Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России

Машинное обучение многих оставит без работы. Кому пора получать новое образование? (И что это значит для бизнеса)

Машинное обучение многих оставит без работы. Кому пора получать новое образование? (И что это значит для бизнеса)
Фото: istockphoto.com
Глобальная автоматизация радикально меняет целые отрасли экономики и рынок труда. По оценке Boston Consulting Group, к 2025 году каждое четвертое рабочее место в мире займет робот. Но у этого процесса есть и позитивная сторона. В исследовании PwC отмечается, что из-за автоматизации появятся новые рабочие места и специальности. Российские эксперты и представители компаний, автоматизирующих свои бизнес-процессы, рассказали Inc., какие профессии, по их мнению, окажутся востребованными в будущем, а какие исчезнут раньше других (некоторым стоит напрячься уже сейчас).

Операторы call-центров

Первыми исчезнут операторы call-центров: уже сейчас можно заменить их роботами, — считает управляющий инвестиционным портфелем ФРИИ Сергей Негодяев. Он напомнил, что в некоторых компаниях (например, девелоперских) сотрудники общаются с клиентами по телефону, используя очень жесткие скрипты. «Будто общаешься с машиной, а не с человеком, — вот до чего доходит», — сказал Негодяев в беседе с Inc.

По его словам, полная замена операторов call-центров — вопрос времени. «Сейчас все хотят функцию переключения на живого человека, если машина ошибается. Но год-два активной эксплуатации — и качество коммуникации значительно вырастет, а количество обращений к живому человеку снизится на порядки. Вместо тысячи операторов будет три — для каких-то суперсложных ситуаций. Но, в конечном счете, их тоже не останется», — уверен эксперт.

Роботы заменят в первую очередь операторов первого уровня поддержки, в задачу которых входит только понять проблему клиента и при необходимости переключить на специалиста, — считает основатель «Школы данных» Сергей Марин. «Сейчас это технология чат-ботов: их учат на большом количестве фраз, они могут понимать, что сказал клиент, и вести его по скрипту», — говорит Марин.

Программисты

Как это ни парадоксально, под ударом находятся и программисты. В этом, например, убежден миллиардер и серийный предприниматель Марк Кьюбан. По его прогнозам, следующей волной инноваций будет «автоматизация автоматики» — программное обеспечение начнет писать само себя, что в конечном итоге ликвидирует крайне прибыльные сегодня рабочие места. «Это ведь просто математика, так? Поэтому  разработчики не понадобятся», — поясняет Кьюбан.

Об этом же, но другими словами говорит известный американский инженер и бизнесмен Винод Хосла. По его мнению, до 80% работ в ИТ могут быть автоматизированы. Кембриджский университет совместно с компанией Microsoft уже сейчас разрабатывают искусственный интеллект, который сможет за несколько секунд написать исходный код программы и составить алгоритм. Программное обеспечение под названием DeepCoder постоянно самообучается. «Автоматизация технологии написания кода позволит значительно сократить время и те усилия, которые раньше уходили на разработку программ», — отметил Армандо Лезама, один из создателей проекта. Сейчас DeepCoder справляется с кодом, размер которого не превышает пяти строк. Более сложные задачи — дело времени, уверены его создатели.

Волна автоматизации затронет и тестирование ПО. Agile-методы все больше распространяются в крупных компаниях, поэтому процесс разработки программ становится все более динамичным и цельным. В этих условиях разработчикам проще тестировать работу систем автоматизированными инструментами, чем нанимать тестировщиков.

Фото: istockphoto.com

Финансисты и бухгалтеры

Гонконгский венчурный капиталист Саймон Сквибб убежден, что к 2030 году в мире не останется банкиров и бухгалтеров. Эти профессии уйдут в небытие из-за внедрения искусственного интеллекта (ИИ) и роботизации. Сквибб отметил, что уже сейчас во многих финансовых компаниях используют робо-эдвайзеры:  это автоматизированные консультанты, работающие на алгоритмах машинного обучения.

Под ударом находятся и трейдеры по ценным бумагам. Если раньше в головном офисе американского банка Goldman Sachs покупали и продавали акции 600 человек, то сегодня их осталось только двое. Всю работу выполняют программы при поддержке 200 компьютерных инженеров. Другой американский банк — Bank of America — открыл три полностью автоматизированных отделения. Их площадь в 4 раза меньше обычной: там нет сотрудников. Клиенты пользуются банкоматами и консультируются по видеосвязи с работниками из других отделений.

Бывший исполнительный директор британского банка Barclays Энтони Дженкинс прогнозирует, что в ближайшие годы количество филиалов и людей, занятых в секторе финансовых услуг, снизится на 50%.

Глава Сбербанка Герман Греф считает, что через 5 лет работу в компании потеряют десятки тысяч работающих ныне людей, так как 80% решений будет автоматически приниматься искусственным интеллектом. Председатель правления Модульбанка Андрей Петров говорит, что вскоре все решения, связанные с управлением рисками, ценами, тарифами, будут приниматься на основе ИИ и машинного обучения: «Машина будет демонстрировать лучший результат, чем человек». По его словам, роботы позволят сократить персонал в системе банковского скоринга: машина по накопленным данным оценивает действия клиента и во многом заменяет комплаенс-аналитика. «Люди нужны только для более глубокого исследования», — отмечает глава Модульбанка.

Российские компании успешно роботизируют и сферу бухгалтерских услуг. Так, сервис удаленной бухгалтерии для малого бизнеса «Кнопка» внедрил в свою работу 62 программных робота — они занимаются классификацией, кластеризацией, предсказанием трендов, поиском аномалий и, в частности, распознают типы присланных клиентами документов, разбирают платежи по назначению, исчисляют налоги. «Точность роботов — 98,2%. Люди ошибаются чаще — в 5% случаев», — говорит сооснователь «Кнопки» Антон Сизов.

Юристы

Сбербанк еще в прошлом году запустил робот-юрист, который самостоятельно пишет исковые заявления на должников. Вскоре он сможет заменить 3 тысячи сотрудников. Сбербанк намерен доверить роботу составление практически всех исков против физических лиц.

Британский стартап DoNotPay заменил ботами адвокатов: проект помогает пользователям обжаловать уведомления о нарушении правил дорожного движения. В другом юридическом стартапе  — eBrevia  — искусственный интеллект извлекает данные из текста для быстрейшего анализа контрактов.

Уже имеются технологические решения, снимающие с юристов часть рутинной нагрузки, но это только начало, — считает основатель сервиса FreshDoc.ru Николай Пацков. Его компания использует робот при подготовке документов для оформления сделок. На эту работу теперь уходит не 2—3 дня, как раньше, а лишь несколько часов (значительно уменьшилось и количество ошибок).

Сейчас автоматизация только разгружает сотрудников, но по мере развития технологий речь пойдет уже о серьезном сокращении штата, — убежден Пацков. Юристам, по его словам, придется повышать свою квалификацию либо искать другое занятие. На их долю останется разве что оформление уникальных сделок, для которых нет смысла готовить шаблон. В конечном итоге роботы смогут работать даже в судах. «Машина вынесет объективное судебное решение, поскольку она оперирует всей судебной практикой и всеми возможностями законодательства. Сейчас это субъективно», — говорит основатель FreshDoc.ru.

Рекрутеры

Революционные изменения переживает рынок найма персонала. По прогнозу консалтинговой компании Harvey Nash, в течение ближайших пяти лет на него окажут наибольшее влияние технологии, связанные с ИИ и автоматизацией рекрутинга. Еще одна тенденция — видеоинтервью вместо «живых» собеседований, которые раньше проводили HR-сотрудники. В этом направлении, в частности, работает российский сервис VCV.

Всю автоматическую работу HR-менеджеров заберут машины, полагает основатель сервиса по подбору персонала JungleJobs Евгения Дворская. «Человеческий фактор все больше будет уходить из HR-практик», — убеждена она.

Сергей Негодяев из ФРИИ убежден, что алгоритмизировать человека проще, чем кажется. «Что такое человек? Это набор параметров какого-то психотипа, например. По классическим психотипам можно расписать любого человека — и это способна делать машина. А ты можешь делать mapping того, что человек говорит и как отвечает на вопросы», — поясняет свою мысль Негодяев. В качестве примера он приводит компанию из портфеля ФРИИ — Stafory, которая при помощи машины подбирает сотрудников для корпораций. «У них была внутренняя задача автоматизировать процессы так, чтобы экономика сходилась, — рассказывает Негодяев. — Сначала они заменили эйчаров на обычных людей со скриптами и сразу получили рентабельность порядка 30%. А потом увидели, что и этих людей можно заменить машиной, и получили рентабельность около 1000%».

Директор по развитию рекрутингового сайта HeadHunter Борис Вольфсон считает, что массовый подбор специалистов и даже топ-менеджеров вскоре будет полностью автоматизирован. «Но в целом я бы не противопоставлял машину и человека: в каждой части рекрутинга (и в HR в целом) будет их „симбиоз“ в виде систем поддержки принятия решений. Важно, чтобы HR-специалисты научились эффективно взаимодействовать с машинами», — отметил Вольфсон.

Продавцы и работники общепита

У всех на слуху революционный проект онлайн-ретейлера Amazon — в конце прошлого года он открыл продуктовый оффлайн-магазин без кассиров и продавцов. Посетитель Amazon Go (так называется магазин) прикладывает смартфон к турникету на входе, а оплата за товары снимается автоматически с привязанной банковской карты. Данные о клиенте и выбранных им продуктах будет собирать система, работающая на основе машинного обучения и искусственного интеллекта.

В мире уже всерьез заговорили о том, что модель Amazon Go через несколько лет станет общим стандартом для ретейлеров. Подобный проект еще раньше запустил китайский стартап Wheelys. Он открыл в Шанхае круглосуточный магазин, где покупатели предоставлены самим себе — и машинному интеллекту.

Исследование McKinsey & Co. показало, что в торговле и общественном питании больше всего возможностей для автоматизации. 73% задач, выполняемых сотрудниками ресторанов и кафе, можно автоматизировать уже сейчас, используя существующие технологии. В Сан-Франциско и Гонконге уже открылись мини-кофейни Cafe X, в которых готовят напитки и обслуживают посетителей исключительно роботы. Люди в этих заведениях только чистят и заправляют кофейные машины, а также обслуживают компьютерное и программное обеспечение.

Работу непосредственно с клиентами автоматизировать сложнее. Но на подходе еще одна технология: таргетированное предложение для посетителя. «Когда человек приходит в магазин, робот сразу предлагает интересный ему товар. Причем механизм очень простой — распознавание по фотографии», — поясняет основатель «Школы данных» Сергей Марин. Подобный проект в России развивает, например, стартап RecFaces. В его основе лежит технология распознавания лиц компании Toshiba.

Водители и курьеры

Развитие технологии беспилотного управления автомобилями может лишить работы миллионы людей во всем мире. Uber и ряд других компаний уже начинают тестировать свои беспилотники на дорогах общего пользования, а колонна из трех фур Daimler без водителей успешно проехала по трассе в Дюссельдорфе.

Только в США, по прогнозу аналитиков Белого дома, из-за беспилотников потеряют работу 2,2—3,1 млн водителей, впервую очередь таксисты, курьеры и водители грузовиков. Если единовременная модернизация грузового автомобиля за $30 тысяч позволит заменить водителя, которому нужно платить по $40 тысяч в год, компании пойдут на этот шаг.

Этот как раз та сфера, где машина может заменить человека целиком, — считает основатель «Школы данных» Сергей Марин. «Когда что-то за пределами человеческих возможностей — высокая скорость реакции или обработки большого объема информации — для предотвращения аварии машина может среагировать быстрее человека», — говорит он.

Свою лепту вносят и роботы-курьеры. Они успешно доставляют товары, лишая работы сотрудников логистических компаний и курьерских служб. В апреле этого года такой робот-курьер совместно запустили компания Marble и сервис по доставке еды Eat 24 Yelp. Устройство оснащено системой LIDAR, благодаря чему самостоятельно ориентируется в пространстве. Жители Сан-Франциско могут заказать фалафель, кебаб и любые другие блюда: робот доставит заказ прямо к порогу клиента. По словам гендиректора Marble Мэтта Делани, устройство не сможет доставлять крупногабаритные товары, однако справится с небольшими посылками и будет полезно для аптек и ресторанов, которым сложно организовать логистику. По оценкам компании, небольшие организации тратят на курьерскую доставку до 80% дохода от продажи товара. Замена людей роботами значительно сэкономит их средства.

В Гамбурге этим летом компания Starship Technologies начнет использовать свои роботы  для доставки пиццы Dominoʼs. Устройства способны работать без подзарядки 30 минут, самостоятельно ориентируются в пространстве, объезжают препятствия и переходят дорогу, однако пока не поднимаются по лестницам. По подсчетам Международной федерации робототехники (IFR), за три года — с 2016 до 2019 — логистические службы привлекут как минимум 175 000 роботов.

Какие профессии создаст машинное обучение

В результате автоматизации многие профессии исчезнут, но появятся новые. «Исторически технологии создают больше рабочих мест, чем уничтожают, и нет оснований полагать, что в случае с ИИ будет иначе», — считает визионер, руководитель Департамента стратегических технологий Microsoft Михаил Черномордиков.

Правда, по прогнозу Всемирного экономического форума (WEF), количество появляющихся новых вакансий будет значительно меньше, чем количество канувших в Лету. Как отмечается в отчете The Future of Jobs, к 2020 году в развитых странах исчезнет 7,1 млн рабочих мест и появится только 2,1 млн новых — преимущественно в компьютерной, инженерной-технической, математической и архитектурной областях.

По мнению Сергея Негодяева из ФРИИ, одним из наиболее перспективных направлений станет работа с большими данными. «Чтобы обучать машину, нам все равно требуется живой человек — всегда, — говорит он. — Сейчас нет ни одной технологии машинного обучения, которая на начальных и средних этапах может эффективно решить задачу без человека. Помните, когда появились станки, все массово начали придумывать новые машины? Когда высвободятся человеческие ресурсы, люди будут придумывать, что еще можно автоматизировать. А остальные повысят качество своей работы и будут обязательно где-то востребованы».

«Можно предположить, что через какое-то время многие курьеры будут заменены дронами. Это создаст спрос на инженеров по обслуживанию дронов, по обеспечению их безопасности, а также на программистов, которые будут писать для них алгоритмы и оптимизировать маршруты», — говорит Михаил Биленко, руководитель управления машинного интеллекта и исследований «Яндекс».

Сооснователь стартапа Intento, экс-глава разработки Яндекс.Новости Григорий Сапунов считает, что в ближайшем будущем можно ожидать появления большого количества интересных профессий в области биологии, «потому что эта область активно переходит на инженерный подход с появлением синтетической биологии и сильным развитием средств модификации живой клетки. Отсюда и расцвет в медицине, с появлением совсем новых специализаций». В сфере образования, по мнению Сапунова, тоже появятся новые подходы, в том числе с применением искусственного интеллекта в обучении, «так что роль традиционных учителей изменится и появятся какие-то новые роли».

«Мне кажется, что во всех задачах человек останется всегда, — говорит основатель „Школы данных“ Сергей  Марин. — Просто вместо десяти человек будет один, и на нем будет самая сложная функция — принимать решения».

Кевин Келли, автор книги «Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее», считает, что задачей человека в будущем станет создание новых рабочих мест для роботов, и это бесконечный процесс. «Так что у нас всегда гарантированно будет по крайней мере одна работа», — уверен он.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.

Поделиться
Подписаться на самые важные материалы
о бизнесе и технологиях в России