Лайфхаки: как попасть в акселераторы Кремниевой долины

Лайфхаки: как попасть в акселераторы Кремниевой долины
Изображение: The Internship

Кремниевая долина — центр притяжения стартаперов, стремящихся вывести бизнес на международный уровень, инновационный хаб, где сосредоточены ведущие университеты и штаб-квартиры крупнейших мировых  компаний, — Google, Facebook, AirBnB, Uber давно там. Каждый стартапер стремится «стать своим» в долине, чтобы выйти на IPO или найти покупателя для компании. Ускорить этот процесс помогут стартап-акселераторы. Чтобы туда попасть, нужно прокачать язык, одеваться просто и придумать работающую бизнес-модель.


№1

Прокачайте язык


Обязательное условие — хороший английский (Upper-Intermediate — Advanced). Задача стартапера — убедить инвестора, что именно его идея заслуживает внимания и вложений. Нужно излагать мысли ясно и убедительно: уметь проводить презентации, объяснять экономические показатели и отвечать на вопросы инвестора. Иначе говоря, без хорошего словарного запаса не обойтись.

Смотрите сериал Silicon Valley на английском. Это поможет погрузиться в среду и пополнить лексику. Нет времени на сериалы? Слушайте подкасты, пока тренируетесь в спортзале или стоите в пробке. Вариантов много: от веселого Luke’s English Podcast до вдохновляющего TedTalks Business.

Важно не бояться говорить в принципе, не оттягивать время, а начинать практиковаться.


Акселераторы-лидеры

Создан Полом Грэмом, среди выпускников — компании AirBnB, DropBox, Stripe, Reddit. Но в последнее время никто из участников Y Combinator не повторил их успех. Y Combinator предлагает $120 тыс. за 7% от компании. Процесс обучения и инвестирования поставлен на поток, каждый сезон (январь—март) выбирают около 40 компаний.

С высокими требованиями к кандидатам и хорошей репутацией проектов у инвесторов. Участники получают инвестиции в размере $150 тыс. за 6% от компании. Учебная программа рассчитана на 4 месяца и включает обучение интернет-маркетингу, дизайну интерфейсов, привлечению пользователей.

С более низким порогом поступления по сравнению с двумя вышеперечисленными. На начальном этапе Plug and Play предоставляет стартапам рабочее пространство, доступ к программе обучения, но не инвестирует в проекты. Инвестиции достаются только лучшим после завершения программы.

Участие в акселераторах-лидерах — возможность получить хорошую оценку вашей компании: если инвесторы готовы предоставить $150 тыс. за 6% от компании, ее стоимость оценивается в $2,5 млн.


№2

Придумайте эффективную бизнес-модель


Три года назад для привлечения инвестиций достаточно было лишь идеи. Сегодня, из-за увеличения числа стартапов и повышенного интереса к этой теме, для успеха в Кремниевой долине нужна эффективная рабочая модель, демонстрирующая рост выручки или числа пользователей.

Мы приехали в долину в 2015 году, когда все инвесторы хотели видеть действующий бизнес. В то время наша выручка составляла $20 тыс. в месяц — по оценкам Кремниевой долины, совсем немного. Тем не менее мы смогли продемонстрировать компетентность в нашей сфере, знание рынка, умение зарабатывать деньги и описали перспективы роста.

На момент подачи заявки у вас должен быть работающий продукт или, как минимум, понимание, как он должен работать. Например, вы создали прототип девайса и вам необходимы средства для серийного производства.


№3

Заведите связи


Чтобы попасть на интервью в Y Combinator, необходимо предоставить 5-6 рекомендаций от выпускников акселераторов или других предпринимателей с репутацией в долине.

Чтобы установить новые контакты, можно использовать профессиональные платформы: Linkedin, Angel.co, Crunchbase. Подойдите к этой задаче стратегически: ищите инвесторов среди тех, кто уже вкладывал в проекты в вашей области.

Не стоит полностью полагаться на «холодные» рассылки писем, но, как вы видите из нашего опыта, чудо возможно. Не пренебрегайте безумными идеями.

Самый эффективный networking — личные знакомств и introduction (intro), когда человек с весом в Кремниевой долине представляет вас потенциальным инвесторам.

Участие в программах стартап-акселерации увеличивает шансы встретить таких людей и войти в стартап-тусовку.

Если самостоятельно ищете инвесторов, то компания должна присутствовать в интернете, упоминаться в СМИ, иметь позитивный имидж,  который можно продемонстрировать инвесторам при встрече. Добейтесь этого перед массовой рассылкой писем и презентаций.

Я получаю около десятка сообщений в день с просьбой познакомить с нашими инвесторами. Рекомендация — это поручительство за эту компанию. Неправильный выбор может навредить моей репутации, поэтому я выбираю основателей, с которыми знакома лично или о которых слышала.

Удаленно попасть в местную тусовку Кремниевой долины очень сложно, поэтому очень популярны курсы английского языка в Сан-Франциско и Менло-парке. С утра ребята учат язык, а во второй половине дня активно знакомятся с новыми людьми, участвуют в митапах, встречах и конференциях.


№4

Как говорить с инвестором


Единого формата переговоров с инвесторами и дресс-кода не существует. Все зависит от конкретного инвестора и региона, но большинство в Кремниевой долине придерживается стиля casual, а не делового дресс-кода, как принято в России. Оптимальный вариант — это одежда с логотипом вашей компании.

Встречи могут проходить где угодно, на усмотрение инвестора: кто-то просит о визите в офис, кто-то предпочитает неформальную атмосферу коворкингов и лаунджей. Одно из самых известных мест, где инвесторы любят назначать встречи, — The Battery в Сан-Франциско. Также у меня было несколько встреч в кофейне Blue Bottle в Пало Альто и в ресторане отеля Four Seasons в Кремниевой долине.

На встрече нужно максимально коротко и емко изложить, чем занимается ваша компания. Подготовьте и объяснение в одном предложении: «one-liner» (LinguaTrip.com — booking platform for language courses all over the world).

Часто просят предоставить основные метрики: темпы роста, число пользователей, объем полученных инвестиций. Но у каждого инвестора свои особенности. Один из наших инвесторов, прежде чем обсуждать бизнес, хотел понять, что мы за люди: чем интересуемся, что читаем, как проводим свободное время.

Вас обязательно спросят о планах развития. В будущем компания может выбрать иной путь, но на момент встречи с инвестором у вас должен быть четкий план. Иначе сложится мнение, что фаундеры не знают, куда и как двигаться дальше.


№5

Как вести себя после встречи


Поблагодарите инвестора за уделенное время. У него были вопросы или желание увидеть дополнительные материалы? Вышлите их сразу после встречи.

Если с первого раза привлечь инвестиции не получится или вам откажут после очередной встречи с инвестором, не расстраивайтесь. Многие не верили в успех AirBnB (онлайн-платформа для бронирования жилья), а на 2017 год она стоит больше $31 млрд.