РАЗОБРАТЬСЯ 17 июля
«Мое заведение — не „наливайка“». За что в Петербурге закрывают маленькие бары и почему это большая ошибка
Текст
Яна Короленко
В начале июля Заксобрание Петербурга приняло поправки к закону «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге», в течение двух недель их должен утвердить губернатор города Александр Беглов. Если это произойдёт, с 2021 года кафе, бары и рестораны города с площадью залов менее 50 кв. м, расположенные в жилых домах, не смогут продолжать торговать алкоголем. Инициатор поправок, депутат Заксобрания Денис Четырбок уверяет, что новый «закон о наливайках» направлен против магазинов, которые продают алкоголь после десяти вечера, собирают вокруг маргинальное население и из-за шума мешают жителям окрестных домов. Однако многие рестораторы Петербурга утверждают, что закон сформулирован некорректно — и из-за него могут закрыться авторские заведения в центре города, которые считаются его визитной карточкой. 14 июня в ответ на волну общественного возмущения Четырбок объявил о создании рабочей группы, которая разработает отдельные правила для «авторских баров». Inc. поговорил с владельцами заведений, которые всё ещё могут попасть под запрет, и выяснил, что они предпринимают, чтобы убедить законодателей и губернатора изменить формулировку закона, — и почему не могут просто переехать.
— Хоть я владею не баром, а рестораном, я тоже пострадаю от закона. Представьте себе ризотто со смузи, пиццу с зеленым чаем или стейк с лимонадом «Дюшес». Как вам такой формат общепита? — рассказывает сооснователь петербургского паста-бара Pasta Fresca Павел Песок. — Да, алкоголь не столп в моём бизнесе. Но он его неотъемлемая часть. Без него я потеряю своих гостей.
Паста-бар Павла Песка расположен в историческом центре Петербурга, на первом этаже жилого дома. Общая площадь ресторана составляет 52 кв. м, а зала, рассчитанного на 18 гостей, — 48 кв. м. Как и сотня других петербургских заведений, бар рискует прекратить работу уже в 2021 году из-за поправок, принятых Заксобранием Петербурга в закон «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге», в народе известный как «закон о наливайках». Согласно новым правилам, бары и рестораны с торговой площадью менее 50 кв. м не вправе торговать алкоголем.
Принятый в апреле федеральный «закон о наливайках» распространяется не только на Санкт-Петербург, а на всю Россию. Он запрещает продавать алкоголь в заведениях с площадью зала обслуживания меньше 20 кв. м, расположенных на первых этажах жилых домов, по всей стране.
Изначальная задумка законодателей заключалась в том, чтобы бороться с так называемыми «магазинами-оборотнями». Они появились после того, как в 2014 году запретили продавать алкоголь в магазинах ночью. «Магазины-оборотни» имеют двойную лицензию и обходят закон как бар, отдавая покупателю откупоренные бутылки по ночам.
Региональные парламенты имеют возможность самостоятельно определять, насколько строгими будут ограничения в конкретном регионе. Депутаты Заксобрания Петербурга воспользовались этой возможностью и ужесточили запрет: с 2021 года в городе нельзя будет продавать алкоголь в заведениях с площадью зала обслуживания до 50 кв. м. Инициатор поправок, депутат Денис Четырбок объяснял, что их цель — защитить петербуржцев от шума и грязи «наливаек».
Имеются ввиду только заведения, расположенные на первых этажах жилых домов.
Бары на улице Рубинштейна
Денис Четырбок заявлял, что законопроект стал ответной реакцией на жалобы жителей домов на улицах Восстания и Рубинштейна. Последняя считается «главной барной артерией города», и многих её жителей действительно не устраивает шум заведений.
Однако площадь залов большинства баров на Рубинштейна превышает 50 кв. м, а закон в его нынешней редакции коснётся заведений в разных районах центра города.
Под запрет попадают знаменитые авторские рестораны, кафе, гастропабы и бары в центре Петербурга, где проводятся поэтические вечера, лекции и прочие публичные мероприятия.
— Мое заведение — не «наливайка». Мы рассказываем о крафтовом пиве, приглашаем пивоваров из других регионов и стран, поддерживаем смежный малый бизнес, — рассказывает Александр Романенко, сооснователь баров Rockets & Bishops, «Бакунин» и Kiosk, не соответствующих требованиям нового закона.
Петербургские рестораторы предпочитают открывать маленькие заведения из-за высоких арендных ставок, объясняет сооснователь «Бара 76» Николай Конашенок. А лицензию на продажу алкоголя раньше могли получить собственники или арендодатели точек общей площадью от 50 кв. м. Пространство в 50 кв. м позволяет разместить офис, туалет и зал с 40—50 посадочными местами — этого достаточно, чтобы гости постоянно менялись, а заведение выходило в плюс.
Теперь же 50 кв. м должен занимать только зал заведения, торгующего алкоголем. Поэтому потенциально пострадать могут десятки петербургских баров и ресторанов.
Точно утверждать, сколько именно заведений могут закрыться из-за поправок, не представляется возможным. Так, ранее сообщалось о «списке 100» — перечне из 100 баров и ресторанов, которым придётся закрыться из-за нового закона. Но некоторые рестораторы из списка — в частности, владельцы кафе Gills, «Бара 812» и бара «Ясли» — сообщили Inc., что их заведения соответствуют требованиям нового закона.
Хотя «закон о наливайках» начали обсуждать ещё осенью прошлого года, опрошенные Inc. рестораторы признают, что стали реагировать на ситуацию только последние несколько месяцев. Они объясняют это тем, что ранее в документе говорилось про ограничение площади зала обслуживания в 20 кв. м. В таком виде закон принимали в первом чтении, по этой же редакции проводилась оценка регулирующего воздействия.
Эта процедура позволяет понять, как новая норма повлияет на общество и экономику. В случае негативных последствий законодательный акт дорабатывается.
Но весной 2020 года депутат Заксобрания Денис Четырбок внёс поправки, повысив показатель до 50 кв. м. В таком виде законопроект, без оценки регулирующего воздействия, прошел третье чтение в Заксобрании и теперь будет представлен губернатору Александру Беглову.
— Против 20 кв. м никто не возражал, потому что редкий бар не подпадает под это требование, — утверждает ресторатор Александр Романенко. — Но метраж поменяли втихаря. Закон приняли, не проведя дополнительную оценку воздействия. Мы считаем это грубейшим и, скорее всего, умышленным нарушением законотворческой процедуры и будем разбираться в вопросе с юристами.
Если закон окончательно примут в его нынешнем виде, Романенко переоборудует свои бары Rockets & Bishops и «Бакунин» таким образом, чтобы размеры торговых залов превышали 50 кв. м. Он посчитал, что ему придётся потратить на это 300–400 тыс. руб.
Но не у всех собственников есть возможность трансформировать пространство, отмечает Николай Конашенок из «Бара 76». Чтобы существенно расширить метраж, нужно сносить перегородки, разделяющие зал и офисы или подсобки. Но в исторической части города помещения, как правило, ограничены капитальными стенами. К тому же предпринимателям придётся учесть санитарные нормы, регламентирующие площади, например, для хранения заготовок, обращает внимание совладелица кафе «Бейрут» и бара «Продукты» Лиза Извозчикова.
Бар Kiosk с торговой площадью 43 кв. м Александру Романенко придётся переформатировать в магазин. В таком случае сильно упадёт трафик и выручка заведения снизится в три раза, прогнозирует он, так как люди приходят в бар прежде всего за атмосферой.
— В 2020 году мы превратимся в магазины из-за коронакризиса, а в 2021 — из-за Четырбока, — сетует предприниматель.
В целом рестораторы редко рассматривают возможность переезда в более крупные помещения, потому что считают свои заведения туристическими достопримечательностями. Например, команда «Бара 76», подготавливая помещение к работе, восстановила полы (под покрытиями обнаружилась метлахская плитка) и исторические проём и дверь на углу здания.
В петербургских домах ХХ века нередко встречается керамическая напольная плитка.
— С таким же успехом можно перенести Исакий в Лахту, — говорит сооснователь бара Николай Конашенок.
Небольшие бары, которые затронет закон в его нынешней версии, действительно часто привлекают туристов, которые хотят познакомиться с городом и его культурой, отмечает архитектурный критик Мария Элькина.
— Практически каждый европейский город имеет ярко выраженную гастрономическую культуру: большую часть Рима составляют траттории, Берлина — бары и другие неформальные пространства, — говорит Элькина. — Такие заведения — то, ради чего туристы приезжают в город, то, как они знакомятся с ним. Центр Петербурга благодаря маленьким авторским заведениям более здоровое место, чем центр Москвы.
Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, расположенный в самом центре города.
Лахта — район на окраине Санкт-Петербурга на берегу Финского залива.
Предприниматели также отмечают, что авторские заведения — это прежде всего места для «локалов», то есть жителей окрестных домов и кварталов. После смены локации заведение теряет часть посетителей и аудиторию приходиться набирать заново.
Сооснователь «Бара 76» Николай Конашенок вспоминает единственное заведение в петербургских домах ХХ века, в котором удалось воссоздать оригинальный интерьер после переезда, — это Terminal Bar.
— Но собственники тогда находились на волне успеха, а не в ситуации экономической депрессии. И помещение у них выкупили за хорошие деньги, — отмечает он.
Terminal Bar переехал с улицы Рубинштейна на улицу Белинского в 2014 году. Перед переездом основатель бара Павел Штейнлухт три месяца искал помещение, по конфигурации напоминавшее прежнее место на Рубинштейна. А на переезд потратил в полтора раза больше, чем на открытие бара в изначальной локации (конкретные суммы он называть отказывается).
— Я рассматривал только барные улицы, которые складывались в городе десятилетиями, — рассказывает Штейнлухт. — Нужно понимать, что в барном и ресторанном бизнесе много рисков. Даже просчитав трафик, оценив аудиторию локации и близость к метро, владелец рискует прогореть.
А переехав в помещение, большее по метражу, он может никогда не выйти в операционный ноль, потому что в локации может не оказаться нужного количества людей, подходящих по культурному коду и близких по духу.
В среднем, на открытие бара в Петербурге требуется от 5 млн до 10 млн руб., прикидывает Николай Конашенок. У многих рестораторов и бартендеров после коронакризиса таких денег просто нет.
— После трёх с половиной месяцев простоя ни у кого из рестораторов нет средств даже на незначительные перепланировки внутри заведений, — констатирует Лиза Извозчикова из кафе «Бейрут».
Совладелец Pasta Fresca Павел Песок прогнозирует, что перенос его заведения обойдется в 2,5–4 млн руб., ещё около 1 млн руб. уйдёт на раскрутку. Найти такие деньги он сможет, только продав квартиру жены.
Опрошенные Inc. предприниматели уверены, что принятие закона не решит проблему шума и только усугубит алкоголизацию населения.
— Алкоголизм и рестораны с барами не связаны между собой, — отмечает Лиза Извозчикова. — В ресторанах и барах люди общаются. Это место светского отдыха, комфортная среда между работой и домом, где люди снимают напряжение и получают положительные эмоции. Асоциальное пьянство в ресторане и даже вокруг ресторана абсолютно исключено.
Помимо этого, малые бары предлагают более низкие цены, чем крупные рестораны. Поэтому аудитория баров, где следят за поведением гостей, переместится в сетевые магазины, что только увеличит недовольство жителей окрестных домов, предполагают рестораторы.
— Жалоб будет ещё больше. Мы видим это на примере своего заведения, — говорит сооснователь «Бара 76» Николай Конашенок. — По словам нашего участкового, за три месяца карантина на бар поступило в несколько раз больше жалоб, чем за годы до этого, так как из-за ограничений люди вынуждены находиться на террасах или покупать напитки через окошки. В соседнем дворе есть круглосуточный магазин. Но у людей старшего поколения он вопросов не вызывает, хотя там водку можно купить гораздо дешевле, чем у нас, притом что мы берём на себя уборку прилегающего сквера и детской площадки, на которой частенько спят бездомные и деклассированные элементы.
— Я, как житель города и человек цивилизованный, не хочу, чтобы люди вокруг страдали. Я общаюсь с соседями разных моих проектов и лично, и через управляющих, — рассказывает основатель Terminal Bar Павел Штейнлухт. — Одна пожилая женщина жила через дорогу от одного из наших проектов, и у неё были последние в доме старые деревянные оконные рамы с дырками — поэтому она слышала всё, что происходило на улице, вплоть до того, как газует машина. Мы за свой счёт поставили ей стеклопакеты.
Несколько предпринимателей, с которыми поговорил Inc., считают, что закон пролоббирован крупными производителями алкоголя, чья продукция не представлена в авторских барах и ресторанах, а также сетевыми дискаунтерами.
— Масс-маркет колоссально теряет рынок, — объясняет сооснователь бара «Бакунин» Александр Романенко. — За последние десять лет появилось много частных независимых инициативных производителей. Это молодые юристы, айтишники, занявшие средства у родни, чтобы начать производство крафтового пива.
Для них уникальность и вкус продукта превалируют над маржинальностью. Граждане, попробовавшие такие сорта, уже не вернутся к жёлтому лимонаду, который продается за 80 руб. в сетевом ретейле.
Однако, по мнению Конашенка из «Бара 76», производство и продажа крафтового пива несоизмеримы с объёмами «крупняка». Он уверен, что у закона есть идеологическая подоплёка.
— Маленькие бары — это рассадник антипутинской пропаганды. Там ещё не запрещены одиночные пикеты, и можно открыто сказать, что Четырбок — недальновидный политик, а его юридическая квалификация вызывает вопросы, — говорит предприниматель.
Автор петиции против закрытия баров (на момент публикации текста её подписали более 27 тыс. человек) и владелец бара «Ясли» Александр Зарайский считает версию о лоббировании поправок сетевыми ретейлерами «самой убедительной». По его мнению, в пользу неё говорит тот факт, что сразу в нескольких субъектах страны законодатели решили повысить минимальную площадь залов, установленную федеральным законом для заведений, которые торгуют алкоголем.
Например, в Республике Адыгее норма увеличилась до 30 кв.м., в Самарской области — до 50 кв.м., в Костромской области — до 50 кв. м для городских округов и до 25 кв.м для городских и сельских поселений.
— Но соглашусь, что в случае с Петербургом можно предположить и какие-то дополнительные факторы политического толка, — добавляет Зарайский.
Рестораторы опасаются, что запреты не ограничатся принимаемыми сейчас поправками: в дальнейшем указанный в «законе о наливайках» метраж может подняться сильнее — и тогда пострадает ещё больше заведений. Поэтому сейчас предприниматели объединяются в общественное движение «Союз независимых рестораторов Санкт-Петербурга» — оно призвано защищать интересы индустрии. Юридически организация ещё не оформлена, но более полутора десятков заведений уже присоединились к ней (в их числе «Бакунин» и «Ясли»).
— До сих пор государство лояльно относилось к малому бизнесу, и если не помогало, то по крайней мере не мешало, — декларирует владелец «Яслей» Александр Зарайский. — Этот сегмент общепита — маленькие кафе и бары, принадлежащие, как правило, одному человеку или небольшой группе друзей-единомышленников, — бурно развился в Санкт-Петербурге в последнее десятилетие. Нужды в каком-то профсоюзе никто из участников не ощущал, так как все могли заниматься своим делом.
А сейчас по этой отрасли нанесён серьёзнейший удар, противостоять которому в одиночку практически невозможно. И даже владельцы тех заведений, что сегодня не попали под запрет, наскребая у себя заветные 50 метров, понимают, что завтра придут за ними.
14 июня депутат Денис Четырбок в ответ на обращения предпринимателей объявил о создании рабочей группы, которая разработает отдельные правила для «авторских баров». В «Союзе независимых рестораторов Санкт-Петербурга» обращают внимание, что юридически ни «наливайки», ни «авторские бары» пока никак не определены, а также нет понимания, кто из предпринимателей попадёт в рабочую группу и кому она, соответственно, поможет.
— Мы безусловно приветствуем создание рабочей группы, пусть и несколько запоздалое, и будем пытаться донести свою позицию. Но зачем принимать такие законы, после которых нужно решать вопросы в индивидуальном порядке? — удивляется Николай Конашенок из «Бара 76».
«Союз независимых рестораторов Санкт-Петербурга» просит правительство города передать списки заведений, на которые поступали жалобы от жителей домов. Многие предприниматели готовы выделить финансирование, сотрудников, штатные машины и смартфоны для проверки адресов, утверждает сооснователь бара «Бакунин» и один из организаторов движения Александр Романенко.
— Мы тоже заинтересованы в борьбе с «наливайками», — отмечает он. — Но считаем, что единственный вариант — это закрывать заведения точечно, а не вводить однобокие законы.