Разобраться • 14 ноября 2024

Чужая территория: что учесть при выходе на рынок Азии

Чужая территория: что учесть при выходе на рынок Азии

Текст: Константин Рейснер, руководитель группы по развитию международной франшизы «СДЭК»

Фото: Mike Holford, Unsplash


В эпоху глобализации и стремительного развития международной торговли азиатский рынок становится одним из ключевых направлений для логистических компаний. Этот регион привлекает предпринимателей своим огромным потенциалом, уникальными особенностями и перспективами роста. Об особенностях азиатского рынка, его трендах и возможностях рассказывает Константин Рейснер, руководитель группы по развитию международной франшизы «СДЭК».

Ключевые игроки

В первую очередь стоит выделить пять основных стран: Китай, Таиланд, Индонезию, Малайзию и Вьетнам. Каждая из них обладает своими уникальными характеристиками и возможностями для развития бизнеса.

Китай, безусловно, является лидером региона. Страна славится своим производственным потенциалом и способностью создавать практически любые товары. Многие логистические компании активно работают с китайским рынком, поставляя широкий спектр продукции — от электроники до автомобилей.

Таиланд и Индонезия привлекают предпринимателей своей относительно недорогой рабочей силой и развивающимся рынком электронной коммерции. Эти страны становятся все более популярными направлениями для международной логистики.

Среди других стран региона Малайзия выделяется высокой  образованностью населения и развитой инфраструктурой. Здесь английский язык является одним из государственных, что значительно облегчает ведение международного бизнеса.

Отдельного внимания заслуживает Вьетнам. Эта страна демонстрирует впечатляющие темпы роста в сфере электронной коммерции. По некоторым оценкам, фактический рост e-commerce во Вьетнаме в 2023 году составил 29–30%, что значительно превысило первоначальные прогнозы.

Азиатский рынок обладает рядом особенностей, которые делают его привлекательным для логистических компаний:

  • Производственный потенциал. Азия, и в частности Китай, является мировым центром производства. Здесь выпускается огромное количество товаров — от простейших изделий до высокотехнологичной продукции.
  • Доступная рабочая сила. Многие азиатские страны все еще предлагают относительно недорогую рабочую силу, что позволяет снизить затраты на производство и логистику.
  • Развивающийся рынок e-commerce. Электронная коммерция в Азии растет быстрыми темпами, создавая новые возможности для логистических компаний.
  • Государственная поддержка. Некоторые азиатские страны активно поддерживают развитие международной торговли и логистики на законодательном уровне.
  • Культурное разнообразие. Каждая страна в регионе имеет свои культурные особенности, которые необходимо учитывать при ведении бизнеса.

Нюансы ведения бизнеса

Работа на азиатском рынке требует учета ряда факторов. Один из них — локальная конкуренция. Многие международные логистические компании стараются не конкурировать напрямую с местными перевозчиками на внутренних маршрутах. Это позволяет избежать конфликтов и сосредоточиться на международных перевозках.

Другой важный аспект — защита внутренних рынков. Некоторые азиатские страны, например Таиланд, активно защищают свой внутренний рынок от иностранных товаров. Это может создавать определенные трудности при импорте продукции и требует тщательного планирования логистических операций.

Нельзя не упомянуть и о сложностях с документацией. В некоторых случаях процесс оформления документов может быть длительным и запутанным. Важно иметь опытных специалистов, знакомых с местными требованиями и способных эффективно устранять возникающие проблемы.

Культурные особенности также играют значительную роль при работе на азиатском рынке. Успешное ведение бизнеса в Азии часто зависит от понимания местной культуры и традиций ведения деловых переговоров.

Языковой барьер — еще один фактор, который необходимо учитывать. Английский язык широко распространен в деловой среде, но знание местных языков может значительно облегчить работу и помочь в установлении более тесных деловых связей.

За последние годы азиатский рынок логистики претерпел ряд изменений:

  • Рост объемов перевозок. По некоторым оценкам, объем перевозок из Азии в Россию за последние три года увеличился примерно на 300%.
  • Развитие морских перевозок. Все большую популярность приобретают морские грузоперевозки, особенно для крупных оптовых поставок. Хотя этот способ доставки более длительный (45–60 дней), он позволяет значительно снизить стоимость транспортировки для определенных видов товаров.
  • Появление новых ниш. В связи с изменениями на мировом рынке появились новые ниши для импорта товаров из Азии. Например, возросла потребность в доставке спортивной одежды и других товаров, которые ранее поставлялись из других регионов.
  • Цифровизация логистики. Активно развиваются цифровые платформы для управления логистическими процессами, что повышает эффективность и прозрачность перевозок.

Перспективы развития

Азиатский рынок логистики продолжает оставаться одним из самых перспективных направлений. Несмотря на высокую конкуренцию, здесь все еще есть множество возможностей для роста и развития бизнеса.

Ожидается, что рынок электронной коммерции в Азии продолжит расти, создавая новые возможности для логистических компаний. Это потребует развития новых сервисов и технологий для удовлетворения растущего спроса на быструю и эффективную доставку.

Многие азиатские страны активно инвестируют в развитие транспортной инфраструктуры, что облегчает логистические процессы. Это открывает новые возможности для оптимизации маршрутов и сокращения времени доставки.

Внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект и блокчейн, может значительно повысить эффективность логистических операций. Компании, способные успешно интегрировать эти технологии в свои процессы, получат значительное конкурентное преимущество. Также все больше внимания уделяется экологичности перевозок, что создает новые ниши для инновационных логистических решений.

Многие компании стремятся диверсифицировать свои производственные мощности, что может привести к появлению новых логистических маршрутов и центров в регионе. Это открывает дополнительные возможности для логистических компаний, готовых работать с новыми направлениями.