Каждому будущему «единорогу» нужен бизнес-ангел, но получить возможность рассказать ему о своей идее не всегда так просто, как героям сериала «Кремниевая долина». Однако в целом подход работает, а поможет понимание интересов частных инвесторов: иными словами, чтобы основателю стартапа встретить ангела, нужно знать, где его искать.
Во всем мире бизнес-ангелы, особенно инвестирующие регулярно, сами нуждаются в перспективных стартапах, соответствующих инвестиционному фокусу, — для этого используются проверенные каналы поиска. Бессмысленно питчить ангела, которому интересны интернет-проекты, производственным стартапом (даже самым инновационным).
Как бизнес-ангелы ищут стартапы
Используются участие в объединениях или клубах бизнес-ангелов, сотрудничество с организаторами конкурсов стартапов, покупка отфильтрованного потока стартапов, привлечение подрядчиков-консалтеров и другие способы. В России, в основном, следующие.
№1
Сети и клубы
Как и во всем мире, в России ангелы объединяются в сети или вступают в инвестиционные клубы, где, помимо коммуникации с себе подобными, получают доступ к инвестиционно привлекательным стартапам — как правило, сети и клубы берут на себя задачу фильтрации входящего потока. Наиболее значимые сети и клубы бизнес-ангелов в России:
сеть бизнес-ангелов «Частный капитал»;
сеть бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции»;
Venture Club;
клуб бизнес-ангелов Школы Управления «Сколково»;
ряд региональных, но малочисленных сетей бизнес-ангелов, такие как БАУР, БАС, БАРС, СОБА, Калужская сеть бизнес-ангелов.
К этой группе можно отнести и синдикаты бизнес-ангелов, но, как правило, в рамках синдиката каждый бизнес-ангел сам проводит экспертизу стартапа — и входящий поток там меньше.
№2
Конкурсы стартапов
Стартапы часто курсируют с одного конкурса на другой, поэтому инвестору нет необходимости мониторить все мероприятия — достаточно сосредоточиться на самых крупных. Я рекомендую ангелам не только наблюдать за финалистами, но и отмечать другие перспективные стартапы, для чего полезно входить в жюри конкурса. Самые яркие конкурсы в России:
«Стартап года» от ВШЭ.
Стартапам имеет смысл принимать участие в крупных и отраслевых конкурсах. Не думайте о том, удастся ли победить, — вы получите возможность рассказать о своем проекте жюри и засветиться в промо-материалах и публикациях о конкурсе в СМИ.
№3
Выставки и форумы
Практически на всех отраслевых выставках стало традицией выделять локацию для стартапов. Но вероятность увидеть хорошие стартапы и обстоятельно поговорить с фаундерами выше на авторитетных и хорошо организованных. Например:
RIW;
№4
Экспресс-формат
Отдельно стоит отметить уже устоявшийся формат быстрого знакомства инвестора со стартапом — питч-сессии и спид-дейтинги. Позволяют за короткое время узнать необходимую для принятия инвестиционного решения информацию, погрузиться в детали и задать необходимые вопросы. Могут проводиться как в рамках отраслевых мероприятий, так и без привязки к какому-либо событию — их анонсы ищите в профильных СМИ и группах в соцсетях, в личных аккаунтах участников событий (инвесторов, организаторов), на сайтах структур, поддерживающих такие встречи (это может быть технопарк или коворкинг). Основателям стартапов стоит обратить на этот формат пристальное внимание и учитывать отраслевой фокус встреч.
№5
Паблисити и рекомендации
Если бизнес-ангел — персона известная или, ещё лучше, медийная (и при этом имеющая хорошую репутацию), то стартапы находят его сами. Не стоит пренебрегать открытой информацией для поиска потенциальных инвесторов и электронными каналами (от email до соцсетей) для общения с ними. Через общих знакомых нередко можно получить и прямые контакты инвесторов.
№6
Соинвестирование с инфраструктурным игроком
Учитывая, что бизнес-ангелы инвестируют на довольно ранней стадии, таким инфраструктурным игроком может быть независимый акселератор. Подобное сотрудничество для бизнес-ангела обычно бывает выгодным, так как акселератор берет на себя все вопросы, связанные с экспертизой, оценкой и отбором стартапов, а также многие организационные моменты сделки (сильный акселератор аккумулирует вокруг себя необходимые для этого ресурсы).
Стартапам полезно изучить возможности и специализацию таких акселераторов, соотнеся их со своими планами и интересами. Попасть в акселератор — верный путь не только к развитию и совершенствованию продукта и бизнес-модели, но и к интенсивному нетворкингу в инвестиционной среде. Поиск инвесторов для очередного раунда или стратегического партнера значительно облегчается, при этом часть стоимости обучения а акселераторе, как правило, можно внести за счет уступки нескольких процентов в капитале компании.