Весь 2017 год прошел в обсуждениях пузыря ICO и перспектив блокчейна. Сейчас хайп немного поутих, а некоторые пузыри, о которых предупреждали эксперты, уже начали лопаться: недавно стало известно, что почти половина проведенных в 2018 году ICO не имеют готового продукта. Что сейчас происходит на этом рынке и что нужно делать инвесторам и стартапам, обсудили участники дискуссионной панели РИФ «Блокчейн + ICO: трансформируя реальность». Inc. публикует самое полезное из их дискуссии.
Спикеры
Ася Ибрагимова
Автор и ведущая секции
CEO коммуникационного агентства А-TAK
Джон Артман
главный редактор TechNode и контрибьютор TechCrunch
Анти Данилевский
генеральный директор и основатель Kickico
Алексей Антонов
сооснователь SONM
Виталий Цигулев
операционный директор Waves Lab
Ксения Чабаненко
основатель Yoken
Дима Девинн
сооснователь Dbrain, Thngs
Никита Иванов
основатель, технический директор GridGain
Александр Гаркуша
cооснователь и технический директор ModernToken
Блокчейн как «легкий способ поднять бабки»
Иванов:
В Кремниевой долине сейчас заканчивается вторая волна интереса к блокчейну, которая возникла на хайпе с ICO; первая была лет пять назад. Широкого применения в бизнесе у блокчейна нет. Инвесторы не любят вкладывать в то, чего не понимают. В целом в Америке тяжело поднимать деньги под блокчейн-технологии, там сейчас доминирует тематика машинного обучения и искусственного интеллекта.
Артман:
В Китае блокчейн-компании работают как обычные. Вообще правительство Китая очень поддерживает технологии, которые решают их проблемы. У блокчейна и ICO очень много потенциала в этом направлении. Администрация Ханжоу (это город, в котором находится штаб-квартира Alibaba) направило $1,6 млрд на блокчейн-проекты. 30% фондов спонсируется правительством. Сам факт, что локальное правительство вовлечено в такой проект, — хороший знак. Есть множество компаний, которые очень внимательно смотрят на блокчейн, например очень крупный производитель FoxCon. Для них это отличный способ отслеживать поставщиков. Jdong (jd.com), крупнейший онлайн-ретейлер, тоже активно исследует блокчейн, особенно в логистике, где у них своя сеть. Создатели Wechat, самой крупной онлайн платформы, работают с правительством провинции Гуанси, с проектами в медицинской сфере.
Девинн:
Экономическим отношениям между людьми тысячи лет, мы прекрасно жили без блокчейна всё это время. По сути, сейчас мы тут обсуждаем лёгкий способ поднять бабки и не сесть в тюрьму. Мы правда делаем проекты, которые нужны людям и на их реализацию сразу необходимо $40 млн? Ну да, бывают такие проекты. Но сколько бы вы денег ни подняли, если у вас нет продукта и вы не придумали, как эти средства вернуть и преумножить, они рано или поздно закончатся и кто-то действительно попадет в тюрьму.
Иванов:
Да, сейчас идет волна негатива, до 90% токенов — абсолютный fraud (англ. мошенничество — Inc.), и это убивает те единичные проекты, у которых есть какие-то идеи. ICO, токены и блокчейн — абсолютно технические детали. Под любую идею должен быть нормальный бизнес.
Данилевский:
По-хорошему, когда появится регулирование, огромное количество utility токенов исчезнет, будут делать нормальные секьюрити токены, привязанные к бизнесу. Мы работаем над тем, чтобы запретить допуск к ICO компаниям, у которых нет минимального работающего бизнеса. То, что «мы когда-нибудь сделаем», никогда не будет сделано. Серьезные блокчейн-проекты не проводят ICO, просто ездят по фондам, привлекают инвестиции, считая, что им нужно не 1 тыс. микро-инвесторов, а нормальный совет директоров.
Utility токен
— токен протокола; используется для приобретения услуг внутри проекта. Предназначен не для извлечения прибыли, а для облегчения процесса покупки.
Гаркуша:
Блокчейн без денег не существует. В абсолютно любой блокчейн-системе существуют майнеры, которые получают комиссию, — кстати, именно этот факт лежит в корне решения Центробанка от июля 2016 не преследовать криптовалюты. Если убрать финансовый стимул для майнеров, вся идея развалится. Второй момент — не существует ни одного блокчейн-решения, масштабируемость которого проверена хоть сколь-нибудь продолжительной практикой.
Антонов:
Разделите в голове блокчейн как технологию и идею цифровой собственности. Блокчейн может использоваться во многих областях — в той же логистике — потому что это просто способ записи информации определенным образом. А есть цифровая собственность. Действительно, она не работает как хотелось бы, потому что невозможно без блокчейна продать компанию с токенами. Кроме того, происходит спекуляция термином ICO — фонды и частные лица заходят в компанию и берут и акции, и токены в нагрузку, получается и стартап, и ICO предложили. А ведь это все очень разное.
Иванов:
Сегодня венчурные инвесторы начинают укреплять свои права на ICO портфельных компаний. В итоге токены сольются с традиционными акционерными инвестициями. Это абсурд, когда стартап на ранней стадии (два чувака в гараже) поднимает $50-100 млн. Это убивает бизнес. Есть четкая бизнес-логика, сколько денег на каждом раунде давать, например seed-раунд — это $2-3 млн. Скоро в договорах в Долине будет полстраницы правил по поводу криптовалюты и ICO.
Комьюнити и сварливые бабки
Данилевский:
У нас изначально была команда, которая сидела в английских чатах и общалась, после ICO нас стало больше и общаться мы стали еще больше. Я сам постоянно сижу в сообществах ВК и читаю, что они пишут, что им нравится/не нравится. Комьюнити — главное, что у вас есть. Нужно их любить, и чтобы они любили вас.
Антонов:
Я бы сравнил комьюнити блокчейн-проекта со сварливой бабкой. Его общий уровень определяется по нижней планке. У нас в чате кто-то регулярно пишет, что «в школе дела не очень». Главное для блокчейн-комьюнити — пережить момент от ICO до точки, когда инвесторы могут выйти в плюс. После этого к вам вопросов нет. А в процессе бабка у подъезда не будет приставать, если только не к чему прицепиться, а прицепиться всегда есть к чему: что-то не так на сайте, куда-то делся сотрудник. Комьюнити — тот бодрящий эликсир, который заставляет держаться в тонусе.
Девинн:
Надо понять, какая идея объединяет ваше сообщество. Если это нажива, то конечной точкой и будет нажива, в лучшем случае. Если продукт, то конечной точки быть не должно, пока существует и развивается продукт. Если пользователь видит табличку «Вложи сегодня $100, получи завтра $200», на что он будет смотреть? Не на продукт — там ничего не понятно. Он смотрит на предыдущие проекты команды и на какие-то ключевые для него метрики, например количество подписчиков, лайков или лестных комментариев. При первых ICO какой-то умный человек придумал баунти-программу: когда ты предлагаешь кому-то шерить посты среди друзей и даешь немного криптовалюты за это. Потом люди хакнули этот метод, завели фермы с фейковыми профилями и дают проектам почти бесполезные подписки, лайки и шеры в соцсетях и телеграм-каналах. Мы запустили баунти-программу и пожалели об этом, но это же блокчейн, откатить назад нельзя. Я бы не стал тратить деньги на это, также как и на платные размещения в крипто-СМИ. Если ваш продукт правда интересен или может быть полезен своей аудитории, то стоит питчить его в технологические медиа первой величины. Это достойная валидация, за деньги эти публикации не купишь. Ну почти.
Как продвинуть ICO
Гаркуша:
Самый действенный инструмент привлечения сегодня — роад-шоу. Есть подходящие для этого конференции, например Consensus. Раньше это была реклама, партнерские сетки, закупка рекламы в крипто- и не крипто- медиа, а сейчас — формирование коммьюнити. В 2016 было ощущение, что ICO могут делать люди с исключительно качественным продуктом; в 2017 туда полезли все. Facebook и Twitter запретили прямую рекламу, но закупка постов у лидеров мнений никуда не делась. Прошлым летом выходило одно ICO в день, осенью — уже 25-40 ICO в день, а потом канал в Telegram, через который я отслеживал эти 25-40, утонул в увеличившемся потоке. Спасают только ICO-агрегаторы (ICObazaar, ICObench и другие).
Чабаненко:
Стоимость коммуникации за последний год очень выросла: договариваешься о публикации, тебе пишут цену, потом просишь криптокошелек и тебе выставляют сумму в два раза выше. Но идет разработка менее продажных инструментов, происходит саморегулирование рынка. Чтобы пробиться через пелену проектов, помимо продукта вам нужна упаковка на конкурентоспособном уровне. На рынке в целом мало надежных источников информации. Участвуйте в панелях, конференциях, подобных этой, общайтесь с людьми, которые реально работают на рынке. Роад-шоу тоже очень важны — вас очень хотят видеть, взглянуть в ваши честные глаза, поговорить о вашей команде и принять решение. Сегодня основной источник информации — это люди. Инструментами, которые у кого-то сработали, можно пользоваться, но не стоит рассчитывать, что они у вас сработают. Команда, занимающаяся продвижением, должна быть гибкой, готовой меняться, пробовать разные каналы.
Блокчейн будущего
Гаркуша:
Есть три технологических трудности, которые все пытаются решить: масштабируемость, безопасный proof-of-stake (алгоритм консенсуса, используемый многими блокчейн-платформами, — Inc.), cross-blockchain interactions. Решение проблем №1 и №3 изменит ландшафт. Избавление от первой проблемы приведет к меньшим комиссиям, чем сейчас. Третья проблема убьет централизованные биржи. Еще есть момент, о котором я не сказал, — возможность обзавестись легко читаемым именем для своего криптовалютного адреса; Telegram пообещал реализовать это в рамках работы над TON, и, уверен, другие платформы тоже реализуют эту возможность.
Данилевский:
Сейчас у нас период финтехпроектов — кошельков и бирж. В дальнейшем нас ждут крупные государственные проекты, вроде Госуслуг. Знаете о китайском проекте с социальным рейтингом? Следующим этапом его переведут на блокчейн и интегрируют с правительством.
Антонов:
Нас ждет множество облажавшихся проектов 2017 года, которые решат, что пора фиксировать прибыль, и мы, наконец, получим статистику по ICO и блокчейн-проектам. Инвесторам будет на что ориентироваться, они станут принимать более грамотные и взвешенные решения. Будет больше проектов, поднимающих деньги как венчур, вслед за Telegram проекты из ИТ-сферы будут переходить в крипту и вернут славу крауд-сейлу.