Разобраться • 27 января 2022 

LEGO для взрослых. Чем выгоден Low-code

и какие задачи с его помощью можно решать

LEGO для взрослых. Чем выгоден Low-code и какие задачи с его помощью можно решать

Текст: Роман Зорин, UX/UI-дизайнер и руководитель юнита Subzero в Everest

Фото: Westend61 / Getty Images


Low-code набирает популярность во всем мире. Рынок платформ, на которых можно создавать приложения практически без написания программного кода, по прогнозам, будет расти на 31,1% в год и к 2030-му достигнет $187 млрд. Какие выгоды Low-code несет бизнесу и кому стоит обратить на этот подход к разработке самое пристальное внимание, рассказывает UX/UI-дизайнер и руководитель юнита Subzero в Everest Роман Зорин.

Стандартный путь разработки

Для начала определимся с терминологией. А заодно разберемся, как вообще возник подход к созданию IT-продуктов без написания кода.

Представьте себе ситуацию: вам нужен корпоративный сайт с информацией о том, чем занимается ваша организация, какой у нее опыт работы и как с вами связаться. Вы описываете свои бизнес-задачи веб-разработчикам, а они формулируют их языком интерфейсных решений. Так у сайта появляется структура: главная страница с представлением компании, разделы новостей и портфолио, страница контактов и блок соцсетей, отзывы партнеров и форма обратной связи. Этот этап называется составлением технического задания (ТЗ) и является самым важным в разработке. Спросите любого разработчика и услышите, что грамотно составленное ТЗ — две трети успеха.

Когда техническое задание готово, в дело вступают дизайнеры и программисты. Первые придумывают и утверждают у вас внешний вид сайта. Вторые — вдыхают в согласованный дизайн жизнь, превращая картинки в веб-страницы с помощью программного кода.

При всем разнообразии существующих компаний для идентичных бизнес-целей и решения будут похожими. У разработчиков, к которым вы обратились, скорее всего, уже были похожие заказы, а они, как люди прагматичные, предыдущие работы не выбрасывают, а переиспользуют. Поэтому бизнес еще на этапе предварительного общения получает «опорные образцы» уже готовых решений — остается только адаптировать их под свои предпочтения и особенности. Разработчикам не надо писать модуль с нуля — достаточно отредактировать код. В выигрыше оказываются все.

Итак, классическая модель разработки содержит следующие шаги:

формулировка задач, которые нужно решить;

создание ТЗ:

  • выбор наиболее подходящего готового варианта решения бизнес-задачи и описание своих пожеланий к его виду,
  • описание инструментов решения бизнес-задач, для которых не нашлось аналогов;

разработка дизайна;

написание нового кода и адаптация уже существующего;

тестирование на пользователях;

публикация.

Преимущества настраиваемых модулей

Если вы единственный клиент у IT-компании, а переделка модуля (скажем, блока новостей) разовая — можно просто в очередной раз изменить код. Но заказчиков много, а количество востребованных вариантов не бесконечно. И так как разработчики думают наперед, оптимальным решением становится добавление к модулю возможности настройки — чтобы клиент сам мог «на лету» менять внешний вид и другие параметры.

Когда таких кастомизируемых модулей становится достаточно много, вполне логично перейти на новый уровень: собрать все решения на одной платформе и открыть клиентам доступ к возможности самостоятельно выбирать нужные им блоки и настраивать их. В результате из приведенной выше классической модели разработки пропадает пункт, связанный с написанием кода. Чтобы решить свою бизнес-задачу, нам больше не нужен программист. Собрать сайт-визитку, корпоративный сайт, лендинг или даже интернет-магазин можно, не написав ни строчки кода. Именно в этом секрет успеха конструкторов сайтов вроде Readymag, Tilda или Webflow.

Если для решения бизнес-задачи не требуется написание кода, а весь процесс разработки сводится к выбору нужных блоков и их настройке — это подход No-code (нет кода), или Zero-code (ноль кода). Общепринятого термина пока нет, какой вариант выбрать — решайте сами.

Но нередко бывает и так: смотришь на модуль, вроде бы всем хорош, но чего-то не хватает. Фантазия человеческая безгранична — невозможно предусмотреть все варианты настроек, какие могут придумать заказчики. Так появляется подход Low-code (немного кода) — «тюнинг» готовых блоков с помощью (чаще всего) небольших кусочков программного кода.

При этом важно понимать, что отсутствие необходимости писать код еще не означает, что разработчики становятся совершенно не нужны. Да, сделать сайт или приложение «своими руками» позволяет любой современный конструктор, — достаточно изучить его документацию. Но ни один гайд не даст вам опыта и не научит, как внедрить именно ваш фирменный стиль и избежать ошибок. Пусть вам больше не требуется специалист с навыками написания кода, но экспертиза в создании IT-продуктов актуальна так же, как и при классической разработке.

Где сегодня применяется Low-code

С каждым годом приложений требуется все больше, а услуги разработчиков стоят все дороже (скажем, в США средняя зарплата программиста уже перевалила за $100 тыс. в год). Неудивительно, что Low-code с каждым годом набирает популярность.

Для малого бизнеса этот подход к разработке — порой единственно доступный вариант выйти в онлайн. А средний бизнес Low-code привлекает возможностью в сжатые сроки и с минимальными затратами разработать MVP (минимально жизнеспособный продукт), выпустить его на рынок, отладить unit-экономику и накопить сил для создания полноценного продукта. Low-code решения могут сократить время разработки на 90%.

Крупный бизнес обычно использует для тестирования гипотез, создания лендингов и внутрикорпоративных сайтов как разработки собственных программистов, так и внешние Low-code платформы. Благодаря последним высвобождается время квалифицированных разработчиков, которое они могут потратить на решение наиболее сложных и важных задач.

Даже краткий перечень уже существующих на рынке Low-code решений и задач, которые они позволяют выполнять, впечатляет:

1. Конструкторы веб-сайтов

Webflow или Tilda позволяют создавать полноценные сайты без технических знаний. А с помощью Readymag можно буквально за считаные минуты собрать личную страницу, в основе которой лежат важные ссылки.

2. Конструкторы приложений, ориентированные на мобильные устройства

С помощью инструмента Glide пользователь может создавать мобильные приложения из Google Таблиц, а Thunkable и BuildFire превращают программирование в простое перетаскивание блоков с помощью drag-and-drop. Такие гиганты, как Zoom, NASA и Uber, уже делают с их помощью свои внутренние сервисы.

Даже если у вас под рукой только смартфон, это не повод откладывать возникшую идею в долгий ящик. Universe позволяет пользователям создавать сайты буквально на ходу — нужен только мобильник.

3. Конструкторы приложений, ориентированные на интернет

Эти конструкторы работают так же, как обычные загружаемые приложения, но встроены в ваш браузер. Сервисы вроде Landbot позволяют сделать собственный чат-бот, не обладая навыками программирования. А если возникла необходимость организовать рассылку транзакционных электронных писем, поможет drag-and-drop конструктор Dyspatch.

Крупные корпоративные клиенты давно оценили возможности Low-code инструментов для разработки, развертывания и управления приложениями OutSystems и 8base, а компании малого бизнеса и частные лица для этих же целей используют Bubble.

4. Внутрикорпоративные инструменты и конструкторы внутренних приложений

Retool и Jet Admin позволяют быстро создать внутренние приложения и цифровые инструменты, а конструктор Creatio помогает решать задачи, связанные с маркетингом и продажами.

5. Инструменты автоматизации рабочего процесса

Когда процессов в компании становится много, а количество используемых инструментов вызывает головную боль, Zapier позволит интегрировать различные программные приложения, а Kissflow даст инструменты управления бизнес-процессами (BPM) без кода.

С помощью Fibery можно собрать все используемые в компании инструменты в одно настраиваемое рабочее пространство, а Firedrop поможет организовать творческую работу.

6. Данные и производительность разработчиков

Chartio, Obviously AI, Above — все эти инструменты помогают пользователям анализировать и отслеживать важные данные с помощью интуитивно понятных интерфейсов. Автоматизировать повторяющиеся рабочие процессы в облаке позволят Fylamynt, Supabase или Levity. А если вам срочно нужно развернуть сервер без написания кода — к вашим услугам Busywork, Xano.

7. Таблицы

Любой программист прекрасно знает, что таблица — это практически готовая база данных, надо только «немного доработать напильником», определить связи между ячейками. Airtable, Actiondesk позволяют настраивать импорт, обновление данных и многое другое без написания кода. MS Excel и Google Sheets дают возможности для совместной работы, но если вам этого мало — присмотритесь к функциям, которые добавляет GRID.

8. Числа, финансы и моделирование

Если вас волнуют вопросы финансового моделирования и планирования или процесс управления бюджетом, оцените возможности Jirav или Pry. Записная книжка Deci поможет объединить всю информацию, смоделировать ее и принять более обоснованное решение.

9. Платежи и транзакции

Nivaura и Genesis — эти Low-code конструкторы, разработанные специально для финансовых рынков, помогут собрать собственное приложение. А Passbase интегрирует простую проверку личности на уровне банка в веб-сайт, приложение или кассу с помощью всего нескольких строк кода.

Управлять платежами поможет Primer, а отследить расходы можно с помощью визуальной панели мониторинга транзакций на базе машинного обучения Digits.

10. Кассы, подписки, членство и торговля

Purchasely и Adapty — Low-code инструменты для разработчиков мобильных приложений и маркетологов. Они позволяют быстро и удобно создавать систему подписок внутри приложения и управлять ею.

Если вы постоянно взаимодействуете с аудиторией — организовать коммуникацию и монетизировать ее помогут Pico или MemberSpace. Нужны платежи по подписке? Помогут Payhere или Billflow.

11. Low-code аналитика и панели управления

Современный маркетинг давно получил приставку digital и немыслим без аналитики. Grow или Oribi подадут вам ее на блюдечке без единой строчки кода.

Qrvey, Apteo, Baremetrics, Posthog, June, Vespucci — Low-code решения для аналитики сайтов или мобильных приложений. Чтобы внедрять в жизнь предложения маркетологов, вам понадобится удобная админ-панель для вашего продукта — создать ее помогут конструкторы Index или Graphy.

12. Конструкторы форм

Онлайн-формы — это опросы, тесты, квизы или то, что подскажет вам ваша фантазия. А чтобы ее не ограничивать, присмотритесь к Typeform, Tally, Niro — эти решения помогают пользователям создавать красиво оформленные, профессиональные и интеллектуальные онлайн-формы без кода.

Ограничения Low-code подхода

Может сложиться впечатление, что уже в ближайшее время классическая разработка в ее сегодняшнем виде уйдет в прошлое. Но у Zero- и Low-code платформ есть существенное ограничение — все развивается, а они по самой своей природе выступают в роли догоняющих. Всегда будут появляться новые, нестандартные задачи и идеи, для воплощения которых потребуются классические IT-разработчики.

С помощью Low-code платформы можно собрать практически любой сайт или приложение, обкатать MVP, но дальнейшее развитие и добавление уникальных киллер-фич невозможны в рамках конструктора. Вы можете собрать на нем условное приложение заказа такси, но чтобы «заставить» поехать по экрану иконки доступных автомобилей, придется звать программиста, который напишет нужный код.

Еще одним ограничителем выступают вопросы безопасности и требования к защите персональных данных. Какую информацию вы готовы (или имеете право) доверить сторонней платформе? Для организации хранения данных, безопасного инфообмена и разработки систем защиты программисты будут нужны всегда.

Конечно, можно сделать своими силами внутренние корпоративные ресурсы и стандартные лендинги. Но когда от внешнего вида приложения и дружелюбности интерфейса зависят бизнес-показатели, экономить на дизайнерах и UX-специалистах коммерчески невыгодно.

Вот почему Low-code платформы — не конкурент и не замена классической разработке, оба подхода дополняют друг друга. Секрет успеха — в выборе правильного инструмента для решения конкретной бизнес-задачи.