В 2016 году молодой российский бизнесмен Нарек Сираканян начал работать над проектом Sessia — социальной сетью, созданной на основе технологии блокчейн. Для обычных пользователей этот сервис является симбиозом системы лояльности и соцсети, а компании, зарегистрированные в приложении, получают бесплатные CRM-систему, интернет-магазин и инструменты для продвижения. В интервью Inc. Нарек рассказал, как IT-технологии способны изменить малый и средний бизнес, с какими трудностями сталкивается IT-стартап в России и зачем международному бизнесу нужна криптовалюта.
— IT-проекты часто создают, исходя из личных потребностей. Или основатель берет за основу зарубежную модель и внедряет ее у нас, видя, что ниша свободна. Как произошло у вас?
— Я руководил компанией Bing Han (на рынке существует уже 30 лет). Она развивалась довольно успешно, но сильно уступала в IT-технологиях. Это общая тенденция индустрии — многие крупные компании отстают технологически. И мы увидели здесь большие перспективы для инвестирования и развития IT-технологий. Например, в рынок такси вложили огромные деньги, за счет этого появился Uber и другие сервисы. Мы решили создать IT-решение сначала для своей компании Bing Han. Увидели фантастические результаты: отзывы постоянных клиентов, рост дистрибьюторских структур, повышение лояльности, привлечение новых клиентов. Потом мы создали стартап — кофейную компанию COFFEECELL. На ней мы протестировали, как Sessia помогает не только крупным компаниям, которые давно на рынке, но и малому бизнесу. Нам удалось сэкономить огромные деньги, и сегодня COFFEECELL — одно их самых технологичных решений на рынке.
— То есть Sessia изначально была разработана для восстановления финансового баланса в вашей компании и создания новой?
— В том числе да. Это была тестовая версия. Дело в том, что создание IT-проекта — очень сложный и долгий процесс. Столько ошибок совершаешь, что просто с ума можно сойти. Поэтому первую, самую трудную часть пути мы проделали на наших компаниях.
— Как именно это приложение помогает развиваться бизнесу?
— Бизнес-партнер может открыть свой бизнес с помощью Sessia меньше, чем за минуту. Заходит, регистрируется, загружает реквизиты, товары с ценами и т. д.
— Бесплатно?
— Да, это абсолютно бесплатно. Приложение работает по системе кэшбэка и кикбэка. Большинство знакомы с кэшбэком — это когда я что-то купил и мне вернули процент с покупки.
Но у нас есть, помимо этого, система кикбэка. Допустим, я поел в ресторане и получил кэшбэк, система автоматически публикует мой чек в ленте. Если этот чек увидели друзья, система сама это запоминает благодаря технологии блокчейн. И если кто-то из этих друзей будет ужинать в том же ресторане, то с их покупок я буду получать кикбэк, который Sessia опять же автоматически мне начислит. Обратите внимание: наша умная система не стимулирует пользователей делиться своими чеками — она делает это за них при их одобрении. Кстати, чек невозможно подделать — технология блокчейн надежно защищает Sessia от подделок и взлома.
— Какой процент кэшбэка обычно устанавливают заведения?
— Каждый бизнес для себя решает сам. В нашем приложении владелец при регистрации в бизнес-версии Sessia устанавливает свой процент кэшбэка, который он готов отдавать клиенту. Некоторые маленькие рестораны готовы и 15-20% платить. Крупные сетевики вроде «Ашана» или Walmart, может быть, вернут только 1%.
Если 10% бизнесов будут готовы напрямую платить своим клиентам за рекомендации, это довольно хороший показатель. Это то, на что мы рассчитываем.
— Как вы сами на этом зарабатываете?
— Мы удерживаем 20% с кэшбэка клиента, но не с бизнеса. Грубо говоря, если вы поели на $10, ваш кэшбэк с ресторана составит $1 и мы из него удерживаем 20%, то есть 20 центов, — это наш доход. Клиент получит 80% своего кэшбэка, а мы 20%. Бизнес, получается, ничего не платит дополнительно.
— Вы позиционируете Sessia как социальную сеть. Но соцсеть — это все же больше развлекательная площадка в традиционном понимании. У вас получается микс соцсети и сервиса.
— Да, как бы ни было сложно, мы стараемся мыслить в двух направлениях. Для бизнеса это инструмент продвижения и работы с клиентами. С точки зрения обычных пользователей, это социальная сеть нового поколения. Помимо пользы от получения кэшбэка и кикбэка, это еще и такой fun place — всегда интересно видеть чеки друзей и рекомендации мест.
— Я бы не всеми совершенными покупками хотела делиться.
— Система публикует чек только в том случае, если я предоставил свой QR-код. Если я не хочу, чтобы кто-то видел мою покупку, я не даю код, но тогда я и не заработаю кэшбэк, потому что бизнес не получил от меня рекомендацию, — это справедливо.
Знаете, по жизни я тоже вряд ли стал бы делиться всеми своими покупками. Думаю, что в будущем возможны истории, когда представители СМИ будут использовать информацию о покупках в своих целях и мы увидим много интересных публикаций.
— Думаете, кто-то из публичных людей будет публиковать компрометирующие чеки?
— Думаю, да. Не удивлюсь, если некоторые люди будут специально публиковать чеки, чтобы все видели, какие блюда они заказывают.
— А можно зарегистрироваться одновременно в двух версиях Sessia?
— Нет. У бизнеса своя версия — Sessia for business, у клиентов — просто Sessia. Там даже разный дизайн: в Sessia «для всех» — веселые цвета, для бизнеса — более строгий вариант. В бизнес-версии другие элементы навигации (кнопки, иконки) — там целая СРМ-система и свои функции. А интерфейс для клиентов больше напоминает соцсеть.
— Приложение рассчитано на российский рынок или международный?
— Оно уже международное. Когда мы начинали проект, первые пользователи были даже не в России. Большинство клиентов компании Bing Han находятся на Тайване, в Гонконге и т. д. Сейчас мы уже представлены в 15 странах. Sessia переведена на 15 языков, основная аудитория в России, странах СНГ, Вьетнаме, начинаем подключать американский рынок.
— А почему компания была изначально зарегистрирована именно в Гонконге?
— Гонконг удобен для решения ключевых задач, таких как масштабирование проекта в страны азиатского региона, поэтому мы зарегистрировали компанию там. Азиатский рынок огромен — и поэтому для нас крайне важен. Да, Россия для нас тоже важна, как и США, но китайский рынок более продвинут в мобильных приложениях.
— Все кэшбэки и кикбэки в Sessia начисляются в единой валюте — киксах. Для их получения у каждого пользователя должен быть свой электронный кошелек. Откуда взялась эта система? В чем ее отличие от обычной системы лояльности?
— Валюту придумали мы сами. Слово «кикс» — от слова «кикбэк». Это наша внутренняя валюта, созданная, опять же, на технологии блокчейн. Ею мы расплачиваемся внутри приложения. В обычной системе лояльности так: если компания, которая начислила вам баллы, к примеру, закрылась, то баллы сгорают. Или же как с «Аэрофлотом»: у клиента забрали баллы в результате скандала. А в Sessia не компания владеет вашими киксами или баллами, а вы сами. Они децентрализованы. Их никто не может забрать или заблокировать. Даже если Sessia захочет, она не сможет, — вы владелец своего кошелька. В этом главное отличие от обычной системы лояльности.
— А что можно сделать с этими баллами?
— Вы можете в странах, где позволяет законодательство, купить товар в маркетплейсе Sessia, можете перевести их себе на карту обычными деньгами за несколько секунд. Правда, может взиматься комиссия, — в зависимости от страны, где вы находитесь, и от банка, через какой делаете перевод.
— Почему вы не использовали уже существующую криптовалюту?
— Потому что некоторые транзакции в системе блокчейн будут стоить очень дорого. Например, тот же биткоин не так дешево отправить, — он выгоден, когда переводят крупные суммы. Для мелких кэшбэков нам был необходим максимально быстрый и недорогой способ перевода.
Представьте: вы поели в бургерной Нью-Йорка на $10. Я через год полетел в Нью-Йорк и тоже поел в этой бургерной. Sessia помнит, что я увидел ваш чек, и она должна вам начислить кикбэк 5 центов, переведя их в Москву. Как из Нью-Йорка вам будут отправлять эти деньги? Если идти стандартным путем, только сама транзакция обойдется в несколько долларов. А с криптовалютой все иначе.
— Настроения на криптовалютном рынке резко поменялись на рубеже 2017-2018 гг. Цены на биткоин снизились, доверия стало меньше. Что вы думаете об этом? Какие перспективы у криптобизнеса?
— Когда что-то падает в цене, доверия всегда становится меньше. Хотя на данный момент капитализация криптовалют сократилась до $130 млрд (а когда-то она достигала $500-600 млрд), перспективы космические.
Криптовалюта помогает IT-проектам глобализоваться и решить проблему с дороговизной отправки денег. Это называется утилити-токен. Когда люди начнут понимать, как с помощью утилити-токенов можно решать бизнес-задачи, тогда возобновится рост криптовалюты и индустрии в целом. Но на это нужно время.
— Сколько?
— Несколько лет точно. Пока не появятся новые проекты, которые громко заявят о себе. В долгосрочной перспективе я спокоен за индустрию криптовалюты. Краткосрочно она будет находиться в турбулентности.
— Как планируете развивать Sessia с инвестиционной точки зрения? В чем привлекательность проекта для инвесторов?
— Мы пошли по пути краудфандинга и в середине прошлого года провели первый раунд на небольшую сумму в $3 млн — хотели понять, как все работает. Нам удалось закрыть краудфандинг раньше заявленного срока: в идею поверило 2,7 тыс. человек, это и обычные пользователи, и инвесторы. Сюда же входят бизнесы, которые планируют стать клиентами Sessia. Они понимают, что свои деньги вкладывают потенциально: потом они будут расплачиваться нашими киксами, которые вырастут в цене.
В этом году мы запустим второй раунд покрупнее — от $5 млн до $50 млн. Нам нужны эти деньги не на разработку, а на маркетинг и масштабирование. У нас уже есть понимание, как правильно пиариться, привлекать и клиентов, и бизнесы.
— Как быстро современная технология блокчейн может проникнуть в сферу малого и среднего бизнеса?
— Мы стараемся, чтобы это произошло быстрее, и, думаю, Sessia сыграет огромную роль на мировом уровне в ускорении процесса внедрения этой технологии в бизнес. Мы относимся к этому серьезно, разработали обучающую программу, цель которой — донести до владельцев бизнесов, зачем им криптовалюта и IT-технологии.
— А больше никто этим не занимается? Как вообще обстоят дела с конкурентами Sessia?
— Мне кажется, мы нашли свою нишу, и я не могу сказать, что мы конкурируем с традиционной социальной сетью. Мы предлагаем совершенно иное. Facebook и Instagram сделали мир гораздо прозрачнее: на личной странице есть кнопка «статус», фотографии пользователя, можно узнать то, что раньше ты не знал про этого человека. Я хотел продвинуться еще на один шаг. Что это может быть? Информация, как люди тратят деньги.
Кстати, в Sessia есть функция «благотворительность»: если человек не хочет показывать чеки в ленте, он может отправить кэшбэк на благотворительность. Это автоматически отобразится в его профиле. И мы хотим создать криптоблаготворительный фонд, который может стать одним из самых крупных в мире.
— Все-таки получается, сервиса, подобного вашему, больше нет?
— Нет такого аналога, который дал бы все решения сразу. В мире полно CRM-систем для бизнеса, но нет привязки CRM к кэшбэкам и соцсети. У нас получилось создать симбиоз нескольких функций на основе технологии блокчейн. И, думаю, этим мы опередили и время, и возможных конкурентов, которые могут появиться в обозримой перспективе. Sessia покажет, как создавать и эффективно использовать утилити-токены. Ее успех приведет криптомир к более традиционному рынку, к которому мы все привыкли.