Новости

Инвесторы потребовали ответов от Илона Маска по поводу автомобиля Tesla Model 2 после отказа его выпускать

Илон Маск держит инвесторов в неведении с момента публикации постов в социальных сетях и сообщения Reuters о том, что Tesla отказалась от своих планов по выпуску электромобиля Model 2 стоимостью $25 тыс. «Reuters лжет», — написал Маск в одном из постов, не указав никаких подробностей. Почти две недели спустя, в отсутствие каких-либо конкретных новостей от Маска, инвесторы Tesla начали беспокоятся. Они требуют четких ответов по поводу Model 2, а также о планах Маска остановить снижение продаж на фоне падения спроса на электромобили во всем мире и растущей конкуренции со стороны дешевых китайских моделей.

Решение Tesla уволить более 10% сотрудников по всему миру и несколько руководителей высшего звена, обнародованное в понедельник, усилило беспокойство акционеров. «Рынок хочет и требует ответов» написали аналитики Wedbush Securities после того, как стало известно об увольнениях. Они сослались на многомесячную череду плохих новостей о Tesla и призвали к четкому «стратегическому видению с Model 2 в качестве ключевого аспекта».

Старший аналитик Wedbush Дэн Айвз сказал Reuters, что молчание Маска о Model 2 «выбило инвесторов из колеи», «потому что это очень важно для дальнейшего роста». Росс Гербер, президент и генеральный директор Gerber Kawasaki Wealth & Investment Management и инвестор Tesla, выразился более прямолинейно. «Нет смысла инвестировать в Tesla, если они не выпустят этот автомобиль», — сказал он.

После отказа от проекта доступного автомобиля Tesla планирует продолжить работу над беспилотной моделью на той же платформе. Пост Маска об этом вызвал столько же вопросов, сколько и ответов. «Tesla представит Robotaxi 8 августа», — написал он, подразумевая, что какая-то версия беспилотного автомобиля может быть готова к августу, но не приводя никаких подробностей.

Отраслевые эксперты считают маловероятным то, что Tesla быстро выпустит роботакси для использования на дорогах общего пользования, учитывая серьезные инженерные и нормативные проблемы. Позже Маск снова написал в своей социальной сети X о том, что Tesla сфокусируется на беспилотных автомобилях: «Сделать ставку на разработку беспилотного автомобиля — это самый очевидный шаг. Все остальное — вариации на тему конной повозки».

Некоторые инвесторы приветствовали идею сосредоточиться на Robotaxi вместо Model 2. Два первых поста Маска помогли обратить вспять потери Tesla, акции которой упали на 6% на фоне новостей.

Тем не менее, замечания Маска заставили инвесторов гадать, какой автомобиль Tesla планирует представить и, что особенно важно, в какие сроки. Акции снова упали после новостей об увольнениях и сейчас торгуются на на 45% ниже по сравнению с пиком в июле. Tesla остается самым дорогим автопроизводителем с рыночной капитализацией около $500 млрд, что выше, чем у Toyota, крупнейшего по объему автопроизводителя в мире.

Reuters, первым сообщившее новости о Model 2, цитирует четыре источника, знакомые со стратегией Tesla и сообщениями компании, в которых говорится о закрытии проекта. В них человек, названный источником руководителем программы Model 2, говорит сотрудникам, чтобы они не сообщали поставщикам «об отмене программы».

«Вы все проделали невероятную работу, и эти знания будут перенесены в новые проекты, над которыми вы будете работать», — написал менеджер, и посоветовал сотрудникам «задокументировать все должным образом» и разобраться с «оставшимися пунктами, которые следует закрыть, прежде чем двигаться дальше».

Не получив ответов от Маска, аналитики выпустили шквал рекомендаций о перспективах роста Tesla как с Model 2, так и без нее. Так, в анализе Deutsche Bank отмечается: «Мы ждем ясности от Tesla». В нем отмена выпуска Model 2 описывается как «полностью меняющая ситуацию», и говорится, что это заставит инвесторов, делающих ставку на рост Tesla в массовом сегменте, признать поражение, освободив место для «инвесторов в сфере ИИ и технологий со значительно более долгосрочными временными горизонтами».

На прошлой неделе аналитики Wedbush написали, что отказ от модели станет «фиаско» в отношении перспектив роста Tesla и что Robotaxi не станет ее заменой. Еще в январе Маск заявил, что компания выпустит Model 2 во второй половине 2025 года. По словам Айвза, Tesla уже опоздала с началом разработки давно обещанной массовой модели.

В настоящее время самой доступной моделью Tesla является седан Model 3, который продается в США по цене около $39 тыс. Автопроизводитель снизил цены на Model 3 и кроссовер Model Y, поскольку спрос на электромобили во всем мире снизился, а китайские производители доминируют в секторе начального уровня.

Model 3 и Model Y, единственные продаваемые в настоящее время модели Tesla, устарели и требуют модернизации. Компания не может наладить серийное производство своего более дорогого и экспериментального Cybertruck, в том числе из-за производственных проблем с его инновационным аккумулятором 4680. В начале этого месяца Tesla сообщила инвесторам, что продажи всех ее автомобилей в первом квартале упали на 8,5%, что стало первым снижением за почти четыре года.

Китайские производители электромобилей, такие как BYD, активно реализуют электромобили по цене до $10 тыс. Китайский производитель смартфонов и бытовой техники Xiaomi в этом месяце потряс индустрию, представив свой первый автомобиль — спортивный седан по цене около $30 тыс., набравшим более 100 тыс. заказов менее чем за неделю.

Некоторые инвесторы приветствуют идею отказа от Model 2, чтобы сосредоточиться на разработке Robotaxi. Один из них — Джин Манстер, управляющий партнер Deepwater Asset Management, владеющий акциями Tesla. Он заявил, что не верит в то, что Маск опроверг сообщение о закрытии проекта, как предполагали многие инвесторы. «Он ничего не говорил о Model 2, — сказал Манстер. — Он просто сказал, что Reuters лжет. Но он всех называет лжецами».

Манстер предположил, что Tesla на самом деле откладывает Model 2, чтобы сосредоточиться на создании роботакси. И эту стратегию он одобряет. Он назвал этот шаг «блестящим» и «смелым», потому что он может вывести Tesla на новый уровень. Беспилотные автомобили, по его словам, будут «на порядок более прибыльным бизнесом».

Джейк Блейхер, портфельный менеджер Carson Wealth Management Group, инвестор Tesla, согласился с тем, что Tesla может опередить китайских конкурентов, создав полностью беспилотный автомобиль. Но он сказал, что в августе Маск, который уже много лет заявляет, что производство беспилотных Tesla не за горами, должен представить нечто конкретное.

«Если 8 августа Tesla скажет: “Мы собираемся запустить Robotaxi в пяти или шести городах”, я думаю, этого будет достаточно, чтобы акции пошли в рост», — сказал Блейхер. По его словам, если прогресс будет менее ощутимым, инвесторы «будут напуганы».

«Особенно с учетом того, что за последние два года норма прибыли на автомобили Tesla резко снизилась, — сказал Блейхер, — Все меньше внимания уделяется автомобилям и все больше — обещаниям, которые дает Маск».

Ранее Tesla согласилась урегулировать судебный иск в связи с аварией, произошедшей в 2018 году, в которой погиб инженер Apple Уолтер Хуанг. Его Model X в режиме автопилота врезалась в барьер на трассе. Если бы судебное разбирательство состоялось, оно бы вызвало повышенное внимание к технологиям компании Autopilot и Full Self-Driving.