Разобраться • 28 июня 2021
Контекст, воронка, медиамикс…
Краткий разговорник по маркетингу
для предпринимателей
Контекст, воронка, медиамикс… Краткий разговорник по маркетингу для предпринимателей
Текст: Иван Федин, Head of E-Commerce в E-Promo
Фото: Mascot/Getty Images
Paid Search и Paid Social, programmatic-реклама и прайс-агрегаторы, CPA и медиамикс — после этих слов у многих владельцев бизнеса закипает мозг. Особенно тяжко тем, у кого нет штатного маркетолога: приходится самостоятельно планировать рекламные кампании и оценивать их эффективность. Если вы сейчас узнали себя, вот вам краткий разговорник, который поможет освоить запутанные термины и научит разговаривать с интернет-маркетологами на одном языке.
Взгляд «из космоса»
Поведение человека в сети проще всего представить как борьбу двух состояний: поиск (search) и изучение (discovery).
Когда пользователь что-то ищет, он формулирует поисковый запрос (например «купить диван») и получает ответ. Представьте, что кто-то задал вам такой же вопрос. Ваш ответ может звучать, например, так: «Через два квартала есть большой мебельный гипермаркет, но сам я покупал диван в магазине по адресу…» Мы оценили исходный вопрос, извлекли из него смысловой контекст и нашли наиболее подходящий к этому контексту ответ. Так же работает и любой современный механизм онлайн-поиска. Он дает ответ на контекст вопроса, а не строго на сам вопрос.
Главное: когда пользователь что-то ищет, он предоставляет нам контекст. Мы можем показать пользователю информацию о себе, опираясь на контекст. Это таргетинг по ключевым словам. Такой формат платной рекламы часто называют контекстной.
Когда пользователь просматривает какой-то ресурс, мы можем определить его как часть аудитории этого ресурса и выбрать эту аудиторию как цель (таргетинг) для показа своей информации.
Главное: когда пользователь просто что-то смотрит, он становится частью аудитории просматриваемого ресурса и мы можем таргетироваться на эту аудиторию со своей информацией.
Вернемся к запросу «купить диван». Поисковая система определила контекст, нашла 100500 сайтов мебельных магазинов. Что дальше? В дело вступают внутренние алгоритмы поисковиков. Они определяют степень соответствия информации на найденных сайтах и введенного запроса (релевантность), оценивают качество самого сайта (скорость загрузки, корректность отображения, и т. д.), его посещаемость и упоминаемость. Набор параметров у каждого поисковика свой. На его основе они формируют «рейтинг» сайтов и выдают его пользователю.
Главное: процесс формирования ответа на запрос называется нативной выдачей (органический поиск). Он зависит от релевантности информации на сайте и самого запроса, а также от ряда технических характеристик сайта. Примечание: улучшить (повысить в рейтинге) нативную выдачу можно за счет оптимизации сайта (работа вебмастера) и методик SEO (search engine optimization).
Как быть, если сайт в нативной выдаче (чаще используют выражения «органическая выдача» и «органический поиск») оказался на 20-й странице? Купить место в выдаче, или просто — рекламу.
— если мы не платим за показ информации о себе — это нативная выдача;
— если платим — рекламная выдача.
Мы заплатили за показ рекламы о нас на первой строчке поиска. Увы, это означает, что кого-то с этой страницы пришлось убрать — чтобы освободить нам место. Этот некто, оценив ситуацию, может предложить поисковой системе сумму больше нашей… В общем, цена на размещение формируется по аукционному принципу. Чем выше конкуренция за рекламное место, тем выше цена.
Существует множество моделей оплаты. Условно их можно разделить на два основных типа: за показ/просмотр (пользователь увидел) и за действие (пользователь как-то отреагировал на увиденное).Сведем часть терминов в табличку. Просите расшифровку предлагаемой модели оплаты, поскольку у разных площадок аббревиатуры могут отличаться.
Модель оплаты | Полное название | Что означает |
---|---|---|
PPC (CPC) | Pay per click (cost per click) | Оплата (цена) за клик |
CPM | Cost per mille | Цена за показы/просмотры (за тысячу) |
CPA | Cost per action | Цена за действие (может совпадать с CPO, CPI, CPL и др.) |
CPO | Cost per order | Цена за заказ, оформленный пользователем |
CPI | Cost per install | Цена за установку (приложения) пользователем |
CPL | Cost per lead | Цена за лид |
Взгляд «с высоты птичьего полета»
Давайте еще раз взглянем на схему поведения человека в сети, постепенно переходя от терминов рекламы к понятиям маркетинга.
Схема стала подробнее и несколько сложнее. Поиск разделился на нативный (органический) и платный. Здесь мы уже видим Paid Search, многим знакомый как канал рекламы в поиске. Теперь посмотрим на направления стрелок.
В процессе поиска пользователь вводит запрос и создает контекст. Он сам стремится найти нашу информацию и движется в ее направлении. В этот момент пользователь является частью аудитории поисковой системы и реклама, обращенная к аудитории, сама направляется к пользователю. Потому от Paid Search стрелки поставлены в двух направлениях.
Реклама движется к пользователю сама, просто по факту его появления на ресурсе. Аудитория как совокупность посетителей какого-то сайта — это нам уже знакомо. Понятен и таргетинг как способ обращения к этой аудитории. Но что за разделение на display и programmatic?
Вернемся к примеру с диваном. Учитывая, что мы платим за любой показ, деньги за рекламу, которую увидят люди моложе 15 лет, явно будут потрачены напрасно. В случае классических медиа (например при размещении на ТВ) у нас нет выбора: кто включил телевизор, тот рекламу и увидел. Аналогично обстоят дела и с наружкой. Display-реклама в интернете — по сути, то же самое: мы выбираем сайт, на котором хотим размещаться, — и наш баннер видит вся его аудитория.
Но есть одно важное преимущество: в отличие от телевизора или наружки, в онлайне мы можем гораздо более точно измерить эффективность рекламы. В частности — отследить количество пользователей, зашедших на сайт и увидевших нашу рекламу.
Более того! Можно построить профиль пользователя, выделяя сегменты по возрасту, полу, интересам… И как только мы начинаем делить аудиторию и указывать, кому хотим показывать свою рекламу, а кому — нет, мы фактически программируем, задаем правила выбора интересующей нас части посетителей сайта. А это уже — programmatic.
Главное: медийная реклама объединяет все виды размещения, обращенные к аудитории в целом (в основном это классические наружка и ТВ). Каналом display называют баннерные или видео-размещения на интернет-ресурсах, показываемые всей аудитории ресурса. Под programmatic-каналом понимают медийное размещение, нацеленное только на часть аудитории площадки.
Взгляд «в упор»
Теперь посмотрим на ситуацию глазами маркетолога.
Специалист по рекламе видит на схеме площадки, на которых можно разместиться: поиск «Яндекса», Google и других поисковых систем, их партнерские сети для размещения медийной рекламы (РСЯ — рекламная сеть «Яндекса», КМС — контекстно-медийная сеть Google). Он также обращает внимание на социальные сети с их отдельными рекламными кабинетами и различные агрегаторы (площадки, где компании могут размещать информацию о своих товарах и ценах).
А маркетолог видит на этой схеме «ручейки» пользователей, текущие с разных площадок на сайт. И чтобы определить, с какой из площадок лучше взаимодействовать, он объединяет их в каналы: пришедших из поисковой рекламы отнесет к Paid Search, из социальных сетей — к Paid Social, из медийных размещений — к Display и Programmatic, и т. д.
Зачем вообще разделять площадки на каналы? Ведь, по сути, все это лишь производные от исходных контекста и таргета! Верно, но есть нюансы. Давайте для примера взглянем на аудитории социальных сетей.
Миллионы пользователей! И каждая социальная сеть в силу своих особенностей задает для аудитории определенный шаблон поведения, механику взаимодействия, да и просто — создает свое настроение. Все это влияет на поведение пользователей.
Каналы как раз позволяют выделить на первом этапе всю аудиторию соцсетей в отдельный поток и взаимодействовать с ним с учетом особенностей поведения. На втором этапе каждая соцсеть рассматривается уже как отдельный канал трафика. Далее возможно разделение и внутри одной соцсети на подканалы. Предела нет.
Главное: разделение общего трафика на каналы позволяет оценивать результаты размещения рекламы на разных площадках. Эта информация позволяет распределить рекламный бюджет и сформировать пакет из наиболее эффективных каналов. Такой пакет называется медиамикс.
Давайте ненадолго вернемся к самому началу — к примеру с поиском. У человека, который что-то ищет, есть некий запрос, потребность. Например, пользователь захотел купить макаруны.
Он вводит в поиск запрос. Если вы продаете макаруны — перед вами готовый клиент. Горячий спрос — актуальное предложение — переход к покупке. Путь от первого знакомства покупателя и продавца до состоявшейся сделки минимален.
Теперь рассмотрим несколько иную ситуацию. Пользователь вводит запрос «вкусные пирожные». Возможно, он вообще не подозревает о существовании макарунов. Предложим ему информацию о том, что это такое. После перехода на наш сайт он попадет в аудиторию посетителей с пометкой «интересовался макарунами». Дождемся, когда он зайдет в свою любимую соцсеть, и покажем в ленте новостей информацию о нашей действующей акции на покупку макарунов…
Мы начали с отсутствия спроса (холодная аудитория), провели пользователя через несколько касаний (взаимодействий), подогрели спрос (вызвали интерес к макарунам) и осуществили сделку. Путь стал гораздо длиннее, изменилась наша стратегия взаимодействия с пользователем.
Добро пожаловать в мир маркетинга! Мы познакомились с двумя ключевыми понятиями.
Главное: основной принцип воронки продаж — заинтересованность в покупке у аудитории обратно пропорциональна размеру аудитории.
Второе — маркетинговая стратегия. Даже из вышеприведенного, весьма условного примера очевидно, что взаимодействовать с пользователем из верхней части воронки надо совершенно иначе, чем с тем, кто уже находится в нижней.
Главное: задача любой маркетинговой стратегии — провести пользователя по воронке продаж, не потеряв его по дороге.
Представьте, что у вас есть небольшая лавка «Волшебная выпечка» с теплыми булочками, мягкими круассанами и идеальными макарунами. Она находится на одной из лучших улиц в мире и открыта 24 часа в сутки, 365 дней в году — поэтому запах свежего хлеба окутывает прохожих и местных жителей постоянно.
Примерно то же самое происходит, когда вы инвестируете в интернет-рекламу: вы автоматически становитесь видимыми для тысяч людей — а они искали вас всю жизнь и даже не знали о вашем существовании…
Чтобы прекрасная картинка воплотилась в реальность, необходимо правильно выбрать стратегию и площадки размещения, сформировать медиамикс и постоянно оценивать эффективность вложений в продвижение.
Не существует универсального алгоритма, есть только общие принципы, — для каждого бизнеса придется разрабатывать свои варианты.
Сначала отрабатываем существующий спрос. Горячий спрос долго ждать не будет — на то он и горячий! Если пользователь хочет купить прямо сейчас — он купит. И ваша задача — сделать так, чтобы он пришел к вам, а не к конкуренту.
Где? В нижней части воронки.
Как? Настраиваем Paid Search — рекламу в поисковых сетях Google и «Яндекс».
Модель оплаты? PPC (CPC) — пока пользователь не кликнет, мы ничего не платим.
Стратегия? Performance-маркетинг — активности, нацеленные на конечные продажи (акции, промо).
Для чего? Мало просто показать объявление — необходимо отстроиться от конкурентов, убедить пользователя купить макаруны сейчас именно у вас. Эту задачу как раз и решает performance-маркетинг.
На втором этапе отрабатываем существующий интерес. Пользователь подписан на профиль «Готовим выпечку дома с Настей Пышкиной» и отмечает посещения в кафе. Для нас — это пользователь, который интересуется продукцией, похожей на наши макаруны.
Где? В средней части воронки.
Как? Используем Paid Social — таргетированную рекламу в социальных сетях.
Модель оплаты? CPA для performance, CPM для brand performance — внедрим сразу две маркетинговые стратегии!
Стратегия? Brand Performance нацелена сразу и на непосредственные продажи, и на формирование у пользователя узнаваемости нашего бренда «Волшебная выпечка». Будем рассказывать не просто о макарунах, а о нас. Какая у нас вкусная продукция и как мы ее готовим. Не забудем отметить, что в лавке «Волшебная выпечка», кроме макарунов, можно купить великолепные круассаны. Продвигаем акции, нацеленные на охват аудитории, а не на мгновенную реакцию: «Три покупки за неделю — приз», «скидка мая», и т. д.
Для чего? Формируем узнаваемость нашего бизнеса как бренда. Подогреваем интерес и «проталкиваем» пользователей в нижнюю часть воронки.
На третьем этапе сами создаем интерес и формируем спрос. Мы выбрали всех, до кого смогли «дотянуться» в нижней и средней части воронки. Пора шагнуть в открытый мир любителей мотоциклов, вязания крючком и Гарри Поттера. Но кто сказал, что все эти прекрасные люди — не наши клиенты? Возможно, они просто не знают о существовании макарунов и о том, как замечательно их готовят в лавке «Волшебная выпечка»!
Где? Верхняя часть воронки продаж — холодный контакт, пользователь не знает ни о нас, ни о нашей продукции.
Как? Programmatic — разобьем нашу аудиторию на разные сегменты, запустим тестовую рекламу и посмотрим на реакцию. Затем увеличим бюджет на сегменты с положительной реакцией и откажемся от сегментов с плохой.
Модель оплаты? Комбинируем CPM (оплату за показы) и CPA (во всех возможных вариантах в зависимости от задачи и площадки).
Стратегия? Продвижение бренда магазина и товара, формирование имиджа и узнаваемости.
Для чего? У аудитории должна сформироваться четкая ассоциация между макарунами и нашей пекарней. Другими словами — мы формируем интерес, перемещая пользователя в среднюю часть воронки продаж.
Что мы оставим для дальнейшего рассмотрения?
Classifieds & Price Aggregators — площадки, на которых разные компании могут размещать информацию о товарах и ценах. Сама покупка происходит после перехода непосредственно на сайт продавца.
Affiliate — партнерский маркетинг (affiliate marketing). Пользователь оформляет в «Сбермаркете» доставку чая — ему всплывает предложение о покупке макарунов к чаю.
Маркетплейсы (Marketplace) — площадки, где непосредственно размещаются и продаются товары. Лидеры — OZON, Wildberries, Amazon. Это интернет-аналог ярмарки или рынка. Перспективный канал, уже составляющий конкуренцию привычным поисковым системам.
Немного статистики вместо заключения
Хорошо продуманная рекламная кампания в интернете может сделать ваш бизнес успешнее. По прогнозам E-promo, российский рынок e-commerce будет расти в среднем на 22,8% в год!
К тому же:
А значит — любому предпринимателю придется находить общий язык с маркетингом. И уж точно — разбираться во всех упомянутых выше терминах.