Разобраться • 19 октября 2023
Найти клиента: как вести соцсети в новых реалиях (и когда все не получается)
Найти клиента: как вести соцсети в новых реалиях (и когда все не получается)
Текст: Редакция Inc.
Блокировка продуктов Meta* (запрещена в РФ) и приостановка работы TikTok больно ударила не только по ним самим, но и по российскому бизнесу, использовавшему эти площадки для рекламы и общения с аудиторией. Самый сильный шок испытали онлайн-бренды, для которых ныне запрещенные соцсети были главным каналом коммуникации. Inc. разобрался, как компании заявить о себе в онлайне, когда привычные инструменты больше недоступны.
По данным Mediascope, активная аудитория Facebook* с февраля по июль 2022 года сократилась почти в пять раз, Instagram* — в 3,5 раза. При этом в 2020 году Meta* получила от России около 40 млрд руб. выручки. Объем рынка интернет-рекламы в тот же год составил 253 млрд руб. Таким образом, Meta* могла занимать примерно 15% российского рынка.
Сейчас российская аудитория, по данным Mediascope, распределяется между социальными медиа так:
Несмотря на то что рекламироваться на многих привычных для бизнеса площадках в России теперь незаконно, поддерживать связь с клиентами и вести сторителлинг — возможно, но без рекламы этих площадок и взаимодействия с блогерами либо других платных интеграций.
Telegram. После блокировки Instagram* и Facebook* ожидаемо выросла аудитория Telegram. Сюда бренды и блогеры мигрировали в первую очередь. За год с момента запрета деятельности продуктов Meta* среднесуточный охват площадки увеличился на 9% и в марте 2023 года составил 42% населения России.
Telegram — это не соцсеть, а мессенджер, который обладает некоторыми функциями соцсети. Тем не менее в нем нет алгоритмической ленты и системы рекомендаций, а интерфейс, при всей его функциональности, не сравнится с возможностями того же Instagram*.
Это значит, что органического роста в этом инструменте ждать не стоить.
Как можно действовать
Например, товар недели, события в индустрии, вопрос-ответ, предложение для подписчиков, мини-инструкции и т. п. Регулярность постов зависит от их содержания и уместности. В каналах брендов можно ориентироваться на одно-три сообщения в день или на несколько в неделю, советует Ася Померанец, соосновательница консалтинговой компании «Управление пониманием».
VK. В первом квартале 2023 года средняя месячная аудитория соцсети выросла на 11% по сравнению с первым кварталом прошлого года — до рекордных 81,5 млн человек. Потому к этой площадке тоже стоит присмотреться. Вот несколько рекомендаций в для тех, кто работает с аудиторией VK.
OK. Среднесуточный охват «Одноклассников» остается таким же, как и в момент начала «спецоперации», — 16% населения России по состоянию на июнь 2023 года.
Однако стоит отметить, что основные пользователи «ОК» — люди 35–40 лет, то есть аудитория, которая может и готова покупать. Поэтому пренебрегать этим каналом, особенно если вы узнали в описании свою целевую аудиторию, не стоит, несмотря на стереотипы об этой соцсети.
Среди женской части пользователей «Одноклассников» наиболее востребован контент, связанный с кулинарией (рецепты, продукты) и красотой (косметика, одежда). Среди мужской — автомобили, охота и рыбалка. Мемам и зумерским шуткам здесь не место. Лучше ориентироваться на добрый юмор и обращаться к семейным ценностям, советуют маркетологи.
Кстати, в официальной группе «ОК для бизнеса» можно найти видеокурс по настройке рекламы в «Одноклассниках» и другие материалы, помогающие компаниям эффективно работать в соцсети.
Пожалуй, самый острый контентный вопрос последних двух лет — как быть с политической повесткой. Напрямую выражать свое мнение — это риск потерять значимую часть аудитории, которая придерживается иных взглядов (а иногда и более серьезный риск), игнорировать происходящее — значит, выпасть из реальности, перестать быть актуальным и раздражить часть аудитории замалчиванием, говорит Олег Пальчинский, сооснователь и управляющий креативный директор агентства Kitchen.
Как быть в этой ситуации
Ася Померанец,
соосновательница консалтинговой компании «Управление пониманием»
«Когда происходят какие-то резкие перемены, стоит пересмотреть коммуникацию с аудиторией и проанализировать запланированные публикации по двум главным критериям: актуальность и уместность. В целом, в неспокойное время следует преподносить позитивные события более приглушенно, сдержанно и давать точки опоры. В коммуникации важно переходить с вопроса „что“ к вопросу „зачем“.
В любой ситуации бренд должен вести себя честно. Если ошиблись, сказали что-то неаккуратно, не стесняйтесь извиняться — это большая смелость. А затем предложите компенсацию».
Соосновательница «Управления пониманием» Анастасия Таратина в качестве позитивного примера адаптации рассказывает историю туристической компании, которая проводит круизы по Волге. «Весь ее контент был про роскошный отдых. После 21 сентября [начала „частичной“ мобилизации. — Прим. Inc.] компания поменяла tone of voice и сместила акценты с того, как весело и красиво на корабле, на познавательный контент в стиле „А вы знали, что в этом городе…“, — говорит Таратина. — Кроме того, посты обращались к семейным ценностям, заявляя, что круиз на корабле — это возможность провести время с близкими».
В качестве негативного примера можно вспомнить день рождения красноярского завода «Сибсталь МК» в ноябре 2022 года. Руководство компании заказало для своих металлургов танцовщицу стриптиза, и видео танца на станке распространилось в соцсетях. Реакция аудитории была неоднозначной.
Анастасия Таратина,
соосновательница «Управления пониманием»
«Аудитория стала более восприимчивой. Сейчас легко задеть чувства людей. Они четко улавливают спорные моменты, когда посыл можно воспринимать двояко».
Всё это, скорее, советы «от обратного» — то, чего делать не стоит. Что же из корректных инструментов общения остается у бизнеса?
*корпорация Meta признана в России экстремистской; ей принадлежат соцсети Facebook и Instagram.