Как сэкономить на разработке и когда этого делать не стоит

Как сэкономить на разработке и когда этого делать не стоит
Фото: Kim Kulish/Corbis via Getty Images

Стоимость разработки IT-проекта сложно оценить объективно. Один и тот же сайт разные исполнители могут сделать за 200 тыс. руб. или за 1 млн руб. При этом первая компания заработает на проекте 50 тыс. руб., а вторая получит убыток. Вот из чего складывается стоимость разработки и на каких вещах не стоит экономить (иначе затянутся сроки или еще хуже — потеряете миллион).


Не кодом единым


Разработка сайта и мобильного приложения — не продукт, а услуга. Каждый новый проект выполняется по индивидуальным пожеланиям исполнителя — поэтому какой-либо фиксированной стоимости не существует. И чем сложнее задача, тем больше разброс в ценах и сроках: у разных команд свои наработки и подходы к процессу.

Большую часть стоимости (но далеко не все 100%) составляет написание кода. Кроме программиста, в проекте обычно задействованы следующие специалисты (и их работу вас попросят оплатить):

  • дизайнер;
  • тестировщик;
  • технический менеджер (пишет техдокументацию, проверяет написанный программистом код и решает проблемы взаимодействия нескольких разработчиков);
  • клиентский менеджер (общается с заказчиком, структурирует его просьбы и передает программисту четко сформулированные задачи);
  • проектный менеджер (отвечает за общее состояние и готовность проекта: следит за графиком работ и координирует каждого члена команды).

Иногда (в основном на небольших проектах) все 3 менеджерские должности совмещает один человек. В теории всем этим может заниматься и программист, но тогда на выполнение проекта ему понадобится в 3 раза больше времени, а выстроить коммуникацию с клиентом будет сложнее.

Казалось бы, в полезности дизайнеров и тестировщиков для IT-проекта не должно быть никаких сомнений. Но и с ними связано несколько распространенных заблуждений, например такие:

«Давайте делать без дизайна, он мне не нужен на этом этапе».

Нет, так это не работает. Любой интерфейс должен как-то выглядеть. Если дизайна нет и программист будет придумывать его на ходу — получится некрасиво, а вам придется раз за разом вносить правки (это съест кучу времени).

Если у вас есть готовый шаблон, то можно и сэкономить. Но сначала нужно убедиться, что подобранный дизайн подходит вам «от и до». Раз мы исключаем расходы на дизайнера, то и менять цвета, шрифты и картинки будет некому.

«Тестировщик не нужен, я сам все проверю».

Смелое заявление. Если вы не профессиональный тестировщик, то проверка займет уйму вашего времени, а баги в проекте все равно останутся. Не бывает программ без ошибок — бывают хорошо протестированные программы.

Если вы все же рискнете обойтись без тестировщика, приготовьтесь после сдачи проекта потратить несколько месяцев на исправление багов вместе с разработчиком.


Как оценить примерную стоимость разработки

Допустим, вы решили сделать интернет-магазин. Чтобы получить примерное представление о стоимости его разработки, проделайте следующие шаги:

  1. Соберите в таблицу имена всех потенциальных исполнителей — ищите их в Google, Facebook или расспрашивайте знакомых.
  2. Если на сайте разработчиков указаны цены на типовые продукты — внесите их в отдельную колонку. Это поможет определить подрядчиков, стоимость работы которых значительно выбивается из вашего бюджета.
  3. Составьте список того, что хотите видеть на сайте: разделы, товары, категории, онлайн-оплата. Приведите примеры сайтов-аналогов. Подробное ТЗ на этом этапе не требуется — его все равно придется детально прорабатывать с IT-командой.
  4. Свяжитесь с каждым потенциальным исполнителем из списка, попросите изучить ваше описание проекта и назвать сроки и стоимость.
  5. Отбросьте тех, кто предлагает цену значительно ниже или выше остальных.
  6. Определите среднюю стоимость будущего проекта по оставшимся в списке предложениям.


Дешево — не значит хорошо


Если вам предлагают сделать сайт за 10 тыс. руб., скорее всего, вы получите очень типовой продукт без возможности доработки. Программист развернет готовый шаблон, вставит несколько текстовых блоков и, в общем, этим ограничится. Ни о каком дизайне, контроле качества, взаимодействии с вами и внесении правок можно даже не мечтать.

Заманчиво дешевые проекты обычно делают программисты-одиночки. Обеспечить скорость и качество, присущие командной работе, они не могут физически. Это как с покупкой автомобиля: можно приобрести за 10 тыс. руб. подержанную колымагу, но она в любой момент грозит встать посреди дороги. А еще вы резко снизите свои шансы на успешные переговоры с бизнес-партнерами, если приедете на встречу с клиентом на таком драндулете.

Так и с сайтом. Ваш продукт может быть полезным и качественным, но если он произведет плохое первое впечатление — вы останетесь без клиентов. Они уйдут к конкурентам, потому что из-за сложной логики сайта не поймут, как оформить заказ, или застрянут на стадии оплаты из-за очередного бага.

И все же есть случаи, когда можно сэкономить и заказать дешевый сайт. Это оправдано, если:

  • у вас нет ресурсов на разработку, но есть уникальный товар, который всем нужен, и вы точно знаете: клиент купит ваш продукт — независимо от дизайна и качества сайта;
  • перед вами стоит цель протестировать идею: посмотреть, сколько людей придет к вам на сайт, если запустить рекламу;
  • вы делаете некоммерческий проект: у вас нет бюджета на разработку, но при этом есть лояльные пользователи.

5 вещей, на которых можно сэкономить на начальном этапе:

  • анимация и красивые эффекты;
  • дизайн от именитой студии;
  • страницы и функции, от которых не зависят продажи (например раздел «новости» или личный кабинет пользователя);
  • интеграция с внешними системами вроде 1C и CRM;
  • поддержка нескольких языков.


5 вещей, на которых нельзя экономить никогда:

  • тестирование;
  • компетентность и опыт подрядчика;
  • адаптация под мобильные устройства:
  • оптимизация скорости загрузки;
  • настройка метрик, позволяющих отслеживать поведение пользователя.

5 звонков за миллион


Владельцев дешевых сайтов поджидает еще одна опасность. Допустим, у вас есть уникальный товар, который востребован на рынке (и вы даже знаете, за какие деньги его готовы приобрести потенциальные покупатели). Осталось прикинуть бюджет и договориться о рекламе на крупных интернет-ресурсах — она обойдется вам, скажем, в 1 млн руб.

Фрилансер за копейки делает вам сайт с описанием товара и формой для сбора контактов — и выглядит все вполне прилично. Однако после запуска рекламы вы получаете только 5 звонков со всего вашего миллионного бюджета. Что пошло не так? Вот несколько возможных причин:

  • Сайт не оптимизирован. Если на него одновременно заходят 10 человек, он перестает работать.
  • На части устройств не видна форма для сбора контактов, а значит, сайт не протестирован.
  • Скорость загрузки страниц настолько низкая, что часть пользователей не дожидается и уходит.
  • Форма заявки сделана неудобно и в половине случаев не срабатывает.

Другими словами, если собираетесь тратить большие рекламные бюджеты для привлечения людей на сайт, разработка по демпинговым ценам — непозволительная роскошь.