Разобраться • 27 сентября 2024
Мечты Илона Маска о роботакси погрузили Tesla в хаос: он включил «режим демона», а акции упали на 40%
Мечты Илона Маска о роботакси погрузили Tesla в хаос: он включил «режим демона», а акции упали на 40%
Текст: Татьяна Казымова
Фото: Sean Gallup/Getty Images
Подчиненные Илона Маска уже привыкли к неопределенности. Это нормальное явление, когда работаешь на руководителя, который ставит перед собой масштабные задачи и при этом часто резко меняет направление деятельности. Биограф Маска назвал это «режимом демона». Но этот год выдался неспокойным даже по меркам Tesla: ее акции упали более чем на 40% на фоне спада продаж, неоднозначных решений по продуктам и очередного снижения цен на электромобили. А некогда доминирующее положение компании на китайском рынке находится под угрозой. Inc. разобрался, что именно привело компанию в такое затруднительное положение.
Визит премьер-министра Индии Нарендры Моди для ожидаемого объявления об инвестициях в Tesla был отменен в последнюю минуту. Все это время совет директоров пытался добиться выплат Маску в размере $56 млрд, которые судья отменил в январе, сославшись на то, что директора подразделений компании действовали как «безропотные слуги» генерального директора.
Ожидается, что в ближайшем будущем Tesla сообщит о падении операционной прибыли на 40% и первом за четыре года снижении выручки. Илон Маск приказал провести самые масштабные увольнения в истории компании и сделал ставку на концепцию беспилотного автомобиля нового поколения — роботакси. Люди, знакомые с директивами Маска, обеспокоены новыми инициативами скандального миллиардера.
Идея запуска беспилотного такси вынашивалась Tesla не менее восьми лет, но компания до сих пор не создала необходимую инфраструктуру и не получила разрешение от регулирующих органов на эксплуатацию автомобилей с автопилотом на дорогах общего пользования. На данный момент Маск отложил планы по созданию массового автомобиля стоимостью $25 тыс., на котором настаивают многие инвесторы Tesla и который, по их мнению, имеет решающее значение для будущего автопроизводителя.
Вслед за сообщениями о стратегических изменениях компанию покинули ключевые менеджеры, в том числе ветеран компании — проработавший в Tesla 18 лет глава отдела силовых агрегатов и энергетического сегмента Дрю Баглино.
Маск в прошлом не раз выводил Tesla из затруднительного положения. Компания по-прежнему оценивается в $469 млрд, что более чем в девять раз превышает рыночную капитализацию General Motors и Ford. Но после того как за четыре месяца фирма потеряла почти $350 млрд, сотрудники, инвесторы и аналитики недоумевают и высказывают сомнения в отношении стратегии ее гендиректора.
«Инвесторы, которые ранее ориентировались на преимущество Tesla в количестве и стоимости электромобилей, могут отказаться от акций компании», — заявил аналитик Deutsche Bank Эммануэль Роснер, который пересмотрел рейтинг акций и понизил их целевую цену более чем на треть. После этого стоимость акций продолжила снижаться и упала более чем на 3% до начала торгов.
В своих социальных сетях Маск дал понять, что компания фактически переходит в «режим военного времени». Он опубликовал сообщение о том, что Tesla сокращает более 10% от общего числа сотрудников, что означает ликвидацию по меньшей мере 14 тыс. рабочих мест.
Фактическое число уволенных может превысить 20 тыс. человек. Маск мотивировал это тем, что Tesla должна сократить численность персонала на 20%, поскольку на эту величину упали поставки автомобилей с четвертого по первый квартал. Остальным сотрудникам Tesla Маск заявил, что компания «с головой уходит в автономность». Роботакси теперь получит приоритет над разработкой более дешевого автомобиля, о котором он впервые заговорил четыре года назад. Это касается и сроков создания прототипов, и организации производственных мощностей.
Глава Tesla уже более десяти лет говорит о беспилотных автомобилях и убеждает покупателей платить тысячи долларов за продукт, который компания называет Full Self-Driving, или FSD. Пока что технология требует постоянного контроля и не делает автомобиль автономным, но Маск неоднократно заявлял, что продукт близок к тому, чтобы соответствовать своему названию.
Он сам и ведущие инженеры Tesla оптимистично настроены по поводу того, как это направление развивается. Камеры, установленные вокруг автомобилей компании, снимают видео, которое используется для управления транспортным средством, позволяя больше не полагаться на программный код. Ашок Эллюсвами, директор программы Autopilot, написал на сайте X, что это должно привести к «беспрецедентному прогрессу».
Но оптимизм вокруг беспилотных технологий и вера Маска в то, что новый подход может привести к появлению роботакси, ставит под сомнение будущее проекта Tesla по созданию автомобиля стоимостью $25 тыс. Люди, осведомленные о планах компании, опровергли мнение, что программа была полностью отменена. Все это время фирма стремилась создать недорогую конструкцию автомобиля, которая ляжет в основу нескольких различных типов моделей (одна из них — без руля и педалей).
Хотя источники подтвердили, что роботакси является приоритетным направлением, один из них описал проект автомобиля следующего поколения как попытку добиться снижения затрат на компоненты и технологии производства, а затем применить эти инновации в более дешевых версиях Model Y и Model 3, двух самых популярных электромобилей компании. Особое внимание уделяется тому, чтобы добиться снижения затрат на Model Y, которая в прошлом году стала самым продаваемым автомобилем в мире.
Неясно, насколько это обнадежит инвесторов, напуганных полной остановкой работы Tesla над ответом на доступные модели конкурентов, такие как Toyota Corolla. Многие опасаются, что в течение пяти лет после дебюта Model Y единственной новой моделью станет Cybertruck, дорогой и сложный в производстве пикап. На прошлой неделе компания отозвала почти 3,9 тыс. таких пикапов, чтобы устранить неисправность педали акселератора.
«Инвесторы, особенно институциональные, теряют терпение, — сказал аналитик Bloomberg Intelligence Стив Мэн. — Первоначальный ажиотаж вокруг полной автономности и роботакси ослаб, и маятник качнулся в противоположном направлении».
Переориентация Tesla на роботакси — рискованный шаг. В то время как федеральные ведомства занимают снисходительную позицию в законодательном регулировании технологий, которые потенциально сделают дороги безопаснее, не всегда удается осуществить эффективный контроль как на уровне штатов, так и на местном уровне.
Бывший губернатор Аризоны Даг Дьюси в 2016 году приветствовал появление в штате беспилотных автомобилей Uber «с распростертыми объятиями и широко открытыми дорогами». Но после аварии, приведшей к гибели пешехода в 2018 году, он запретил их эксплуатацию. Два года спустя Uber продал свое подразделение автономных машин.
Компания GM последние шесть месяцев проводила испытания роботакси после того, как Cruise сбил пешехода в Сан-Франциско. Штат Калифорния также препятствует расширению компании Waymo от Alphabet после нескольких инцидентов, включая наезд одного из автомобилей на велосипедиста.
Тем не менее Маск ставит на то, что Tesla сможет воплотить концепцию роботакси в реальность и сделает технологию FSD доступной для большего числа потребителей, снизив цены. Он проводит тест-драйвы и бесплатные 30-дневные пробные поездки, чтобы продвинуть эту функцию, увеличить доходы и получить больше записей с камер.
Компания Tesla строит центры обработки данных в Буффало (штат Нью-Йорк) и Остине (штат Техас), где находится ее штаб-квартира, для обработки видеозаписей с камер автомобилей и обучения систем вождения.
По словам знакомых с проектами, строительство центра в Буффало продвигается быстрее, в то время как в Остине приходится решать проблему с перерасходом средств.
Со слов лица, непосредственно знакомого с процедурой сокращения штатов, увольнения в Tesla проводились не для экономии на отдельных подразделения компании и направления расходов на создание роботакси. Команды по всей организации, в том числе работающие над беспилотными технологиями, получили одинаковые целевые показатели по сокращению численности персонала.
По словам пострадавших сотрудников, увольнения были плохо организованы. Электронные письма отправлялись на личные адреса после полуночи. В понедельник на заводе по производству аккумуляторов Tesla в Неваде многие работники оказались в пробке у ворот предприятия. Их направили на парковку, где охранники сканировали бейджи, чтобы определить, кто еще работает, а кто уже нет. Один из сотрудников, таким образом узнавший о своем увольнении, сказал, что это был самый неприятный и унизительный опыт за всю его карьеру.
«Многие узнали о своем увольнении в середине смены или когда пришли на работу в понедельник, — написала на LinkedIn Джордана Эрнандес, бывший менеджер по обслуживанию в Вирджинии. — Компания поступила бесчеловечно по отношению к сотрудникам, которые пожертвовали ради нее большим, чем кто-либо за пределами Tesla может себе представить».
Несколько дней спустя председатель совета директоров Tesla Робин Денхолм раскритиковала суд штата Делавэр за отмену пакета вознаграждений для Маска, принятого советом, и призвал акционеров повторно утвердить его. Примерно в это же время генеральный директор обнаружил, что компания сократила выплаты уволенным сотрудникам. «Сегодня мне стало известно, что некоторые выходные пособия были неправомерно занижены, — написал Маск в электронном письме сотрудникам Tesla. — Приношу свои извинения за эту ошибку. Она будет немедленно исправлена».