• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

Бизнес-кодекс: Максим Каширин, основатель группы компаний Simple

Бизнес-кодекс: Максим Каширин, основатель группы компаний Simple

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Не зрелищами едиными. Чем вашему бизнесу может помочь виртуальная реальность

Не зрелищами едиными. Чем вашему бизнесу может помочь виртуальная реальность
Фото: Krisztian Bocsi/Getty Images

Изначально к VR/AR-технологиям относились преимущественно как к развлекательной истории, годной для всевозможных квестов и аттракционов. Но со временем ситуация резко изменилась: виртуальная и дополненная реальность оказались чрезвычайно востребованы бизнесом. По прогнозам, рынок VR/AR в ближайшие несколько лет покажет взрывной рост и к 2021 году достигнет $108 млрд. Глава отдела развития iVariant Юлия Гуккина рассказывает о наиболее перспективных направлениях использования этих технологий в бизнесе и советует поторопиться с их внедрением (завтра может быть уже поздно).


Корпоративное обучение


Все больше компаний предпочитают обучать своих сотрудников в VR/AR-формате. Это недешево, но позволяет эффективно моделировать внештатные ситуации и отрабатывать стратегию поведения во время различных ЧП. Наиболее яркий пример из зарубежного опыта — VR/AR-лаборатория финского энергетического холдинга Fortum. С помощью технологий виртуальной и дополненной реальности эта компания обучает сотрудников ядерных электростанций.


В России VR/AR-обучение персонала активно внедряют «Газпром», «Сибур» и другие крупные холдинги. Бизнес поменьше позволить себе эту роскошь пока не может — из-за дороговизны разработки проекта (не говоря уже о затратах на регулярное обновление или масштабирование).


Простой пример: разработчик делает для компании программу по обучению работе с топливозаправщиком на аэродроме. Но если с оборудованием или рабочим процессом в реальном мире произойдут изменения — придется перенастраивать и софт. Боязнь впасть в зависимость от разработчиков и высокие затраты отбивают многим компаниям всю охоту внедрять VR/AR-обучение персонала.

Однако уже в ближайшие годы ситуация изменится — благодаря платформенным решениям технологии виртуальной и дополненной реальности станут массовыми. Сейчас это сложно представить, но разработка и внедрение VR/AR-софта вскоре станет не сложнее создания сайта на WordPress или «Битриксе». Уже сейчас некоторые разработчики предоставляют своим клиентам возможность самостоятельно создавать и обновлять VR/AR-проект, например добавлять и убирать объекты или даже менять всю логику работы.

Еще одна важная тенденция: рынок двигается в сторону удешевления и ускорения разработки проектов с виртуальной и дополненной реальностью (а это приведет к активному росту их числа). В Финляндии университет Metropolia запустил курсы по программированию VR/AR-решений преимущественно в b2b-области. Они созданы по кластерному принципу: задействованные в разработке соответствующих технологий компании будут базироваться в университете и готовить студентов конкретно под свои проекты.


Маркетинг и продажи


Сегмент VR-визуализаций в маркетинге и продажах тоже имеет огромный потенциал и уже развивается быстрыми темпами. Это идеальное решение для демонстрации клиентам возможностей тяжелой крупногабаритной техники, медицинского и заводского оборудования.

Менеджерам по продажам больше не нужно описывать на словах преимущества продукта (например аппарата МРТ). С помощью VR/AR-технологий заказчик может подробно и наглядно ознакомиться с предлагаемым оборудованием и всеми его деталями, а также полностью изучить его функционал.

В Европе и США такое маркетинговое решение уже достаточно популярно. Например, один из лидеров индустрии — компания Kaon Interactive —успешно создает решения для Lenovo, Siemens и Cisco. В России эта ниша пока остается практически незанятой.


Музеи и образование


Удешевление VR/AR-разработок и появление платформенных решений сделают возможным их использование в самых разных сферах. Одна из них — музейно-выставочная деятельность, и первые успешные примеры уже есть. Калининградский Музей Мирового океана при помощи VR полностью воссоздал работу глубоководного обитаемого аппарата «Мир-1» —посетители могут совершить виртуальное погружение в те точки мирового океана, куда действительно отправлялась команда этого батискафа.

VR/AR-технологии плотно укрепились и в мировой образовательной индустрии. Так, проекты американской компании Unimersiv позволяют виртуально исследовать Международную космическую станцию, изучить анатомию человека, узнать тайны Стоунхенджа, римского Колизея или афинского Акрополя.

Очевидно, что рынок и обычные пользователи постепенно привыкают к VR/AR-технологиям, а сама ниша стоит на пороге динамичного развития. Поэтому именно сейчас благоприятное время для привлечения инвестиций и запуска проектов с виртуальной и дополненной реальностью. Завтра может быть уже поздно.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России