалтерское программное обеспечение компании, предоставляемое SAP.
Хаос продолжал преследовать компанию в последние месяцы ее существования. 27 марта сотрудники узнали новость: компания немедленно покидает свою штаб-квартиру в Манхэттен-Бич (округ Лос-Анджелес, штат Калифорния, США. — Прим. ред.). Десятки людей бросились к зданию собирать свои вещи, чтобы перевезти их домой или в инженерный центр компании в Ла-Пальме.
Спустя несколько часов, после того как несколько грузовиков приехали и уехали, сотрудникам сообщили, что у Fisker есть еще месяц, прежде чем они потеряют доступ к штаб-квартире. Тем, кто остался, было велено сесть и приступить к работе. Многим тогда сказали, что нужно разобраться с накопившимися необработанными документами на право собственности и регистрацию, из-за которых сотни клиентов остались без постоянных номерных знаков.
Шон О’Грейди рассказал, что руководство Fisker также просило сотрудников связаться с владельцами Ocean One, специальной версии внедорожника, выпущенной ограниченным тиражом в 5 тыс. экземпляров. Компания обещала «пакет преимуществ», который включал продление гарантии, специальные шины, более совершенный компьютер для работы информационно-развлекательной системы и кредиты на зарядку стоимостью $1 тыс.
Общая стоимость пакета составляла около $7,5 тыс., что делало его своего рода заменой федеральной налоговой льготы для EV, на которую автомобили Fisker не имели права, поскольку были выпущены в Австрии. Владельцы еще не получили ни одной из этих льгот.
Поскольку компания стремилась сократить расходы, хотели выяснить, кому она задолжала льготы и переоформляли ли они машину или нет. Если бы они это сделали, Fisker, по сути, лишил бы их этой ценности. ДеБорд заявил, что пакеты льгот будут надлежащим образом управляться по мере реструктуризации Fisker. «Если вы говорите о 5 тыс. Ocean One, то речь идет о $37,5 млн, которые должны выплатить этим клиентам. И на данный момент ни один клиент не получил ни копейки», — сказал О’Грейди.
Усилия Fisker по продаже оставшихся автомобилей успеха не имели. В начале этого месяца компания сообщила некоторым сотрудникам отдела продаж, что будет выплачивать премии в размере $1 тыс. за каждый Ocean, проданный напрямую, а не через дилерский центр. Хотя решение и воодушевило некоторых, это было признаком того, насколько сильно — и как быстро — компания хотела избавиться от оставшихся активов. С тех пор Fisker также отменила плату за доставку и обработку каждого автомобиля, которая обычно превышала $2 тыс.
Fisker стремилась продать оставшиеся модели Ocean, потому что теряла доступ к крупнейшим местам хранения внедорожников. По словам сотрудников, в начале мая компания потеряла доступ к так называемому центру обработки автомобилей в Атланте. Это означало, что ей придется искать новое место для сотен автомобилей.
Некоторые из этих EV ушли к «дилерам-партнерам». Компания заявила о растущем списке примерно из 15 таких партнеров. Но, по словам О’Грейди и других, Fisker отправляла эти автомобили на условиях консигнации — это означает, что компания не получит денег, пока дилеры не продадут автомобили. «Компания слишком сильно заботится о своей репутации, — сказал О’Грейди в интервью. — Такое ощущение, что это первое, о чем они думают каждый день».
В марте переговоры между компанией Fisker и крупным автопроизводителем Nissan о потенциальных инвестициях и сотрудничестве были прекращены, что ставит под угрозу отдельную попытку финансирования в ближайшем будущем. Fisker сообщила, что автопроизводитель прекратил переговоры 22 марта.