Биткоин может стать очередным пузырем — или силой, которая изменит мир, а может исчезнуть без каких-либо последствий. На чудаков, уверявших, что цифровой токен может стоить $19 тыс., несколько лет назад никто не обращал внимания. А теперь биткоин стал частью массовой культуры — и, конечно, им тут же заинтересовалась PR-индустрия. Дорогие пиарщики, вот несколько вещей, которые вам стоит знать.
Криптовалюты очень волатильны
За последний год (или чуть больше) стоимость биткоина выросла с нескольких сотен долларов до $19 тыс. за токен. Другая криптовалюта, Litecoin, месяц назад стоила $50, а теперь торгуется около $300. Курс Ethereum вырос с $300 до $400, а сейчас добрался и до отметки в $700. Это безумный рынок, связи которого с реальным миром немногочисленны и не очевидны. В сущности, курс большинства криптовалют определяется только спекуляциями на специализированных торговых площадках. Если кто-то, владеющий крупной суммой в биткоинах, решит продать свою валюту, это вполне может привести к обвалу рынка.
Главное, о чем нужно постоянно помнить, — это скорость происходящих изменений. За 24 часа на криптовалютном рынке может измениться абсолютно все. Через пару недель биткоин с равными шансами может подорожать до $25 тыс., обвалиться вдвое или оказаться вне закона. Если вам угодно сделать ставку, имейте в виду, что некоторые брокеры начали предлагать фьючерсы на биткоин.
Поэтому каждого клиента, который приходит к вам из этой сферы, стоит заранее считать ненадежным — не из предвзятости, а просто потому, что вся его индустрия построена на системе колебаний цифровых валют. Биткоин может оказаться — или не оказаться пузырем, с равным успехом. Прецедентов нет.
В работе с компаниями, которые уже добились определенного успеха, риска меньше. Таким клиентом может стать венчурная фирма, инвестирующая в криптовалюты, крипто-кошелек, позволяющий легко выводить средства, и даже просто команда, зарекомендовавшая себя в торговле криптовалютами.
Менее надежные клиенты склонны описывать свою работу весьма размытыми формулировками. Кроме того, они часто дают нереалистичные обещания, вроде прибыли в 1,5 тыс. % за две недели. Если вы рискнете связаться с такими компаниями, по крайней мере, требуйте вперед плату за свои услуги — иначе можете так и не дождаться денег.
Изучите рынок
Нужно понимать, как устроена эта сфера. От вас не требуется мгновенно дать определение блокчейну — об этом до сих пор спорят сотни авторов. Главное — уметь красиво говорить о том, как все это работает. Стоит попробовать купить и продать немного криптовалюты. Вы должны понимать, что такое майнинг, как устроен рынок, какие инструменты нужны для покупки или продажи.
Многие пиарщики, работающие на компании в сфере искусственного интеллекта или микроэлектроники, понятия не имеют, чем именно занимаются их клиенты. Увы, журналисты, освещающие криптовалютный рынок, не так дружелюбны и редко готовы изучать документы, чтобы разобраться в достоинствах компании самостоятельно. Поэтому для эффективной работы стоит как следует изучить рынок.
Клиенты могут пропасть
Криптовалютные стартапы ненадежны. Рынок, который приводится в движение исключительно громкими словами и общим энтузиазмом, может не выдержать вмешательства регулирующих органов. Отличие криптовалютных стартапов в том, что за этим рынком следит строгая Комиссия по ценным бумагам и биржам.
Волшебные цифровые деньги, которые берутся из ничего и могут в одночасье разорить или обогатить владельца, очень раздражают Комиссию. Она охотно прихлопнет сомнительные криптовалютные стартапы, тем самым обрушив рынок, или начнет диктовать свои условия для покупки и продажи криптовалют. Если это случится, события будут развиваться стремительно. Вашим клиентам грозит закрытие, а вы — если получаете плату в криптовалюте — рискуете так и не увидеть свои деньги.
Что нужно учитывать пиарщикам в России
Александр Изряднов
сооснователь PR-агентства Vinci
Проектов на рынке много, а конкуренция очень высокая, поэтому следует пристально выбирать клиентов, с которыми вы будете работать. Мы для себя выделяем два основных критерия:
— Наличие продукта. Хорошо, когда у основателей есть успешный проект за плечами и когда то, что они выводят на ICO, уже подкреплено продуктом, а не является лишь обещанием.
— Возможность предоплаты. К сожалению, ICO стало делом затратным – много подрядчиков в разных странах, обязательное число платных публикаций, legal letters и прочие вложения, – поэтому советуем брать предоплату за свои услуги. Если компанию отпугивает наличие предоплаты, воспринимайте это как возможный сигнал недостаточной серьезности ее намерений. Если нет денег на PR, то и на остальные составляющие ICO тоже может не найтись. Также было бы круто застраховаться от ситуации, когда вы начали проект, зарезервировали свои мощности, сделали предоплату контрагентам, а проект вдруг говорит, что решил все прекратить.