Кремниевая долина vs СНГ: для каких стартапов Белоруссия лучше Америки

Кремниевая долина vs СНГ: для каких стартапов Белоруссия лучше Америки
Фото: iStock

Начинающим российским предпринимателям на рынке США приходится нелегко: высокая стоимость ведения дел, непонятные правила игры, высокая конкуренция заставляют многие стартапы сворачиваться. Первые сложные шаги для любого бизнеса проще сделать дома. Чем еще привлекательны страны СНГ для стартапов, и сколько стоит выход на рынки Европы и США.


1

Маркетинг и команда — дешевле


Затраты на маркетинг в отечественных реалиях на порядок ниже. В 2012 году мы с экс-партнером запускали стартап в США с инвестициями в $200 тыс., но не смогли найти так называемый Product-Market-Fit. На маркетинг и команду ежемесячно уходило около $30 тыс.  Деньги закончились меньше, чем за год, и в 2013 году мы вернулись в Киев начинать с нуля.

Нам не хватало $2 млн., чтобы выйти на самоокупаемость. Большую часть этой суммы потратили бы на маркетинг: привлечение клиентов  обошлось бы в $500 тыс. в год (годовая зарплата хорошего маркетолога в Америке — $150 — 200 тыс.). Специалисты, готовые на меньшие суммы, вряд ли продвинут начинающий проект на таком сложном рынке. Для сравнения, в Украине выйти на самоокупаемость можно за  $100 тыс.

Везти в США специалиста из России, Украины или другой постсоветской страны нет смысла: маркетолог должен знать местный рынок .


2

Легко стать первопроходцем


На постсоветском пространстве меньше конкуренции. В США в сфере e-learning много популярных и успешных игроков: Coursera, edX, Khan Academy, Udacity, Codeacademy, — зайти на такой рынок крайне сложно.

Подобная ситуация и в других сферах: 13 из 25 крупнейших интернет-компаний в мире, по версии World Atlas, — американские проекты. «Яндекс» (единственная российская компания) — на последнем месте в этом  рейтинге.

В России и других странах региона проще тестировать гипотезы и экспериментировать с бизнес-моделями. Есть шанс исправить все ошибки, отшлифовать продукт — и штурмовать США как успешная компания. Самый очевидный пример — тестирование маркетинговых каналов. В СНГ можно опробовать новый способ продвижения, заложив в бюджет несколько тысяч или даже сотен долларов. В США это будут десятки тысяч.


3

Рынок СНГ готовится к рывку


Наш регион перспективен. По данным eLearning Industry, в 2015-м Украина входила в топ-10 стран мира по темпам роста самостоятельного электронного обучения — 20% в год. Ресурс eLearning Brothers приводит иные цифры за 2014–2016 годы: Восточная Европа — на втором месте среди регионов с наиболее быстро растущим рынком e-learning. Темпы роста здесь чуть превышают 16%, лидер региона — Россия, и не только в электронном обучении.

Интересен также рынок Казахстана, где сейчас активно развивается экосистема стартапов. Общий объем e-commerce-рынка Казахстана, по данным Export.gov, в 2015 году составлял 3,6 млрд долларов, а уже к концу 2017-го вырастет до 5 млрд, почти на 40%. По данным Profit.kz, уже сейчас образовательные продукты в интернете покупает 7,4% жителей Казахстана — это немногим меньше, чем клиентов e-travel-сферы или покупателей электроники. Образование покупают даже активнее, чем софт и видеоигры. Ситуацию в вашей отрасли можно посмотреть в инфографике по ссылке.

Компания Trellis в 2015 году включила Россию в топ-10 крупнейших e-commerce-рынков (8-е место по объемам продаж, 6-е  по темпам роста). По прогнозу аналитиков компании, в ближайшие 5–10 лет Россия вырвется вперед на несколько позиций.

В блоге Всемирного банка прогнозируют, что к 2018 году половина интернет-пользователей России будет покупать онлайн. РФ относят к наиболее перспективным растущим рынкам электронной коммерции, и это хороший повод занимать и удерживать позиции здесь.

В Соединенных Штатах есть высокоразвитая бизнес-культура, платежеспособные и активные покупатели, экосистема стартапов. На такой рынок стоит стремиться, но не нужно зацикливаться на этом.

Первые — самые сложные — шаги намного проще сделать дома. Завоевав позиции на «родном» рынке, можно масштабироваться сначала на соседние страны, после — в Европу, далее — в Америку. Для выхода на рынки крупных европейских стран потребуется от $300 тыс., а для покорения американского рынка не меньше $1 млн.