Разобраться • 30 августа 2024
СЕО Lamoda Максим Гришаков о карьере: от классической коммерции к технологичной онлайн-платформе
СЕО Lamoda Максим Гришаков о карьере: от классической коммерции к технологичной онлайн-платформе
Текст: Мирослава Тихомирова
Чтобы бизнес развивался, руководитель должен шагать в ногу со временем и быть готовым трансформироваться вместе с компанией. Чтобы быть конкурентоспособными, компании переносят свой бизнес (или его часть) в цифровое пространство. О том, чем отличается онлайн- и офлайн-бизнес и как меняется работа генерального директора с развитием технологий, в своем выступлении на конференции для топ-менеджеров IT-компаний South HUB 2024 рассказал CEO компании Lamoda Максим Гришаков. Inc. собрал ключевые мысли предпринимателя.
Максим Гришаков три года учился в МГИМО, а затем продолжил образование в США. В бизнесе уже почти 30 лет, из которых две трети провел в менеджменте менее технологичных команд. Максим руководил FMCG-бизнесами в России и за рубежом, несколько лет возглавлял компанию Wrigley-Mars, управлял офлайн-ретейлерами, такими как Spar Retail. Провел семь лет в «Яндексе», из которых пять лет занимал должность CEO «Яндекс Маркета».
Когда в 1994 году Гришаков приехал в США и поступил в университет, еще не было e-mail и лэптопов. Существовали лишь компьютерные классы, где можно было создать и распечатать документ. Появление технологии e-mail вызвало в университете ажиотаж.
Когда Максим пришел в Wrigley, факс был одним из основных гаджетов того времени. В 1997 году ему прислали из телевизионного холдинга платежку на $12 млн — по факсу. Гришаков распечатал факс и отправил его в штаб-квартиру в Чикаго. По словам предпринимателя, он не знает, в каком виде дошел документ, но так было принято работать. В некоторых странах, например в Японии, платежки или контракты до сих пор принимают только по факсу.
Предпринимателю повезло наблюдать, как онлайн-технологии эволюционировали с нуля до нынешнего уровня. Он предполагает, что ИИ сейчас находится в зачаточном состоянии, но скоро станет настоящим прорывом.
При этом в следующие 30 лет технологический прогресс будет гораздо значительнее, чем за последние три десятилетия. Гришаков надеется, что многие предприниматели смогут участвовать в этом процессе или даже возглавить его.
Гришаков утверждает, что его мечта — создать лучший омниканальный бизнес в России. Предприниматель верит, что компании, которые стирают границы между онлайном и офлайном и обеспечивают бесшовное взаимодействие с клиентом, имеют светлое будущее.
Основное различие между современными технологичными бизнесами и компаниями прошлого — это скорость принятия решений, ведь она базируется на доступе к данным. Это также отличает онлайн-бизнесы от офлайн-компаний. В офлайне доступ к технологиям и ресурсам не всегда широк. В онлайн-рознице A/B-тест можно провести за две недели и сразу получить результаты в рабочей версии. На основе этих данных можно быстро принять решение. В офлайне же процесс может занимать месяцы, а иногда и годы.
А еще в онлайне, как правило, маржинальность выше, что дает возможность «сеять больше семян» в R&D. Можно экспериментировать с идеями и быстро отказываться от тех, что не сработали. Из десяти идей пять оправдают себя, а одна из них может вырасти в крупный успешный проект. Важно уметь быстро отказываться от неудачных попыток, отмечает Максим.
В офлайне такие возможности ограничены. Маржинальность в офлайн-бизнесе не всегда позволяет проводить R&D-эксперименты. Вы можете засевать лишь несколько семян, и есть большой риск, что ни одно из них не прорастет.
Гришаков описал несколько отличий, которые наблюдал в технологичных компаниях по сравнению со старыми добрыми офлайн-бизнесами. Вот на что, по мнению предпринимателя, следует обратить внимание.
Иногда руководитель ощущает, что подчиненные умнее его самого, что тоже важно учитывать. Однако в технологических компаниях иногда уровень эмоционального интеллекта может быть ниже и сотрудники могут быть более раздражительными. Руководителю нужно адаптироваться и искать подход ко всем, советует Максим Гришаков.
Как рассказал Гришаков, работали над пониманием бизнес-модели, взаимозависимости функций и подразделений. Совместно праздновали успехи. Ключевым элементом была постоянная коммуникация: ставились большие цели, обсуждались наши действия для их достижения. По мнению предпринимателя, важно было понимать, что все люди разные, но сотрудники должны гибко относиться друг к другу, максимизировать пользу от опыта каждого. Это требует времени, но такой подход приносит плоды. Совместная работа и адаптация помогли команде преодолеть барьеры.
Предприниматель убежден, что он никогда этого не увидел бы, сидя в офисе, а доля рынка Wrigley не выросла бы на 18%. Это показывает, что классные идеи часто возникают глубоко в организации. Если руководители не спускаются на пару уровней ниже, они могут не увидеть и не использовать их.
Опыт Максима показывает, что не стоит бояться нанимать людей умнее себя, более профессиональных в определенных областях и с разными темпераментами. Это помогает дополнять команду и реализовывать крупные проекты.
Главное — нанимать профессионалов с высоким уровнем компетенций или людей, которые схожи с вами по духу и не являются «пассажирами». «Пассажиры» в команде могут тянуть бизнес назад. Нанять команду суперпрофессионалов, которые не верят в результат, — большая ошибка. Они не будут стараться достичь цели и легко сдадутся при первых трудностях. Недостаток навыков можно компенсировать обучением, но мотивация и стремление к цели важнее.
Итак, руководителям приходится непросто, потому что нужно заниматься планированием, инвестировать в разные идеи и рисковать. Вот четыре тренда, которые, согласно видению Максима, повлияют на бизнес в будущем.